Ребенок слабослышащий в детском саду

Ребенок слабослышащий: характеристика, развитие, уход. Для родителей нет ничего дороже здоровья своего малыша. Будущие мамы наблюдаются у врачей, и с помощью современнейшей техники специалисты следят за тем, как идет развитие плода в утробе матери. Однако в России еще нет аппаратных методов определения возможной тугоухости младенцев. Поэтому, чтобы выявить такую проблему, мамам и папам новорожденных нужно быть очень и очень внимательными, чтобы начать лечение своевременно.

Ребенок слабослышащий со слуовм аппаратом

Как определить родителям самостоятельно, что ребенок слабослышащий

Крохи в первые месяцы жизни спят очень крепко, и бесполезно делать какие-либо выводы, проверяя слух у спящего младенца. Да, взрослый легко прервет сон, если под ухом зазвонит будильник или раздастся резких хлопок. Но система малыша устроена иначе. Он не будет реагировать на громкие раздражители во время крепкого сна, зато его легко потревожит даже легкий шепот.

Как же понять, есть ли проблемы со слухом? Врачи советуют понаблюдать за бодрствующим ребенком.

Консультация у специалиста потребуется, если:
  1. Двухнедельный младенец никак не реагирует на мамин голос, головы не повернет и не замрет, как обычно делают дети в таком возрасте;
  2. Четырехмесячный малыш не заинтересуется, если раздается звук «громкой», возможно с мелодией, игрушки, на посторонние звуки не реагирует;
  3. Полугодовалый кроха абсолютно не умеет громко плакать, а любые внезапные звуки со стороны его не тревожат;
  4. Малыш не умеет гулить и не пытается это делать;
  5. Обычно дети в возрасте до пяти месяцев, увидев маму или папу, радостно встречают их веселым лепетанием, а этот – нет;
  6. В полугодовалом возрасте постоянно молчит;
  7. Десятимесячный малыш не пытается произнести какие-либо звуки;
  8. В год никак не реагирует на слова родителей;
  9. В два года молчит, нет ни лепета, ни попыток произнести слова и фразы.

Если малыш старше года, родители могут попросить его что-либо выполнить, к примеру, взять игрушку, сначала громко, а потом тихо, почти шепотом, отойдя на несколько шагов. Если малыш легко выполняет просьбу, проблем со слухом нет. Если же он охотно делает задание, когда просьба произносится громким голосом, но абсолютно не реагирует, если задание дается шепотом, то нужно посетить специалиста. Возможно, есть проблемы со слухом. 

Ребенок слабослышащий диагностика тугоухости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НАШУ СТАТЬЮ: Развитие и уход за ребенком с ДЦП

Определение степени нарушения слуха у слабослышащего ребенка

Ребенок слабослышащий: характеристика, развитие, уход. Тугоухость бывает врожденная, приобретенная и наследственная.

Специалисты выделяют три группы тугоухости:
  • Нейросенсорная, причиной которой становится поражение либо слухового нерва, либо других отделов, отвечающих за восприятие звуков;
  • Кондуктивная, которая развивается как следствие поражения внешнего уха;
  • Смешанная, при которой наблюдаются проблемы первых двух форм тугоухости – нарушены функции и звуковосприятия, и звукопроведения.
Существует четыре степени тугоухости:
  1. Малыш не может понять речь, если есть фоновые шумы, но слышит, что ему громко говорят на расстоянии шести метров, а шепот различает на расстоянии трех метров. Первая степень – 26-40 дБ.
  2. Громкую речь малыш услышит с четырех метров, шепот – с метра. Это вторая степень – 41-55 дБ.
  3. Только на расстоянии метра или двух может понять громкие слова, но шепот уже не сможет разобрать. Это третья степень тяжести – 56-70 дБ.
  4. Самая тяжелая – четвертая степень, когда кроха не может услышать разговор вовсе. Это 71-90 дБ.
  5. Слуховой порог свыше 91 дБ – полная глухота.

Таким образом, различаются дети с проблемами слуха как страдающие тугоухостью, так и имеющие полную глухоту.

Тугоухость – частичная потеря слуха, его понижение.

Глухота – тяжелая степень, при которой речь не слышится и не воспринимается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СанПиН для детских садов

Ребенок слабослышащий характеристика

Основные признаки слабослышащего ребенка

Ребенок слабослышащий: характеристика, развитие, уход.

Слабослышащих детей специалисты разделяют на две группы:
  • Различающие речь и сами говорящие, однако имеющие небольшие отклонения – хромает произношение, нарушен речевой строй;
  • Из-за слабого слуха не способные составить правильно фразы, имеющие нарушения в произношении звуков, в связи с чем слова выговариваются неправильно.
Дети, потерявшие слух, также делятся на две группы:
  • Те, кто лишился слуха на первых годах жизни или уже появившиеся на свет глухими;
  • Те, кто потерял слух после трех лет, однако способные говорить. 
Ребенок слабослышащий определение

Клиническая характеристика

Ребенок слабослышащий: характеристика, развитие, уход. Неблагополучная экологическая обстановка, частое применение антибиотиков, прежде всего ототоксических, высокий рост вирусных инфекций неизбежно привели к тому, что сегодня в стране более 600000 несовершеннолетних страдают той или иной степенью тугоухости и глухоты.

Причинами недуга считаются следующие:
  1. Сильный токсикоз будущей матери;
  2. Тяжелая беременность с угрозой выкидыша;
  3. Отрицательный резус-фактор беременной;
  4. Тяжелые вирусные заболевания будущей матери;
  5. Интоксикация беременной;
  6. Патология родов;
  7. Недоношенность младенца;
  8. Нарушения развития плода;
  9. Вирусное заболевание младенца;
  10. Черепно-мозговая травма малыша;
  11. Наследственность;
  12. Последствие применения наркоза.

Данные факторы могут привести к таким последствиям, как детская тугоухость и глухота.   

Ребенок слабослышащий психологическая характеристика

Психологическая характеристика

Ребенок слабослышащий требует особого внимания родителей и педагогов в своем психическом развитии. Плохой слух отражается на формировании памяти, наносит ущерб его мыслительному процессу. Обычный здоровый малыш, знакомясь с миром, во многом опирается на речь, на звуковое восприятие. Но при нарушении слуха человек лишается этого щедрого дара. Восприятие действительности идет не через звук, а через тактильные и зрительные ощущения. Процесс познания мира происходит тяжело, недостатки слуховой деятельности негативно сказываются на формировании целостного восприятия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка с задержкой психического развития

Дети с проблемами слуха:
  • Опираются на зрение;
  • Медленнее узнают предметы, даже знакомые им;
  • Испытывают трудность в узнавании геометрических форм, находящихся в перевернутом состоянии;
  • Нуждаются в жестовом обозначении предметов, поскольку трудно воспринимают слова;
  • Большое значение имеет осмысленность, через которую формируется восприятие мира;
  • Слабо развита целостность картины;
  • Проблемы с абстрактным мышлением.

Психофизические проблемы не могут не повлиять на общее развитие психики малыша. Его личность нуждается в посторонней помощи, поскольку из-за неполноценного слуха он вынужден вести себя не так, как здоровые дети.

Занятие с глухим ребенком в детском саду

Педагогическая характеристика

Социальное поведение слабослышащего отличается от поведения человека, не имеющего таких проблем. Оно подчинено конкретным закономерностям, диктуемым недугом.

Такие дети не обладают богатым лексическим запасом, им сложно усвоить звуковой состав слова, для них характерно использование аграмматизмов. Чтение и декламация одного и того же теста – для слабослышащих происходит по-разному. Суть текста не воспринимается с первого раза. Это вносит конкретные проблемы в процесс обучения.

Слабослышащий плохо пишет. Письменная речь ему не дается, потому что он не может воспринимать правильно звуки, в письменном варианте неизбежны ошибки.  

школа для слабослышащих детей

Речевое развитие слабослышащего ребенка

Проблемы со слухом серьезно влияют на речевое развитие. Если малыш оглох до трехлетнего возраста, его речь не будет развиваться естественно. Если проблема постигла после трех лет, то у малыша еще есть некая речевая база, однако неизбежны нарушения составления слов. Особенно страдают слова со звонкими согласными, свистящие звуки заменяются шипящими, путаются твердые и мягкие звуки, а «с» часто замещается «т», и «з» заменяется «д». 

Речь слабослышащего вялая, без эмоций, в ней много фонетических и грамматических недочетов.

Особенности слабослышащего малыша проявляются также в следующем:
  • Попытках прочитать по губам говорящего;
  • Каждое слово – целое, его невозможно разделить на части;
  • Речь звучит искаженно;
  • Сложное выражение собственных мыслей;
  • Невозможность апеллировать словами, имеющими отвлеченные понятия;
  • Слова, обозначающие части конкретного предмета, непонятны;
  • Непонимание синонимов;
  • При сочетании нескольких согласных одна из них непременно теряется при произношении;
  • Безударные слоги незаметны и пропускаются;
  • Звуки нередко переставляются, а последняя буква слова просто исчезает;
  • Замещение слов другими по похожим зрительным признакам.
  • Неиспользование предлогов;
  • Личные местоимения в речи отсутствуют;
  • Нет сложных предложений.

Подобные ошибки – не только невнимательность дошкольника, это и следствие его заболевания.

Правила развития ребенка с нарушением слуха

развитие тугоухого ребенка

Развитие слабослышащих детей идет значительно медленнее, чем здоровых. Они способны взаимодействовать лишь со знакомыми им вещами и предметами. Но предметная деятельность позволит скорректировать развитие. Поэтому нужно упор сделать на зрительное восприятие, а наглядно-действенный вид мышления станет одним из основных. Так, хорошим подспорьем в развитии можно считать игру, построенную на сюжете и ролях, отведенных ее участникам.

Какие способности формируются у детей:

  1. Эмоциональные свойства.
  2. Нормы поведения.
  3. Понимание поступков других людей.
  4. Адекватная оценка собственного поведения.
  5. Взаимодействие с другими людьми.

Как правильно общаться со слабослышащим ребенком:

  • Внимание – на лицо.
  • Свет в помощь, предметы все должны быть хорошо видны.
  • Расстояние между ребенком и человеком, с которым он общается, должно быть не более полутора метра.
  • Произношение всех слов без мимических преувеличений.
  • Артикуляция должна быть естественной.
  • Произношение идет замедленное.
  • Речь должна состоять из коротких предложений.
  • Все незнакомые слова не только произносят, но и показывают в письменном варианте.
  • Работа должна быть основана на интересе.

В общении с дошкольником нужно быть позитивным, внимательным и терпеливым.

Умные родители всегда:

  1. Разговаривают с малышом, не лишая его удовольствия общения.
  2. Устраивают экскурсии, чтобы маленький ученик мог узнать что-то новое.
  3. Всегда имеют с собой блокнот для записей и карандаш, чтобы можно было написать слово и показать.
  4. Владеют азбукой жестов.
  5. Стараются многие дела делать вместе с ребенком.
  6. Устраивают встречи с другими детьми, чтобы малыш побыл в коллективе и мог общаться.
  7. Знакомят с музыкальными инструментами, стараясь развивать слух, если он не отсутствует полностью.
  8. Слуховой аппарат малыша настроен правильно, за ним следят, чтобы не было дискомфорта.
  9. Относятся как к любимому и ничем не отличающемуся от здоровых детей.
  10. Развивают чувство уверенности в себе. 

Как правильно выбирать развивающие игры ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха

развивающие занятия с детьми

Если в группе ДОУ есть слабослышащий ребенок, то для развития зрительного восприятия и логики, а также внимания, можно использовать игры, в которых малыш будет играть, опираясь на знакомые слова и имея возможность создавать целостную картинку. Одной из таких игр, которая придет на помощь, можно считать всем известный лабиринт.

Так, игроку предлагается пройти по нарисованному лабиринту карандашом, чтобы нарисовать путь от одного участка к другому. К примеру, медвежонку добраться до горшочка с медом.

Для запоминания можно использовать игры со спрятанными игрушками или другими вещами. Это поможет детям ориентироваться в пространстве и запоминать. Обязательно используется речевой материал. Слова – действия к игре – написаны на специальных табличках. Ход игры таков: воспитатель прячет игрушку на глазах у дошкольника в маленький шкаф, в котором несколько ящиков. Потом предлагают найти игрушку.

Чтобы научить запоминать предметы и узнавать их по части изображения, используют игру с парными картинками. На карточках – один и тот же предмет, но показан с разных сторон. Обязательно используется речевой материал, слова, которые будут произноситься в ходе игры. Сначала показывают карточку, где предмет в одном ракурсе, когда дошкольник назовет его, на свет появляются карточки, где предмет в другом ракурсе. Игра идет неспеша. Хорошим решением будет также представить возможность маленькому ученику тактильно почувствовать предмет, поэтому стоит позаботиться и о муляже предмета, изображенного на картинке.

Для речевого развития пригодится игра подбора слов. Маленький ученик слышит слово и видит табличку, на которой это слово написано. Так несколько слов произносятся, несколько табличек выкладываются на стол. Потом просят повторить ряд слов.

Игр и тем для развивающих занятий может быть придумано множество. Главная их особенность – использование речевого материала, где обозначены слова, которые произносятся в процессе занятия, а также упор на зрительное и тактильное восприятие дошкольника. 

развивающие занятия с детьми в ДОУ

Чего не стоит делать: ошибки родителей в воспитании слабослышащего ребенка

Ребенок слабослышащий: это проблема для родителей, которые часто испытывают вину перед малышом, имеющим проблемы со слухом. Есть и другой вариант – негативное отношение к существующей проблеме вплоть до ее отрицания.

Мамы и папы должны быть понимающими и поддерживающими своего наследника, однако нельзя переборщить с опекой.

Ни в коем случае не стоит делать следующее:
  1. Говорить быстро и невнятно, а потом сердиться, что малыш не понимает речь.
  2. Говорить, отвернувшись в сторону.
  3. Исключить прогулки и поездки, где дошкольник может получить нужную ему информацию, даже если родители очень беспокоятся о его здоровье.
  4. Забывать показывать написанные слова, которые произносятся.
  5. Не общаться с малышом, считая, что он все равно ничего не услышит и не поймет.
  6. Ограждать от общения с другими детьми. Контакты со сверстниками очень важны.
  7. Не включать музыку.
  8. Полностью надеяться на слуховой аппарат, если его носит малыш, и не проверять настройки.
  9. Стараться все сделать за малыша, это лишит его самостоятельности. 
язык жестов
Наталья
Наталья
Автор
Задать вопрос
Слабослышащий ребенок способен догнать в развитии здоровых детей, если относится к проблеме правильно. Используя коррекционные занятия, методику, составленную с помощью врачей, психологов и педагогов, можно добиться положительной динамики. Пусть знаниями и умениями малыш овладевает медленно, зато результат – при соблюдении всех требований – будет хороший. Главное, начать работу вовремя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ДОСУГА:

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий