Теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

Мария Монтессори не учит письму — письмом, чтению — чтением, рисованию – рисованием, а дает ребенку возможность индивидуально «сложить из элементов» эти непростые действия. Причем каждому ребенку свое время, в момент наступления надлежащего сенситивного этапа. Об этом и много другом рассказывает теория дошкольного воспитания Марии Монтессори. Так что же, давайте познакомимся с ней!

портрет Марии Монтессори

Краткая биография Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в городе Кьяравалле, Её отца звали Алессандро Монтессори, который был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени. Мария находилась в очень хороших отношениях с родителями. Но отец не соглашался с решением дочери получить образование.

В 1875 году отца Марии перевели в Рим по службе и забрал с собой свою семью. Там Мария поступила в государственную начальную школу в 1876 году. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны», но Мария  смогла получить диплом первого класса за хорошее поведение, а в следующем учебном году — за его успех в «экономике дома».

Мария Монтессори умерла в возрасте 81 год, от кровоизлияния мозга 6 мая 1952 года, в Нидерландах.

Педагогическая деятельность Мария Монтессори

фото с детьми Монтессори

Концепция формирования ребенка по Монтессори выстроилась не за раз. Под влиянием основоположника генетической психологии Жана Пиаже и специалиста по детской психологии Анной Фрейд Мария уточняет заключения собственных исследований, по которым совершается правильное формирование ребенка. На собственных примерах из своей педагогической практики Мария подтверждает, что взрослый не обязан делать что-то за малыша, а просто обязан оказывать ему помощь, действовать самостоятельно, при этом формируя физическое и личностное развитие ребенка. Так как когда ребенок появляется на свет и видит его отстраненным и неприспособленным для его жизни.

Мария предлагает уже в 2,5-3 года предоставить ребенку возможность попытаться сделать что-то самому, например, сдвинуть стул или положить какие-либо предметы на свои полки. Этими предметами могут быть: различная посуда, игрушки, коробочки и прочее. Взрослые, в свою очередь, только оказывают помощь ему. Монтессори предлагает разложить предметы в конкретной строгой логике, а малышей с самого начала приучать сохранять определенный порядок. Только это не потому, что так хотят взрослые, а потому, что так удобнее формировать личностное развитие ребенка. Мария считает, что малыш не всегда сможет осуществить порядок, но взрослый может оказать ему помощь в создании обстоятельств, в которых порядок прост и естественен. Взрослый должен приучить ребенка только к одному четкому правилу: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа являлась продуктивной в воспитания и формировании ребенка, взрослый должен дать короткий урок, который длится 2-3 минуты, не более. На этом уроке взрослый обязан продемонстрировать, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не лишиться заинтересованности.

Мария Монтессори призывает родителей не ускорять психическое и физическое развитие детей, но и не упустить момент и вовремя помочь ему.

Читайте также статью: «Жан Пиаже: психическое развитие ребенка«

Теория дошкольного воспитания: суть концепции

развитие детей по Монтессори

С 1870 по 1952 год Мария Монтессори занималась по конкретной системе формированием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7. Она думала, что этот возраст считается важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с детьми с задержкой психического развития или умственно отсталых детей. Мария начинала свою работу в клинике для душевнобольных. Ее методика помогла таким детям через определенный период времени учиться вместе со здоровыми и нормальными детьми, и даже были моменты, когда дети с отклонениями опережали нормальных детей.

Десять заповедей доктора Марии Монтессори

Монтессори с учеником

У Марии есть основные принципы, или «Десять заповедей доктора Марии Монтессори»:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится;
  2. Ни когда не говори плохо о ребенке, ни при его присутствии, ни при его отсутствии;
  3. Сосредотачивайся на развитии хороших свойств в ребенке, так что в итоге нехороших свойств станет быть все менее и менее;
  4. Будь энергичен к подготовке среды. Показывай стабильную пунктуальную опеку. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним;
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе;
  6. Уважай ребенка, что произвел погрешность, и что также сумеет в настоящее время, либо немного позднее откорректировать ее. Однако незамедлительно решительно останавливай каждое неточное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей и их развитию;
  7. Уважай детей отдыхающих, либо следящих за деятельностью других, либо раздумывающих о планах что-либо совершать. Ни разу не призывай и не заставляй к иным деятельным поступкам, когда дитё занято чем-то другим;
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать;
  9. Находись в постоянном состоянии, повторяя ребенку материал, с которого он прежде не желал получать знания, подсобляя ребенку изучать неизученный материал, тем самым справляться с недоработкой.

Принцип свободного развития ребенка

работа Монтессори

В системе Марии Монтессори свобода означает:

  • выбор варианта работы с данным материалом
  • выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;
  • выбор рабочего места;
  • выбор товарища или группы для совместной работы.

Свобода взаимодействия и общения с людьми – это когда чувство решительности в себе формируется у детей не только за счет ориентации в материале, но и как результат доверия к людям, которые находятся в группе. Также ребенок может общаться как с детьми, так и с взрослыми, задать вопросы, который интересен ему, и получить доброжелательный ответ.

Свобода рефлексии – ребенок не обязан всегда быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои действия, которые были совершены в прошлом и которые будут совершены в будущем.

Когда у ребенка появляется свободная деятельность, он учится давать оценку своим возможностям и принимать решения в зависимости от выбора материала, места, партнера и тому подобное. Затем он осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата работы, которое происходит по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Принцип концентрации внимания

игра по Монтессори

Мария Монтесосри пришла к заключению о том, что высокий уровень концентрации внимания порождает активность рук под влиянием ума. Детское «экспериментирование» активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и результативному объединению.

Благодаря внутренней концентрации на какой-либо вещи становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Кроме умственного развития ребенка, еще и  развиваются: выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Читайте также статью: «Развивающие игры Монтессори«

Принцип специально подготовленной обучающей среды

занятие по Монтессори

Педагог или взрослый формируют и поддерживают связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Они внимательно наблюдают за детьми. Ни в коем случае не нужно навязывать свою помощь ребенку, но если надо, то помогают столько, сколько просит ребенок, не более того. Если помощь не нужна, педагог или родитель не вмешиваются в процесс работы ребенка, дают ему возможность делать ошибки и самому находить их, потому что функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

Принцип сенситивности

игры Монтессори для маленьких

 Монтессори выделила шесть основных сенситивных периодов в развитии детей до шести лет:

  1. период восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  2. период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  3. период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 2,5);
  4. период развития движений и действий (от 1 года до 4 лет);

5.   период развития социальных навыков (от 2,5 лет до 6 лет)

Принцип ограничения и порядка

Мария Монтессори думала, что нарушение порядка и его возобновление – это действительно сильная причина детских действий, так как ребенку приятно видеть предметы своего окружения на одном и том же месте. Если ребенок нарушил свой порядок, то он старается восстановить его. Педагог или взрослый обязан позволять ребенку самому справляться с работой, которую он выбрал. Есть некоторые случаи, когда взрослый прерывает свободную деятельность ребенка. Принцип, которым руководствуется доктор Монтессори, таков: «Педагог или взрослый никогда не должен боятся прервать то, что плохо; но он должен бояться разрушить то, что хорошо. Хорошее интерпретируется как любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию и, следовательно, к дисциплине; плохое есть нечто, что ведет к утечке детской творческой энергии и, следовательно, к беспорядку».

Существует 4 ограничения:

  1. коллективный интерес – свобода ребенка ограничена коллективным интересом,  так как соблюдение интересов сообщества обычно считают хорошим воспитанием.
  2. знание должно предшествовать выбору – ребенок может самостоятельно работать только с теми материалами, с которыми он умеет обращаться.
  3. правильное использование материалов – ребенку разрешено заниматься с любым материалом только до того времени, пока он использует его правильным образом.
  4. по количеству материалов в подготовленной среде – каждый материал, должен быть  представлен только в одном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка.

 Правила поведения в группе

дети занимаются по Монтессори

Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. предъявляться в позитивной манере;
  2. быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;
  3. правила обязательны как для детей, так и для взрослых;
  4. правила должны  быть последовательными и не меняться.

Принцип особого места педагога

педагог на занятиях по Монтессори

Роль педагога заключается в том, чтобы он предоставил ребенку материал, продемонстрировал, как его применяют, как с ним «работают». Затем показал ребенку оптимальный метод работы с материалом, предоставил образец действий, которые направлены на выявление свойств и отношений, существующие в материале.

Процесс воспитания и обучения Мария понимала как оказание помощи психическому формированию ребенка с момента появления на свет, так и оказание помощи в жизни. Именно понятие «помощь» в большинстве случаев определяет роль педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво управляет ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешает ему и внимательно наблюдает, обгоняя его, в случае необходимости, на шаг и оказывает помощь, если это нужно. Также педагог может отойти на шаг и дать ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной работой.

Важный эффект в том, что каждый ребенок идет своим «образовательным маршрутом», со скоростью, которая удобна для него. При этом он может получить незамедлительную и оперативно необходимую помощь для себя, что еще дает в максимальной степени соблюдать принцип личного и дифференцированного подхода к обучению.

Читайте также статью: «Развитие мышления у детей«

Дидактический материал в системе Монтессори

Дидактический материал в системе Монтессори

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сенситивным этапам формирования ребенка.

Развитие детей Монтессори подразумевает, что ребенок учится, играя с предметами. По словам Марии Монтессори: «Игры — это не обязательно специальные игрушки. В игре может быть что угодно: сито, стакан, ложка, салфетка, губка, злаки, вода и многое другое. Но есть и специальные классические материалы, например, знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и многое другое». Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в различных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную.

игры Монтессори

Прямая цель способствует актуальному движению ребенка, то есть, расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и пр.

Косвенная цель нацелена на перспективу, то есть, развитие самостоятельности, координации движений, развитие слуха.

занятие по Монтессори

Чтобы уменьшить вмешательство взрослых в развитие детей, были созданы материалы Монтессори, чтобы ребенок мог самостоятельно увидеть свою ошибку и исправить ее, так что ребенок учится не только устранять, но и предотвращать ошибки.

Изучив педагогические принципы Марии Монтессори, мы пришли к выводу, что родителям не стоит препятствовать к самостоятельному развитию ребенка. Если ребенок захочет о чем-то попросить, то не нужно его игнорировать и помочь ровно столько, сколько попросит ребенок, не более. А также не нужно его заставлять и принуждать. Если ребенок отказывается, значит, что не пришло его время, и нужно как-то заинтересовать ребенка к изучению материала. Также родителям придется набраться много терпения, чтобы повторять один и тоже материал, пока ребенок не освоит.

Автор статьи:

Курбанова А.А., выпускник курса «Профессиональная няня»

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий