Семейное воспитание

семейное воспитание

С первой секунды появления ребёнка на свет родители несут ответственность за сохранение его здоровья, за речевое и интеллектуальное развитие. Они помогают ему раскрыть способности, сформировать взгляды на окружающий мир.

Необходимо уделить внимание влиянию семьи в усвоении ребёнком нравственных  качеств. В частности, нужно подчеркнуть, что именно от близких малыш перенимает манеру общения с другими людьми, учится сопереживать, проявлять заботу, то есть, набирается опыта коммуникации. Родителям важно привить ребёнку гордость за свою семью.

Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста в семье

Как известно, семья – это фундамент будущего. Поступки человека, его мысли, суждения и жизнь во многом определяются тем, какие ценности ему привили близкие люди.

При гармоничных семейных отношениях у подрастающего чада пробуждается любознательность, активность. Он открывается в общении с другими людьми. Важно, что каждая его потребность сводится к потребности в общении с родными, их ласке и любви. Отсюда несложно определить главную задачу воспитания в семье.

Советский педагог – новатор В. Сухомлинский в одной из своих работ писал: «Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро»

К сожалению, на сегодняшний день в ходе воспитания родители всё меньше внимания уделяют формированию у детей нравственных чувств. В современных семьях наблюдается дефицит живого общения, совместной деятельности. В подобных ситуациях ребёнок переживает эмоциональное неблагополучие. В частности, дошкольники чувствуют одиночество, думают, что недостаточно любимы родителями. Они испытывают неподдельную тревожность, а порой, как следствие безысходности сложившегося положения, враждебность к близким людям.

Исследования показывают, что подавляющее большинство современных родителей сомневаются в правильности методов своей воспитательной деятельности. Подобная неуверенность крайне негативно сказывается на развитии личностных качеств дошкольника. В его поведении начинает преобладать тревожность, настороженность.

Неосознанно ребёнок стремится к управлению поведением близких людей. Всё это становится преградой для нормальных взаимоотношений в семье. Помимо данной проблемы, не все родители в должной мере осознают роль семьи в развитии личности. И далеко не все готовы приложить усилия к разрешению ситуации.

принципы семейного воспитанияПринципы семейного воспитания 

Воспитание ребёнка, и в частности ребёнка дошкольного возраста, в семье значительно отличается от педагогического процесса в образовательных организациях. Ряд данных особенностей  важно знать и иметь в виду работникам детских садов.

Семейное воспитание, в первую очередь, носит глубоко личностный характер. Между близкими людьми существует неразрывная эмоциональная связь. С самого начала воспитание родителями своего ребёнка основывается на безграничной и вместе с тем безусловной взаимной любви. Оно индивидуально ещё и по содержанию. Интересно, что даже в многодетной семье своё воспитательное воздействие отец или мать ориентируют на какого-либо одного малыша, с присущими ему недостатками и достоинствами.

Семейное воспитание ребёнок получает непрерывно в ходе своей повседневной деятельности – совместных игр, дел, разговоров с родными людьми. Не будет ошибочным утверждение, если сказать, что малыша дома воспитывает уклад жизни семьи в целом. Примером для подражания для него выступают все близкие – родители, дедушки и бабушки, дяди и тёти, братья и сёстры.

Рекомендации родителямРекомендации родителям по воспитанию ребенка дошкольного возраста

Гармоничные внутрисемейные отношения

– основной фактор семейного воспитания. Важно то, как именно построен контакт родителей с ребёнком и членов семьи между собой. Отношения, основанные на открытости и доверии, построенные с учётом мнения каждого близкого человека, поддержки его личных успехов и помощи в преодолении трудностей, указывают на оптимальный характер семейного воспитания.

Общение с родными людьми играет особую роль в развитии личности дошкольника и его воспитании. Учёные доказали, что опыт общения, который малыш приобретает в семье, главным образом помогает ему сформировать модель поведения с другими людьми в дальнейшей жизни. Общение ребёнка с близкими вырабатывает у него интерес к раскрытию своего потенциала, в целом помогает ему познать себя, установить связь между прошлым, настоящим и будущим.

Для детей дошкольного возраста остро нуждаются в непрерывном эмоционально-личностном контакте с мамой или же бабушкой. Когда такой контакт прекращается, ребёнок лишается необходимой ласки и внимания к себе, что негативно сказывается на его мироощущении.

Семейные традицииКультура и традиции семьи

в значительной степени сказываются на развитии личности малыша. Данный фактор воспитания полностью зависит от заинтересованности родителей в том, чтобы ребёнок сумел приобщиться к семейным обычаям, полюбил и перенял подобный уклад жизни.

Именно семья главным образом помогает малышу в социализации. Ребёнок стремится подражать своим родителям в поведении, манере речи, разделяет их интересы, активно приобщается к традициям.

Факторы семейного воспитания многообразны. Однако педагогическое воздействие на ребёнка-дошкольника производится через методы, которые выбирают его родные люди. И само формирование поведения ребёнка зависит от оценки взрослых. Поэтому важно, чтобы родители всегда подтверждали делом свои слова.

Развитие бережного отношения к окружающему миру, привитие терпимости, верности, бескорыстия, любви к труду

— еще одна важная задача родителей. Семья главным образом отвечает за формирование у ребёнка нравственных качеств. Но малыш сам по себе чувствителен к чужим переживаниям и эмоциям: это заложено в нём природой. Все вышеперечисленные неотъемлемые качества полноценной личности должны брать своё начало из поведения взрослых.

Физическое и моральное здоровье семьи

— несет в себе полноценную воспитательную функцию. Поэтому в идеале она должна иметь множество связей с коллективами – детским садом, различными образовательными организациями и внешкольными учреждениями, с другими семьями. Широкие связи семьи насыщают её жизнь, делают богаче и содержательнее. Тогда ячейка общества становится крепче и сплочённее, а её положение – прочнее.

социализация ребенкаСемья – это отражение общественных отношений.

Именно семье свойственно естественное самоуправление. Между её членами чётко распределены функции и ответственность за их исполнение. Внутри семьи всегда формируется неформальное мнение обо всём происходящем в общественной жизни. Это своего рода социальный микромир, который отражает сложность и насыщенность общественных отношений, знакомит ребенка с понятиями – ответственность, дисциплина, самоорганизация.

Организация досуга семьи.

В семье как нигде важна организация досуга. Родители вместе с ребёнком могут прочитать книгу или же просмотреть кинофильм, а затем обсудить их, посетить музей или театр.

занятия спортомСовместные занятия спортом.

Значительно укрепляют воспитательные функции семьи совместные занятия спортом. Скрепляет отношения между родителями и детьми и интерес к активному отдыху, который может выражаться через совместный труд на садовом участке, любовь к прогулкам на свежем воздухе, катанию на лыжах или велосипеде.

Адекватная родительская любовь.

Крайне негативные последствия ожидают семью, в которой преобладает бездумная любовь. Она способна породить лишь эгоизм. Сильная, но в то же время адекватная, умеренная родственная любовь развивает в малыше трепетное отношение к окружающим. Это чувство проявляется в виде уважения и заботы членов семьи друг к другу.

Любовь обеспечивает внутрисемейную деятельность, направляя её на улучшение жизни близких людей. Подобную сильную эмоциональную привязанность пробуждают в детях мама и папа, бабушка и дедушка, искренне любящие друг друга.

Любовь воспитывается лишь соответствующей атмосферой, которую ребёнок способен впитать. В дальнейшём именно она определяет его эмоционально-волевое отношение к жизни. Родные люди проявляют чувство любви в семье через самоотверженную помощь и заботу.

Воспитание гуманности у ребенкаВоспитание гуманности у ребенка.

Истинный гуманизм предполагает, что родители по отношению к детям будут проявлять справедливость, умеренную требовательность, предоставлять им самостоятельность и условия для самоутверждения.

Подлинную способность к человеколюбию развивают в детях лишь те родители, которые сами способны на отзывчивость и душевную чуткость. Гуманизм, подобно родственной любви, питается атмосферой, созданной в семье близкими людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.