Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего школьного возраста. Проблема формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна в наши дни. Потому что дошкольник не может еще сам оценивать свои поступки и не может сам сформировать свою самооценку. Процесс самооценивания в дошкольном возрасте является важным фактором в жизни и развитии личности.

квалификационная работа по профессии няня

Введение

Самооценка – это ядро человеческого сознания, которое отвечает за требования и возможности человека. В раннем детстве (от 0 до 3 лет) развитием малыша занимается семья, поэтому именно от нее зависит насколько уверено будет чувствовать себя подрастающий малыш в социуме. В дошкольном возрасте к семейному воздействую добавляется общение со сверстниками и взрослыми, со средствами массовой информации. От того, как дитя оценивают взрослые и сверстники, зависит то, как он будет принимать или критиковать себя. Заниженные оценки оказывают самое негативное влияние, а завышенные – деформируют представления дошкольника о действительности. Когда подрастающий малыш оценивает сам себя, то стремиться к положительным результатам, он хочет знать, что является чем-то значимым для окружающих. Таким образом, если на него не обращают внимания, то он начинает наделять себя вымышленными качествами, которые ему не присущи.

Исследованиями данной проблемы формирования самооценки занимались многие психологи и педагоги: М. И. Лисина [14], В.С. Мухина [15], Олпорт Г.В. [16], Б.С. Волков [7,8,9], и т.д.

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста: цель

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме исследования
  2. Скомпоновать методическую копилку мероприятий по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста: объект и предмет исследования

Влияние сверстников на формирование самооценки. Старший дошкольный возраст представляется периодом интенсивного психического развития. Особенности данного этапа обнаруживаются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных индивидуальных новообразований. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере дошкольника: создается система соподчиненных мотивов, придающая совместную направленность действиям малыша. Установление особо значимого на данный момент мотива является фундаментом, позволяющим ему направляться к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно появляющиеся желания. В этом возрасте одним из наиболее эффективных мотивов является анализ действий взрослыми. Понемногу дитя усваивает моральные оценки, начинает обдумывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепризнанных норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Базой первоначальной самооценки является овладение умением сопоставлять себя с другими детьми. Для шестилетних детей отличительно, как правило, завышенное самооценивание. К семилетнему возрасту она несколько снижается. Отсутствие корректировки самооценивания приводит к тому, что ребенок 5-7 лет рассматривает оценку результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В худшем случае у них формируется заниженное оценивание себя, отсутствие веры в свои себя и свои силы.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится знать, как устроены предметы, для чего они нужны, пытается определить связи объектов и явлений, задает очень много вопросов про то, как устроен человек, о работе разнообразных механизмов, о жизни природы, о строении вселенной и т.п. Наконец дошкольного возраста дети отдают явное преимущество умственным занятиям перед практическими. Детей притягивают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.

Следовательно, можно сделать вывод, что за период дошкольного детства малыш проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях касательно взрослых и детей.

Старший дошкольный возраст дает детям принципиально новые достижения. Данный период представляется главнейшими в развитии психических процессов: внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления. Улучшаются психофизиологические функции и образуются сложные личностные новообразования.

самооценка определение

Виды самооценки и их характеристики

Влияние сверстников на формирование самооценки. Базовое оценивание себя начинает формироваться с самого детства, в этот период времени ее еще можно изменить в лучшую сторону. От правильного оценивания себя и своих качеств зависит то, как человек чувствует себя в обществе, как он ведет себя в окружении сверстников. Критичность, требовательность к себе, неуверенность в своих силах, чувство вины, стеснительность, все это зависит от уровня самооценки личности. Когда самовоспритие достаточно высоко, оно помогает добиваться успеха в жизни человека.

Чем больше человек будет любить себя, тем увереннее он будет общаться с окружающими его людьми.

Влияние сверстников на формирование самооценки: виды

Адекватная самооценка

Влияние сверстников на формирование самооценки. Личность с адекватной самооценкой способна в действительности оценивать свои силы и возможности. Такой человек знает свои хорошие стороны и недостатки, поэтому он может корректировать свои характеристики.

Неадекватная самооценка

Личность с неадекватной самооценкой приписывает себе те качества, которых она не имеет. У такого человека самовосприятие может являться заниженным или завышенным, из-за этого он  перестает верить в свои силы, не принимает себя, либо наоборот считает, что он на все способен, хотя это далеко не так. Данный тип самооценки мешает человеку устроиться в жизни и получать профессиональные достижения.

Смешанная самооценка

Влияние сверстников на формирование самооценки. Личность со смешанной самооценкой в разное время своей жизни относится к себе с разной критичностью, то более уверенно в своих силах, то менее. Такие люди адекватно смотрят на себя с одной стороны ситуации и неадекватно с другой стороны.

С понятием «самооценка» связано и понятие «темперамент», поскольку подвижность нервной системы также оказывает определенное влияние на становление личности. Так, у меланхоликов, заниженное восприятие себя встречается гораздо чаще, чем у сангвинников. Как определить темперамент у своего ребенка читайте в нашей статье ЗДЕСЬ.

Кто исследовал самооценку у детей

Влияние сверстников на формирование самооценки Кто исследовал

Скотт, исследовав 1800 детей, установил, что дети, у которых дома есть атмосфера взаимопонимания и доверия между их родными, более готовы к будущей жизни. Но дети, которых в доме постоянный разлад, ссоры и непонимание, менее приспособлены к жизни.

Вирджиния Н.Квинн считает, что к детям, у которых заниженная оценивание себя, неадекватное восприятие своих возможностей, постоянная неуверенность в себе, негативно относятся их сверстники, воспитатели и тренеры. У них часто бывают проблемы с общением, из-за чего их редко принимают в какие-либо компании. Все это приводит к тому, что у малыша еще больше страдает самооценка.

Р. Бернс уверен в том, что завышенное оценивание своих характеристик создает прочный фундамент для социального развития малыша, дает уверенность в том, что он окружен любовью и заботой своих родных, так же дает возможность приобрести доверие окружающих, не прикладывая к этому особых усилий.

Американская психологическая ассоциация в своих материалах предоставляет информацию о том, что заниженное оценивание себя и своих характеристик может привести к ранней депрессии, из-за неуверенности в себе и своим действиям. Так же может развиться «выученная беспомощность», это когда индивид заранее отказывается от выполнения дел, потому что думает, что не сможет их выполнить. А из-за завышенной самооценки у человека появляется слишком много требований к окружающим по поводу своей персоны.

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста: условия формирования

Влияние социума на формирование самооценки

Влияние сверстников на формирование самооценки. Формирование адекватной самооценки —  важнейший фактор в жизни детей старшего дошкольного возраста. Она беспрерывно развивается и зависит от критики сверстников и особенно взрослых.

Социальная «микросреда» человека оказывает воздействие на воспитание и воздействие на формирование личности.

Формирование правильного самооценивания влияет на  то, как человек чувствует себя в обществе, как он ведет себя в окружении сверстников. Критичность, требовательность к себе, неуверенность в своих силах, чувство вины, стеснительность, все это зависит от уровня самооценки личности.

Влияние сверстников на формирование самооценки роль взрослого

Стабильная оценка себя как обладателя определенных умений и характеристик, формируется постепенно и проявляется как неодобрение или одобрение, уровень которого определяет уверенность индивида в своей значимости. Низкое оценивание своих действий предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Совпадение реальных возможностей с идеальными является важным показателем в психологическом и эмоциональном равновесии.

У детей старшего дошкольного возраста тип самооценки приближается к адекватной, они уже могут в действительности оценивать свои действия и поступки.

Очень важно сформировать адекватное оценивание себя на ранних этапах. Потому что именно это влияет на характер подрастающего малыша. Считается, что в дошкольном возрасте имеет позитивное влияние завышенное восприятие себя. А заниженное самовосприятие встречается в этом возрасте реже, и она связана с неуверенностью в своих силах, а не в критичном отношении к себе. Поэтому в раннем возрасте родителям необходимо пристальное внимание обратить и на эмоциональное развитие своего ребенка.

Дети с разными уровнями самооценивания по-разному общаются со сверстниками и взрослыми, выбирают деятельность и ведут себя в окружении взрослых.

причины низкой самооценки у детей

Методики исследования самооценки у детей

Методики исследования самооценки у детей

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Описание методики:

Цель методики: исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Инструкция:

Детям показывают нарисованную лесенку с 7 ступенями и объясняют, как выполнять задания

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети нейтральные. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя. Почему?»

После ответа, детей спрашивают:

«Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставил бы друг, мама, воспитатель».

Процедура проведения:

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

В процессе проведения следует учитывать то, как малыш выполняет задание: волнуется, долго думает, объясняет свой выбор.

Если дошкольник не дает никаких аргументов, ему необходимо задать уточняющие вопросы:

«Почему ты поставил себя на эту ступеньку? Ты такой всегда?» и др.

Когда дошкольник ставит себя на среднюю ступеньку, это означает то, что он не хочет выполнять задание или не понял его.

Малыш, у которого заниженное самооценивание может отказаться выполнять задание или отвечать на все вопросы: «Не знаю».

Дети, у которых задержки в развитии не принимают или не понимают поставленной перед ними задачи.

Для детей 7-10 лет адекватным считается самовосприятие, при котором дошкольник несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже.

Выбор нижних ступенек говорит о заниженной самооценке. У таких детей чаще всего наблюдается тревожность и неуверенность в себе.

Если важные, по мнению дошкольника, люди оценивают его так же, как он оценивает себя сам, или дают более высокую оценку – малыш чувствует себя более защищенным и эмоционально стабильным.

Методика самооценки «Дерево»

Методика самооценки «Дерево»

Процедура проведения:

Детям раздается лист бумаги с напечатанной на ней картинкой (Приложение 1). Объясняется задание:

«Перед вами дерево, на котором находятся лесные обитатели. Каждый из них делает то, что любит, у каждого свой характер и свое место. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте ветки и ствол дерева. В то время, как будешь раскрашивать, обрати свое внимание на человечков: чем они заняты и где расположены.»

После того, как все дети раскрасят дерево, воспитатель продолжает объяснять:

«Теперь возьмите красный карандаш и закрась человечка, который похож на тебя, твой характер. А зеленым карандашом закрась того, которым ты бы хотел быть и на каком месте хотел бы находиться»

Иногда, бывает так, что дети могут спрашивать разрешения на отметку двух человечков. В таком случае стоит дать малышу сделать свой выбор, но при этом запомнить, какой обитатель был отмечен первым, а какой второй, потому что данный выбор может стать информативным.

Ключ:

Рассмотрение результатов основывается на том, какого человечка выбрал дошкольник, на каком положении он находится, этот выбор показывает реальное и желаемое положение детей.

Чтобы было удобнее объяснять каждую фигурку, у нее имеется свой номер.

Выбор номеров 1,3,6,7 означает задачу на решение проблем.

Номера 2,11,12,18,19 означают дружелюбие, общительность.

Номер 4 – желание добиться успеха, не трудясь.

Номер 5 – стеснительность, вялость.

Номер 9 – активность, веселье.

Номер 13, 21 —  тревога, неуверенность.

Номер 8 — отстраненность , уход в себя.

Номер 10, 15 — комфортная адаптация, нормальная среда.

Номер 14 — психически нестабильное состояние, депрессия.

Номер 20 чаще всего выбирают дети с завышенной самооценкой.

Следует обратить внимание на то, что номер 16 дети понимают как позицию человека, который поддерживает и обнимает номер 17.

Влияние сверстников на формирование самооценки на что влияет

Приемы формирования адекватной самооценки у дошкольников

Упражнение «Ласковое имя»

Воспитатель просит детей ласково назвать своего соседа, который сидит справа от него, на что тот должен ответить «Спасибо».

Игра «Комплименты»

Цели: Дать малышу почувствовать то, что его понимают другие дети.

Все дети стоят в кругу и держатся за руки, смотря в глаза своему соседу, один из ребят произносит слова: «Мне в тебе нравится…». Тот малыш, которому это сказали, отвечает «Мне очень приятно, спасибо». Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все участники.

Упражнение на развитие мимических движений

Поднять и опустить брови, потом нахмурить, надуть губы, уголки губ опустить, улыбнуться, наморщить нос и т.д. Следует, чтобы дети выполняли эти упражнения перед зеркалом.

Прием «Картина»

Дети должны общими силами нарисовать картинку. Каждый участник объясняет, что он будет делать сначала. Например, первый участник устанавливает полотно, следующий повторяет сказанное предыдущим, но должен добавить свое действие. Взаимодействия повторяются до завершения картины.

Игра «Принц и принцесса»

Цель: сплочение коллектива.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центр круга ставят стул, который является троном. Воспитатель задает вопрос:

«Кто сегодня будет Принцессой или Принцем?». После данного вопроса желающий садится на «трон». Остальные участники говорят ему что-то хорошее и оказывают знаки внимания.

Игра «Настроение»

Цель: помощь в преодолении трудностей и тревожности.

Ход игры: дети садятся в круг, и каждый предлагает, каким образом можно повысить настроение. Например: поиграть с домашним питомцем, посмотреть мультфильм, нарисовать что-нибудь, улыбнуться другу.

Этюд «Ласка»

Цель: развить умение поддержки радости

Ход игры:  включается песня А. Холминова «Ласковый котенок». Дети должны разбиться на пары, один – хозяин, другой – котенок. Хозяин с улыбкой обнимает котенка и гладит его по голове, а котенок трется о его руки головой, мурлычет и прикрывает глаза от удовольствия.

Предложенные игры способствуют развитию творческих способностей и творческого потенциала, навыков саморегуляции, развитию самостоятельности. Игры учат уважать, сопереживать, любить, заботиться об окружающих. В детях начинает закладываться по маленькому кирпичику заботы, с каждым новым упражнением или игрой. Таким образом, они будут с уважением относится к себе и окружающим.

Заключение

Влияние сверстников на формирование самооценки. Статья направлена на изучение важного вопроса по формированию адекватного самооценивания у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе написания были рассмотрены и проанализированы психолого-педагогическая литература, методики и упражнения, направленные на формирование правильного оценивания своих действий и поступков у детей старшего дошкольного возраста.

От уровня сформированности адекватного самооценивания зависит то, как человек чувствует себя в обществе, как он ведет себя. Критичность, требовательность к себе, неуверенность в своих силах, чувство вины, стеснительность, все это зависит от умения правильно оценить себя как личность. Когда самовосприятие человека достаточно высоко, оно помогает добиваться успеха в жизни.

Старший дошкольный возраст дает дошкольнику принципиально новые достижения. Данный период представляется главнейшими в развитии психических процессов: внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления. Улучшаются психофизиологические функции и образуются сложные личностные новообразования

При заниженном оценивании своих качеств и поступков, возможностей, малыш будет чувствовать себя некомфортно в окружении сверстников, желая оставаться в одиночестве. Однако, оценка себя и своих действий может быть и завышенной. Дети с такой самооценкой в кругу семьи окружены повышенным вниманием, заботой и любовью. Но завышенное самовосприятие не является адекватным и без необходимой коррекции грозит окунуть своего владельца в неприятные жизненные ситуации.

Фактически установлено, что у каждого подрастающего малыша разная степень умения оценить себя. Дети, у которых она занижена или завышена, нуждаются в помощи, коррекции и поддержке, их нужно направить на формировании адекватной самооценки.

Формирование самовосприятия детей старшего дошкольного возраста зависит от мнения окружающих их сверстников и взрослых, но при этом оно подлежит  формированию.

Автор статьи:

Орехова К.А., выпускник группы «Профессиональная няня»

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий