Развивающие игры Монтессори

Игры МонтессориМария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Монтессори разработала и апробировала комплекс развивающих упражнений и игр, благодаря чему ее воспитанники удивляли результатами в своем развитии.

На сегодняшний день это самая популярная и выбираемая родителями методика развития для детей. Развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.

Работая с детьми, Мария Монтессори определила для себя направления, в которых нужно помогать развиваться ребенку.

Развивающие игры Монтессори

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

Игры Монтессори «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки;
«СЕНСОРИКА»  — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка;
«МАТЕМАТИКА»  — зарядка для ума;
«ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ;
«КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию.

В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми основ химии, биологии и физики.

По методике Монтессори возможно организовать и другие занятия:  рисование, музыку, иностранный язык или физическое развитие ребенка. Все пособия в духе Монтессори можно сделать самостоятельно.

Игры Монтессори своими руками для детей

Развитие навыков самообслуживания у детей

Игра на развитие мелкой моторики «Золушка»

Игры МонтессориЦель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.), развитие речи.

Необходимые материалы: поднос, 3 миски, 3 вида крупы (дополнительно можно предложить щипцы, китайские палочки)

Ход игры:

  1. На большом подносе расположить три пустые миски.
  2. На середину подноса высыпать по горсти семян: фасоль, горох, бобы.
  3. Предложить ребенку поиграть в «Золушку» и разобрать семена пальчиками по разным мискам.
  4. Показать пример, как нужно раскладывать. Назвать ребенку названия семян и спросить чем они отличаются? Чем схожи (цвет, форма, ощущения)?
  5. Если ребенок справляется, то отойти и дать ему закончить игру самостоятельно. Обязательно похвалить в конце игры
  6. Сварите разобранные семена и дайте попробовать ребенку их на вкус, Узнайте, чем они отличаются по вкусу.
  7. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Игры МонтессориРазбирать семена на ощупь с завязанными глазами
  2. Взять для игры более мелкие крупы: гречку, рис, манку
  3. Взять для игры большее количество круп (4-5-6 видов)
  4. Разбирать семена пинцетом (китайскими палочками)

Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Обучающая игра «Шнуровка»

Игры МонтессориЦель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, подготовка к шитью реальной иглой.

Необходимые материалы: цветные шнурки, картонные фигурки с отверстиями от дырокола

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку шнурок и картонную заготовку. Предложите ребенку зашнуровать второй картонный «ботинок».
  2. Покажите и объясните на первом «ботинке» как держать шнурок, как продевать в отверстия, в какой очередности должны продеваться два конца у шнурка.
  3. Дайте ребенку самостоятельно выполнить шнуровку на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  4. Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите расшнуровать его «ботинок», внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
  5. После удачного выполнения, научите ребенка завязывать бантик из шнурков. Образец выполнения бантика продемонстрируйте на своем «ботинке». Ребенок далее пробует выполнить на своем.
  6. Если не получается, развяжите свой бантик и покажите еще раз. Так до тех пор, пока у ребенка не получится выполнить самостоятельно.
  7. Для закрепления навыка, предложите ребенку зашнуровать настоящие ботинки и завязать бантик. Обязательно поддержите ребенка похвалой. О таком «подвиге» неплохо похвалить ребенка перед другими значимыми взрослыми (отцом, бабушкой или дедушкой). Это придаст уверенности ребенку в дальнейших заданиях.
  8. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Игры МонтессориУсложненные варианты игры:

  1. Предложить более сложные шнуровки «ботинок».
  2. Предложить без демонстрации взрослого посмотреть ребенку на новый образец шнуровки и попробовать самостоятельно его сделать на своем образце «ботинка».
  3. Подготовить другие шаблоны (матрешка, жираф, слон, домик) и предложить выполнить узоры шнурками в технике «шитье» или «вышивка»

Обучающая игра «Косы»

Ц Игры Монтессориель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Необходимые материалы: Приготовить две картонные заготовки с закрепленными нитяными отрезками для плетения. Существуют также и в продаже.

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку картонную заготовку с распущенными «волосами».
  2. Покажите и объясните на первом образце как плести простую косу.
  3. Дайте ребенку самостоятельно выполнить плетение на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  4. Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите распустить косу, внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
  5. Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое.
  6. Похвалите ребенка за старательность и аккуратность.
  7. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте Игры Монтессорине осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить заплести на образце много мелких косичек.
  2. Предложить более сложное плетение косы (в 4 пряди, в 5 прядей)

 

Обучающая игра «Аккуратные ручки»

Игры МонтессориЦель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, научить стричь ногти при помощи ногтегрызки и ножниц

Необходимые материалы: Две картонные заготовки рук с изображением ногтей.

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку картонную заготовку руки.
  2. Покажите на ногтевые пластины, сравните их с нарисованными и объясните ребенку, что ногти нужно подстригать и сделать это можно двумя инструментами: ногтегрызкой, ножницами.
  3. Расскажите ребенку, что нельзя стричь близко к коже, потому что будет ранка и пойдет кровь. Предложите для понимания ребенка, как нужно стричь, карандашиком начертить линию отреза на заготовке.
  4. Продемонстрируйте это на своей заготовке.
  5. Дайте ребенку самостоятельно выполнить черчение линии отреза на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  6. Продемонстрируйте как отрезать ноготь ногтегрызкой.
  7. Предложите ребенку самостоятельно выполнить действие. Похвалите при правильном выполнении.
  8. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить выполнить те же действия с помощью ножниц.
  2. Предложить подстричь «ногти» на образце без отчерчивания линии отреза с помощью ножниц.
  3. Девочке можно предложить разукрасить ногти каким-нибудь цветом и оформить украшения по желанию.

  Игры Монтессори

Развитие сенсорики у детей

Игры МонтессориИгра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, развитие творческого мышления

Необходимые материалы: Лист из разукрашки, цветная бумага, старые журналы

Ход игры:

  1. Покажите ребенку, что разукрашивать картинку можно не только красками и карандашами, но и клочками цветной бумаги.
  2. Покажите ребенку, как аккуратно можно отщипывать нужный цветной клочок и приклеивать к рисунку.
  3. Предложите самостоятельно «разукрасить» таким способом рисунок.
  4. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Игры МонтессориУсложненные варианты игры:

  1. Предложить ребенку «разукрасить» картинку с помощью мятых бумажных шариков. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики, а затем приклеивать. Обратите внимание на поверхность рисунка, что такая объемная аппликация хорошо смотрится для выполнении шубки животного, например барашка.
  2. Предложите ребенку оформить рисунок при помощи скатанных «в улитки» полосок бумаги. Научите ребенка аккуратно скатывать и приклеивать бумажные полоски. Обратите внимание по красивый бумажный орнамент такой работы.

Игра на внимательность «Веселый садовод»
Игры Монтессори

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: десять яблок (груш, апельсин) одного сорта

Ход игры:

  1. Разложите на столе перед ребенком подготовленные 10 фруктов одного сорта. Покажите ребенку, что все они одинаковые, но каждое имеет свою особенность.
  2. Возьмите в руку одно яблоко и продемонстрируйте в чем его отличие от других (например, отсутствие палочки или пятнышко или окрас отличается)
  3. Предложите ребенку выбрать один фрукт и внимательно рассмотрев, найти отличия от других. Пусть назовет вслух все отличия.
  4. Верните все яблоки на стол, предложите ребенку отвернуться, и перемешайте.
  5. Предложите найти ребенку свое яблоко среди других.
  6. Игры МонтессориЗанятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
  7. Более весело и познавательно игра проходит со всей Исемьей.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить ребенку большее количество фруктов (15-20 шт.)
  2. Предложить ребенку менее различные образцы: грецкие орехи, абрикосы, сливы

Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Семейная игра «Букет для мамы»

Игры МонтессориЦель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: полевые и садовые цветы, вода, ваза (банка)

Ход игры:

  1. Разложите на столе перед ребенком подготовленные цветы.
  2. Налейте воду в банку, показав уровень ребенку. Если пролили воду, сотрите тряпочкой.
  3. Покажите ребенку, как готовить цветы в букет: обрезание нижних листьев и кусочка стебля, выравнивание длины стебля цветов.
  4. Продемонстрируйте как распределить цветы в вазе (банке), добавляя по одному.
  5. Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
  6. Предложите ребенку повторить все действия.
  7. Если ребенок ошибается в действиях (например, слишком коротко обрезает стебель) не мешайте ему, пусть сам это заметит.
  8. После работы предложите вместе навести порядок на столе и расставить букеты дома.

Игра развивающая сенсорику «Чудесный мешок»

Ц Развивающие игры Монтессориель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие тактильной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: непрозрачный мешочек, небольшие предметы, помещающиеся в руке, игрушки из Киндер-сюрприза, флакончики, школьные принадлежности и т.п.

Ход игры:

  1. Найдите дома обычный непрозрачный мешочек из ткани или льна, в который вы сложите небольшие предметы: пластмассовые или деревянные геометрические фигуры, объемные флакончики, тканевые игрушки небольших размеров, игрушки из Киндер-сюрприза, разные камни.
  2. Предложите ребенку просунуть руку в мешок и найти что-то руками.
  3. Далее нужно не вытаскивая предмет ощупать его рукой, описать из чего он сделан, состоит и предположить – что это может быть такое.
  4. Вынуть предмет и убедиться в правильности или ошибочности своего ответа.
  5. В эту развивающую игру интересно играть всей семьей, образуя очередность. Родители могут подать пример ребенку, как правильно описывать предмет, на что обратить внимание при отгадывании.

Игра на развитие зрительного восприятия «Простые пазлы»

Игры МонтессориЦель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия развитие зрительной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: старые открытки, ножницы

Ход игры:

  1. На столе перед ребенком разложите старые открытки. Предложите выбрать одну.
  2. Когда ребенок сделает свой выбор, попросите внимательно рассмотреть открытку, запомнить, что где находится.
  3. Потом на глазах ребенка вы разрезаете картинку на 8-10 квадратиков. (Если ребенок маленький, то достаточно первый раз разрезать на 4-6 квадратов). Перемешиваете части открытки.
  4. Попросите ребенка сложить этот пазл правильно.
  5. Если ребенок справляется, то следующую картинку можно разрезать на более мелкие части (треугольники, многоугольники).
  6. Если ребенок не справляется, не ругайте, отложите этот пазл. Он соберет его позже. Потренируйтесь на более простых вариантах, разрезая открытку на меньшее количество фрагментов.
  7. Каждый разрезанный пазл лучше сохранить в отдельном конверте.
  8. На следующий день и далее, ребенок вернется к этой игре. И она будет иметь уже другой развивающий смысл, т.к. зрительный образ открытки уже будет забыт ребенком. И надо будет подключать мышление, чтобы составить картинку.
  9. Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

По развитию сенсорики и мелкой моторики ребенка, читайте также:

Развитие сенсорики ребенка «Песочная терапия»

Развитие мелкой моторики «Рисование пластилином»

Развивающая среда Монтессори. Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.