- Когда берут ребенка в школу по законодательству
- Когда нужно родителям начинать оформление в школу
- Во сколько лет можно отдать ребенка в школу
- На что ориентироваться
- Если у ребенка слабое здоровье
- Каким должен быть уровень готовности
- Как поступить если день рождения ребенка в декабре (январе)
- Как измерить мотивацию к учению перед школой
- Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в 7 лет
- Когда стоит отдать ребенка на учебу в 6 лет, чтобы не перегрузить
- Когда можно отдать ребенка в школу: мнение врачей
- Когда лучше отдать ребенка в школу: мнение психологов
Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Первый раз в первый класс… Это событие волнует и каждого дошкольника, достигшего шестилетнего возраста. Не меньше переживают и родители: не слишком ли мал сынок (или дочь), чтобы постигать школьные науки, справится ли он с нагрузкой, не отразится ли школьный режим на здоровье?
Когда берут ребенка в школу по законодательству
Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании», учеником может стать гражданин, достигший шести с половиной лет. Определить ребенка в школу родители обязаны до достижения им восьмилетнего возраста. Дети в возрасте младше шести с половиной лет первоклассниками стать не могут, даже если обладают хорошей базой знаний, достаточной для поступления в школу. Педагоги и медики берут во внимание здоровье малыша, его функциональные возможности.
Когда нужно родителям начинать оформление в школу
Итак, возраст подошел, нужно записывать маленького любознательного человека, стремящегося к знаниям, в учебное заведение. Традиционно школы записывают в первую очередь детей, которые проживают в районе образовательного учреждения. С марта по июнь нужно подать соответствующее заявление. Если поступление в первый класс не по месту жительства, то запись производится в августе.
Для оформления понадобятся документы:
- свидетельство о рождении поступающего в первый класс;
- паспорта родителей;
- заявление;
- отметка о гражданстве;
- полис (копия);
- документы о сделанных прививках;
- медкарта.
Оформить ребенка в первый класс можно через портал госуслуг, предоставив электронный пакет документов. Однако визит в школу потом для окончательного решения вопроса не отменяется.
Во сколько лет можно отдать ребенка в школу
Во сколько лет стоит отдавать ребенка в школу? В шесть или семь лет? А может, в семь с половиной? Папы и мамы принимают решение исходя из физиологических и психических особенностей своего наследника.
На что ориентироваться
Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Родители лучше, чем кто-либо другой, знают своего сына или свою дочь. Однако принимая решение, стоит ли отдавать ребенка в школу раньше достижения им семилетнего возраста, нужно посоветоваться с воспитателями детского сада, а также с психологом.
Критерии готовности:
- Знание алфавита, умение складывать буквы в слоги и слова, читать;
- Знание счета, выполнение несложных примеров;
- Нет речевых дефектов;
- Знание элементарной информации о себе, своих родителях (как зовут, где работают);
- Знание адреса, по которому проживает;
- Правила дорожного движения и поведения пешехода на улице известны;
- Умение вести себя в обществе, здоровается при встрече, прощается, когда собирается уходить;
- Самостоятельность;
- Хорошее здоровье;
- Усидчивость, что позволит быть внимательным на уроке;
- Умение концентрироваться;
- Настроенность на учебу.
Если у ребенка слабое здоровье
Известно, что малыши со слабым иммунитетом часто болеют. Посещение детского сада то и дело перемежается с больничными. Не надо полагать, что в школе ситуация изменится в лучшую сторону. Дети со слабым здоровьем будут пропускать занятия через каждые две недели, в конце концов попадут ряды отстающих, что отразится на успешности, появится комплекс неполноценности, возможно, вины и неудовлетворенности.
Чтобы этого не произошло, следует подготовить будущего первоклассника к школьному режиму. Если слабый и болезненный, ни к чему эксперимент с ранним определением в учебное заведение, пусть побудет еще год дома, укрепит здоровье. Этот год подготовки должен стать периодом грамотного закаливания, плавному вводу в режим, по которому будущий школьник будет жить.
Каким должен быть уровень готовности
Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Иногда родители безапелляционно заявляют: «Моему малышу в садике скучно». Скука – не определение готовности к школьному этапу.
Будущий первоклассник:
- легко общается со сверстниками и взрослыми;
- умеет пользоваться синонимами;
- спокоен, усидчив;
- имеет хороший словарный запас;
- читает в минуту не менее семи слов;
- различает главные и прописные буквы;
- разбирается в цветах и формах;
- имеет хорошую память и легко заучивает стихи;
- выполняет задания по раскрашиванию фигур, не выходя за контуры;
- умеет внимательно слушать и понимать, что ему говорят;
- составляет истории по предложенным картинкам;
- выполняет задания по нахождению звуков в словах;
- говорит сложными предложениями.
Таким образом, интеллектуальное развитие не должно стать тормозом для его постижения школьных наук. Психологически дошкольник должен быть готов перейти в новый этап его жизни – школьный этап.
Как поступить если день рождения ребенка в декабре (январе)
Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Сложностей определения в первый класс в положенный срок нет никаких. Возраст укладывается в установленные рамки требований, предъявляемых законодательством к оформлению первоклассников.
В любом случае главными критериями становятся физиологическая и психологическая готовность ребенка к школе. Педагоги настаивают, что будущие «циолковские и энштейны» должны «дозреть», то есть нервная система должна быть сформирована.
Как измерить мотивацию к учению перед школой
Готовность стать учеником – это наличие мотивации, потребность получить что-либо. Это может быть желание больше узнать, стать более самостоятельным, взрослым, испытывать гордость, потому что он чего-то добился.
Психологи также называют следующие мотивы, подтверждающие готовность пойти учиться:
- Социальный мотив
«Все дети учатся, я тоже должен».
- Учебно-познавательный мотив
Интерес к новым знаниям.
- Оценочный мотив
«Пятерки – это здорово! Я тоже буду получать хорошие оценки!»
- Позиционный мотив
У школьника – новая одежда, красивый портфель, в школу ходят «большие дети», а малыши ходят в детский сад.
- Внешний мотив
Мнение ребенка не важно, он пойдет учиться, потому что велят родители.
- Игровой мотив
«Там есть перемена! Там много детей!»
Стоит отметить, что если превалируют два последних мотива, то эмоциональной готовности нет. Нет сознательности, ответственности, поэтому успешности в учебе не стоит ждать. Этот малыш должен подрасти в психологическом плане.
Оценить готовность ребенка можно, проследив за его поведением. Так, если дети с интересом занимаются, но только когда есть любопытство и желание что-либо узнать, – это учебно-познавательный мотив. Если на занятии внимателен, усидчив, выполняет все указания педагога, старается быть похожим на взрослого – это мотив социальный. Кому-то очень важна похвала, и только в этом случае выполняется поручение? На лицо оценочный мотив. Занятия интересны, потому что много различных пособий? Позиционный мотив. Занятия воспринимаются только в виде игры – игровой. Взрослый потребовал, а дети выполнили без удовольствия, интереса и желания – внешний мотив.
Внимательное наблюдение за детьми поможет определить, готовы ли дети войти в школьный этап.
Предлагается также пройти детям тест.
Вопросы могут быть такие:
- Как ты думаешь, зачем дети ходят в школу?
- Чем занимаются дети на уроках?
- Что делает учитель?
- Учиться интересно?
Ответы на вопросы помогут определить мотивированное желание будущего первоклассника.
Еще одна проверочная работа – на занятии рисования.
Маленькому художнику предлагается нарисовать рисунок на тему: «Мне нравится школа, потому что…» Какие краски использует, по глубине сюжета, по количеству персонажей, атрибутов можно оценить уровень готовности.
Родителей и педагогов должно насторожить, если:
- сюжета нет;
- рисунок совершенно на другую тему;
- школьники не учатся, а играют, как в детском саду;
- на партах не учебники изображены, а игрушки;
- краски темные, мрачные, отражающие тревожность и грусть.
- Если желание пойти в школу осознанное, то на рисунке:
- изображение класса с партами, доской, учителем;
- изображение самого учебного здания и двора;
- персонаж (а может, автор рисунка?) отвечает у доски;
- дневники с пятерками;
- яркие сочные краски, свидетельствующие о радостном настроении.
Мотивацию нужно повышать, настраивая будущего отличника на позитивный лад.
Причины, чтобы не отдавать ребенка в школу в 7 лет
Так во сколько же лет отдавать ребенка в школу? Несмотря на то, что основной поток детей в первый класс – семилетки, не всегда этот возраст подходит для первоклассника.
Да, педагоги и медики считают, что лучше всего отдавать ребенка в школу в семилетнем возрасте, так как сформированы сознательность, другие психологические качества, позволяющие понять, что учеба – это не игра, а серьезное дело. Мелкая моторика у семилеток развита лучше, что поможет в учебном процессе.
Однако каждый человек развивается в собственном ритме, иногда возраст семь лет не является указанием на то, что появилась эмоциональная и психологическая готовность к смене жизненного режима и дополнительным нагрузкам.
Закон не препятствует решению родителей отдать ребенка в школу до 8 лет.
По каким причинам семилетка не должен идти в первый класс:
- гиперактивное поведение, подтвержденное врачом;
- задержка речи;
- задержка психического развития;
- не готов эмоционально;
- слабый иммунитет, последствия тяжелой болезни, травмы.
Если есть хоть одна из причин, целесообразнее отодвинуть поход в первый класс на более поздний срок. При этом стоит заручиться поддержкой специалистов – врача, психолога.
Читайте также:
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Игры на развитие мелкой моторики у детей
- Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Когда стоит отдать ребенка на учебу в 6 лет, чтобы не перегрузить
О поступлении в первый класс шестилеток психологи высказываются отрицательно. Специалисты считают, что в этом возрасте мотивация слаба, малыш сам не знает, чего хочет, и не будет следовать требованиям педагогов. Плюс физиологические особенности шестилеток таковы, что усидеть на месте больше 20 минут они не могут.
Недаром в детском саду развивающие занятия длятся только четверть часа. Концентрация внимания, необходимая школьникам, осознанно занимающимся, у детей шести лет еще не выработалась. А если нет концентрации, не будет и глубокой вовлеченности в изучаемый предмет. Шестилетками управляет любопытство, но этого мало.
Медицинские работники тоже категорически против раннего поступления детей в школу. Организм только-только развивается, осанка не сформировалась, нужна постоянная двигательная активность, чего ученик лишен во время 40-минутного урока. Сидеть в одной позе, носить на спине тяжелый ранец – все это отрицательно сказывается на здоровье. Неокрепший организм, не справившись с нагрузкой, начнет болеть, что негативно скажется и на учебном процессе, и на психологическом самочувствии ученика. Так стоит ли торопиться? Каждому возрасту – свое предназначение.
Когда можно отдать ребенка в школу: мнение врачей
Психологи и врачи считают, что готовность к первому классу определяется по физиологическим и психическим чертам.
Так, медицинский вердикт будет положительным, если воспитанник детского сада:
- выполняет просьбу достать пальцами правой руки левое ухо, протянув руку над головой и наоборот;
- при рукопожатии поднимает большой палец руки;
- удерживает равновесие, встав на одну ногу;
- прыгает;
- бросает мяч, ловит его;
- имеет координацию движений.
Также медики обращают внимание на сформированность конечностей, физическое и физиологическое развитие. Кроме того, врачи настаивают отложить учебу на год, если дошкольник перенес тяжелую болезнь или операцию, если еще ощутимы последствия травмы, полученной ранее, если у ребенка есть хронические заболевания.
Когда лучше отдать ребенка в школу: мнение психологов
Психологи, в свою очередь, указывают на следующие моменты готовности личности:
- умение общаться, слушать и слышать;
- навыки самостоятельности: одеваться, есть, следить за своими вещами должен сам;
- владение собой, не впадая в панику, находясь вне дома;
- ориентирование в пространстве.
Последний момент особенно важен, ведь маленькому исследователю нужно научиться не теряться в большом учебном здании, находить кабинет, где проводятся занятия, и туалетную комнату, правильно вести себя в гардеробе, столовой, коридоре. Этот «квест» не должен быть для первоклассника устрашающим. Конечно, переход из дошкольного периода в школьный – стресс, поэтому малыша нужно подготовить к испытаниям заранее, научить ориентироваться, не тушеваться в сложной, на его взгляд, ситуации.
Психологи, кроме того, заявляют, что дошкольнику следует еще год побыть дома, если он испытывает психологические проблемы, связанные с семейным окружением. Дети – тонко чувствующие и ранимые натуры, любой разлад между родными людьми они воспринимают как самую большую трагедию.
Если родители ругаются каждый день, психика малыша не выдерживает, он находится в таком напряжении, что дополнительная нагрузка плачевно скажется на его здоровье. Папам и мамам стоит задуматься над своим поведением и не устраивать сцены на глазах сына или дочери, если они заботятся о его душевном и физическом благополучии.
Читайте также статью: Как подготовить ребенка к школе
Подготовка к первому классу – сложное и в то же время волнующе-радостное событие. Чтобы старт был успешным, чтобы первоклассник не испытывал психологических и физических страданий от перемен в жизни, чтобы минимизировать стресс, папа и мама обязаны соблюсти все требования, предъявляемые врачами, психологами и педагогами.
Наталья Белокопытова, педагог-психолог.
Я считаю, что это всё-таки индивидуальные показатели. Нужно смотреть на своего ребёнка, готов он или нет. На готовность нервной системы также необходимо обращать внимание. Кстати для того чтобы её поддержать и улучшить адаптацию, можно давать бэби эвалар спокойствие в шипучих таблетках. Очень хороший вариант без искусственных красителей, ароматизаторов и ГМО.