Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

В современном мире мы все чаще встречаемся с такой проблемой как возросшая активность в пользовании телефоном, планшетом и компьютером детей дошкольного возраста. Вследствие чего наблюдается снижение уровня сохранения здоровья и жизни, также отсутствие навыка социальной адаптации, низкий уровень способов организации здорового образа жизни в неблагоприятных экологических условиях. Таким образом, тема «Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников» является чрезвычайно актуальной в современном обществе и педагогической и родительской общественности.

По данным ЮНЕСКО известно, что 93% маленьких детей смотрят на экраны своих гаджетов около 28 часов в неделю, это приблизительно 4 часа в день, что значительно влияет на состояние детского организма в целом. Эту проблему представила учитель-логопед высшей квалификационной категории Эмма Агопян в своем докладе «Влияние гаджетов на речевое развитие детей». Также над этой проблемой задумывались: Возвышаева И.В. «Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты»; Дик Н.Ф. «Как сохранить и укрепить здоровье дошкольников.» и Захарова, Т.Н. «Формирование здорового образа жизни «.

квалификационная работа по профессии няня

Тема работы: воспитание сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Цель работы:  исследовать и подобрать материал для работы по теме воспитания ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретические материалы по данной теме.

2. Подобрать практические формы и методы обучения и воспитания детей бережному отношению к своему здоровью.

Методы исследования: анализ теоретического материала, комплектование практических материалов по теме работы.

Предмет исследования: формы и методы обучения и воспитания ЗОЖ.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

дети дошкольного возраста

Здоровый образ жизни как общая теория здоровья

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников. Активная жизнедеятельность людей, должна быть направленна на сохранение и улучшение здоровья человека, на достижение им полноценного выполнения социальных функций и активного долголетия.

Для детей — это стиль жизни, который направлен на адекватное поведение в различных ситуациях. Обеспечение оптимального двигательного режима ребятишек, который способствует развитию основных двигательных качеств, является одним из важных составляющих правильного образца поведения. Движения являются одним из основных составляющих средств укрепления растущего организма, но их не должно быть слишком много.

Здоровьесберегающие темы:

  1. Правильное питание.
  2. Режим дня.
  3. Двигательная активность.
  4. Полноценный отдых и сон.
  5. Гигиена.
  6. Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
  7. Здоровые привычки и закаливание организма.

Хочется отметить, что в здоровые привычки, кроме прогулок, занятий спортом, входит правильное обращение с телефоном, компьютером и планшетом. Поэтому нужно  воспитать в ребенке правильное пользование гаджетами во избежание в дальнейшем борьбы с компьютерной или телефонной зависимостью.

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

Формирование у дошкольников ценного отношения к здоровью

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников. В валеологии ученые выделяют психологический и социальный компоненты здоровья. Отношение к этому понятию в целом у детей остается пассивным. Значительная часть поведение в целях самозащиты определяется представлениями детей о здоровом образе жизни. При воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации для занятий физкультурой отношение ребенка к себе меняется. Основой формирования у детей потребности в здоровьесберегающем поведении является формулирование отношения к здоровью как к самому ценному в жизни. Такая потребность помогает решить самую важную психологическую и социальную задачу становление у подрастающего поколения позиции отношения к правильным привычкам и сознательного сохранения своего организма в крепком и активном состоянии.

методы формирования ЗОЖ в ДОУ

Психолого-педагогическое основы воспитания у дошкольников навыков ЗОЖ

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников. Здоровье растущего и активного малыша — это одна из самых главных проблем в современной науки, которую следует отнести к одной из самых важных среди существующих наук. Так как именно состояние современного поколения определяет состояние общества и государства в целом. Правила здоровьесбережения дети должны усвоить до окончания детского  сада, так как следующая ступень жизни — очень трудная. Детям старшего дошкольного возраста придется адаптироваться к школе, у них появится строгий распорядок дня и новые задания. При этом ребенок может не подозревать, что его обучают, он получает важные и интересные знания, которые применит на практике.

Что должен знать и выполнять ребенок детсадовского возраста

  1. Правила личной гигиены.
  2. Уметь жить по режиму дня.
  3. По технике безопасности уметь вести себя дома и в общественных местах.
  4. Знать строение человека и как работает организм.
  5. Знать правила питания.
  6. Уметь защищаться от простуды.
  7. Уметь оказывать первую помощь при порезах ушибах.
  8. Знать упражнения для профилактики болезни.
  9. Уметь различать, что опасно, а что полезно.
Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

ЗОЖ — активная жизнедеятельность людей, которая направленная на сохранение и улучшение здоровья человека, на достижение им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Обеспечение оптимального двигательного режима ребятишек, который способствует развитию основных двигательных качеств, является одним из важных составляющих в формировании правильных жизненных навыков. Движения являются одним из основных составляющих средств сохранения и укрепления здоровья, но их не должно быть слишком много , чтобы не перегрузить детский организм.

При воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации для занятий физкультурой отношение дошкольников к своему здоровью меняется. Основой формирования у подрастающих малышей потребности в здоровьесберегающих формах поведения является формулирование отношения к собственному здоровью как к самому ценному в жизни. Такая потребность помогает решить самую важную психологическую и социальную задачу становление позиции отношения к своему здоровью.

Здоровье ребенка — это одна из самых главных проблем в современной науки, которую следует отнести к одной из самых важных  среди существующих наук. Так как здоровье современного поколения определяет состояние общества и государства в целом. Правила здорового образа жизни дети должны усвоить до окончания детского  сада, так как следующая ступень жизни — очень трудная.

зож для дошкольников

Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Основными методами и формами формирования здоровья дошкольников являются: проведение психологических специально разработанных занятий с детьми; упражнения; психологические игры; разрешение проблемных ситуаций на практике; драматические игры; игры в движении; творческие игры; прочтение сказок и их анализ; беседы; творческие игры; коллективный труд и сочинение сказок.

Формирование мировоззрений у дошкольников о здоровье эффективно при использовании трудовой деятельности , в которой основы и ценности ЗОЖ.

С целью формирования процесса представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности:

  • помощь в ремонте книг и игрушек
  • чтение книг
  • ухаживание за цветами, рыбками и т.д.
  • встречи с людьми разных профессий
  • беседы о пользе труда
  • показать характер и значение труда в жизни людей , и воспитать уважение к нему и людям труда.

Наибольшие возможности для формирования ЗОЖ посредством трудовой деятельности создаются при наличии эмоционального комфорта у ребенка. Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников.

дети делают зарядку

Роль няни в воспитании здоровых привычек

Важно, чтобы подрастающий малыш ощущал на себе заботу и внимание няни, а общение становилось главным средством взаимосвязи в детском коллективе.

В трудовой деятельности дошкольников няня должна учитывать характер отношений между детьми , т.к. в дружеской обстановке расположения сверстников дети чувствуют себя более увереннее, спокойнее; они могут рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками  привлекают детей к совместному труду, а создавшийся в детском коллективе положительный эмоциональный климат способствует к формированию здоровых отношений.

Определить представления детей о здоровых привычках няне помогут беседы с картинками каких-либо сюжетов, в которых ситуация не решена до конца и решить ее могут сами дети. Они должны отметить, как поступят данные персонажи в той или иной ситуации, используя свои знания и личный опыт.

Объединяя восприятия детей о здоровьесберегающем поведении с разными ситуациями из жизни (в игре, учебе, труде), няня способствует обогащению их полезными привычками, способствующими закреплению навыков правильного поведения. 

В процессе формирования мировоззрения у детей большим воздействием обладает личный пример няни. Воспитательное действие личного примера основано на способности к подражанию.  В процессе подражания и общения со взрослыми ребятишки легче воспринимают полезность труда и образцы правильных поступков.

роль няни в формировании зож

Основные психолого-педагогические пути формирования мировоззрения у дошкольников о ЗОЖ

Основные психолого-педагогические пути формирования мировоззрения у подрастающего поколения о ЗОЖ в трудовой деятельности:

  • создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого члена коллектива
  • обеспечение достаточно полного удовлетворения духовных и физических потребностей каждого ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе трудовой деятельности
  • способствование к формированию активного усвоения норм ЗОЖ
  • развитие желания детей заниматься трудовой деятельностью.

Методы и задачи воспитания подрастающих малышей многосторонние. Особою роль играют проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, поскольку от оперативности решения этих проблем зависит их полноценное развитие.

У детей детсадовского возраста уже есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о ЗОЖ:

  • психологические процессы, рост самооценки, активное развитие чувства ответственности;
  • положительные изменения в физическом и функциональном развитии, ребята учатся  демонстрировать и сохранять правильную осанку;
  • дети способны самостоятельно выполнять бытовые дела, владеют навыками обслуживать себя, прилагают усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников: игры

Игры и упражнения для укрепления здоровья ребенка

Для формирования миропонимания детей важны особые упражнения, укрепляющие общее самочувствие детского организма, система физиологического воспитания. Для этого каждые день в группе детского сада ведется утренняя гимнастика, задача которой, сделать бодрым настроение у ребят, укреплять самочувствие, развивать сноровку, физиологическую мощь.

Подвижные игры оказывают большущий смысл на составление миропонимания у ребят старшего дошкольного возраста. Подвижные игры ведутся в группе, на особых упражнениях, во время прогулок, музыкальные занятия и в промежуточные интервалы между занятиями. Игры для ребятишек в группе организует няня, но чаще всего сами малыши.

Процесс формирования миропонимания ребят старшего дошкольного возраста о ЗОЖ плотно связан с воспитанием у их любви к чистоте, аккуратности и порядку. Кроме утренней зарядки каждый день с детьми ведутся особые физиологические занятия. Задача данных занятий — научить верному выполнению перемещений, разным заданиям, ориентированным на становление координации тела и увлечение самостоятельной двигательной энергичности. Становление перемещений, во время прогулок исполняется образование двигательной энергичности ребят старшего дошкольного возраста. Конкретное оглавление имеет возможность владеть любая прогулка. Так, няня задумывает для прогулки ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для последующей работы в группе, состязания и т.д.

утренняя гимнастика в ДОУ

Режим дня для здоровья ребенка

Действенное составление миропониманий детей имеет возможность реализоваться лишь только при четком соблюдении режимных факторов детского сада. Прогулки и дневной сон оказывают позитивное воздействие на формирования представлений ребят старшего дошкольного возраста. Прогулки и дневной сон содействуют развитию перемещений малыша, его физиологической энергичности, делают зоны развлечений и расслабления, крепят нервную систему растущего организма.

Читайте также статью: Режим дня для детей дошкольного возраста

Следует помнить, что следует придерживаться некоторых правил при проведении режимных процессов:

  • Полное и современное удовлетворение всех органических потребностей.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение частоты тела, одежды и пастели.
  • Привлечение ребятишек к посильному участию  в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей всех детей и индивидуальных особенностей каждого.
режим дня для дошкольника

Программа формирования ЗОЖ

Тема 1. Самопознание и саморегулирование

1.1 «Что такое здоровье».

Здоровье — это солнце. Лучики этого солнца: здоровое тело, здоровый дух, хорошее настроение, доброе отношение к окружающем и себе, забота и понимание окружающих людей, жить в ладу с собой.

Факторы которые влияют на наш организм: природа, генетика, образ жизни, состояний окружающей среды (воздух, вода, климат и т.д.), питание, отношение людей, качество медицинского обслуживания, культура в семье и личная культура, вредные привычки.

Практические занятия:

  • игра» В гостях у солнца — здоровья»;
  • игра»Лучики здоровья».

1.2 «Я не похож на других».

Я индивидуальность: привычки, любимые занятия, на кого я похож, мир увлечений, чем отличаюсь от друзей.

Практические занятия:

  • конкурсы рисунков: » Кто я?» , » Лучики здоровья»;
  • игры: «Узнай своего друга», » Не ошибись», » Выставка картин», «Сделай комплимент»;
  • практикум «Способы самопознания»: определение ведущего глаза, уха;
  • практикум: определение индивидуального места посадки в группе как один из приемов саморегулирования.

Тема 2. «Экологическая безопасность».

   2.1 Город, в котором я живу.

Практические занятия:

  • практикум: создание памятки » Это должен знать каждый»,
  • защита рисунка-проекта» Улица полна неожиданностей».

Тема 3. «Здоровый образ жизни : я и моя семья»

Практические занятия:

  • проект «Я и мой организм»;
  • раскладушка» ЗОЖ»;
  • утренник » Дарим папам и мамам добрые слова»;
  • выставка фотографий: » Моя семья», «Наши мамы», «Наши папы», «Наши дедушки и бабушки»;
  • праздник » Мама, пап, я — дружная и здоровая семья».
Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

Мероприятия и игры      

В детском саду очень богатый опыт по формированию здоровых привычек. Благодаря специальной методике появляются полезные привычки. Подрастающий малыш должен понять, что нет ничего ценнее жизни человека. Уяснить, что каждый человек сам отвечает за свое самочувствие.

Читайте также статью: Ребенок пошел в садик

 На основе выше сказанного можно привести   пример игры:

Игры-путешествия включают в себя все виды двигательной активности. Каждая из этих игр имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих  такую структуру, оказывает определенное воздействие на дошкольника, решает конкретные задачи программы.

Например, при освоении темы «Осенние радости» дошкольники отправляются в путешествие по осеннему лесу. » Светит солнце (дети ходят с закрытыми зонтами) , начался дождь (дети начинают бегать с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыгают с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходят спиной вперед, наклоняются в сторону на каждый шаг )».

Был разработан и апробирован тематический план по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста , который включает  несколько блоков: » Школа Мойдодыра»,  «Школа спортсмена» , «Школа Айболита и его друзей», «Школа Всезнайки».

Игры по теме ЗОЖ в детском саду

Формы и методы работы с детьми

В ДОУ практикуются такие формы и методы работы с детьми:

  1. Наблюдение;
  2. Беседы с использованием игр;
  3. Занятия с пособиями
  4. Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
  5. Заучивание стихотворений о ЗОЖ;
  6. Проигрывание различных ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
  7. Беседа с родителями;
  8. Занятие спортом.
титульный лист ПКР

Заключение

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников. Здоровый образ жизни — это стиль жизни, который направлен на адекватное поведение в различных ситуациях. Обеспечение оптимального двигательного режима подрастающего поколения, который способствует развитию основных двигательных качеств является одним из важных составляющих ЗОЖ.

При воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации для занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью меняется.

Основными методами и формами формирования здоровых привычек у ребятишек являются: проведение специально разработанных занятий с детьми; упражнения; психологические игры; разрешение проблемных ситуаций на практике; драматические игры; игры в движении; творческие игры; прочтение сказок и их анализ; беседы; творческие игры; коллективный труд и сочинение сказок.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о ЗОЖ эффективно при использовании трудовой деятельности , в которой основы и ценности здорового образа жизни.

Посредством трудовой деятельности создаются наибольшие возможности формирования ЗОЖ. Важно, чтобы малыш в это время ощущал на себе заботу и внимание няни, а общение становилось главным средством взаимосвязи в детском коллективе.

В деятельности детей няня должна учитывать характер межличностных отношений, поскольку в дружеской обстановке расположения сверстников дети чувствуют себя гораздо увереннее, спокойнее; они могут рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками  привлекают детей к совместному труду, а создавшийся в детском коллективе положительный эмоциональный климат способствует к формированию здоровых отношений.

Определить представления детей о ЗОЖ няне помогут беседы  с картинками каких-либо сюжетов, в которых ситуация выбора не решена до конца и решить ее могут самостоятельно. Они должны отметить, как поступят данные персонажи в той или иной ситуации, используя свои знания о ЗОЖ и личный опыт.

Объединяя восприятия ребят о здоровых привычках разными ситуациями из жизни (в игре, учебе, труде), няня способствует обогащению представлений дошкольников о ЗОЖ. 

В процессе формирования представлений о ЗОЖ большим воздействием обладает личный пример няни. Воспитательное действие личного примера основано на способности к подражанию.  В процессе подражания и общения со взрослыми ребята легче усваивают полезность труда и ЗОЖ.

Для формирования миропонимания дошкольников о ЗОЖ важны особые упражнения, укрепляющие самочувствие ребят, система физиологического воспитания. Для этого каждые день в группе детского сада ведется утренняя гимнастика, задача которой- сделать бодрое, неунывающее настроение у ребят, укреплять самочувствие, развивать сноровку, физиологическую мощь.

Подвижные игры оказывают большущий смысл на составление миропонимания у ребят старшего дошкольного возраста. Подвижные игры ведутся в группе, на особых упражнениях, во время прогулок, музыкальные занятия и в промежуточные интервалы между занятиями. Игры для ребят организует няня, но чаще всего сами малыши.

Список литературы

  1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. — сост.е.Ю. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 151 с.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. — М.: Просвещение, 2003. — 243 с.
  3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
  4. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 9 — С.12-18.
  5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. — М.: Академия, 2006. — 528 с.
  6.  Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог — социальный институт, 2004.
  7.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. — М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
  8. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие/В.Н.Белкина.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-270с.
  9. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев. — М.: Академцентр, 2009. — 349 с.  
  10.  Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  11. Гогоберидзе А.Г.  Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения./СПб, 2019.-464с.
  12. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. — М.: 5 за знания, 2005. — 112 с.
  13. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье дошкольников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  14. Дыбина, О.В. Коротаева, Е.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е издание. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. -СПб.: Питер,2017.-464с.
  15. Ефименко, Н.Н. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игр-занятий. 6-7 лет.ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном детстве: Учебно-метод. пособие.-М.:Дрофа,2014.-144с.
  16. Ефименко, Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве:Методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников.-М.:Дрофа,2014.-288с.
  17. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков. — М.: Просвещение, 2004. — 143 с.
  18. Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. — М.: Бахрах-М, 2003. — 272 с.
  19. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 174 с.
  20. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 376 с.
  21. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
  22. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР-медиа. 2007. — 512 с.
  23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика:учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-15-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр » Академия»,2015.-432с.
  24. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
  25.  Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  26.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005.

Процесс формирования миропонимания ребят старшего дошкольного возраста о ЗОЖ плотно связан с воспитанием у их любви к чистоте, аккуратности и порядку. Кроме утренней зарядки каждый день с дошкольниками ведутся особые физиологические занятия. Задача данных занятий — научить детей верному выполнению перемещений, разным заданиям , ориентированным на становление координации тела и увлечение самостоятельной двигательной энергичности. Становление перемещений, во время прогулок исполняется образование двигательной энергичности ребят старшего дошкольного возраста. Конкретное оглавление имеет возможность владеть любая прогулка. Так, няня задумывает для прогулки ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для последующей работы в группе, состязания и т.д.

Практическая квалификационная работа по профессии «Няня»., «Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников»

Выполнила: Грачева Екатерина Сергеевна

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий