Развитие восприятия у дошкольников

Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.

Развитие восприятия у дошкольников

Особенности развития восприятия у ребенка

Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.

В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.

В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.

Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.

Развитие восприятия у дошкольников

Виды восприятия

Дошкольник знакомится с миром на основании:

  • зрительного анализатора,
  • возможности слышать,
  • благодаря осязанию.
виды восприятия

Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.

Развитие восприятия у дошкольников

Уровни развития восприятия у дошкольника

Восприятие у дошкольников имеет три стадии.

Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.

Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.

Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.

способы восприятия мира

Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников

Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.

Развитие слухового восприятия

В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.

С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.

Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.

Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.

Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО

Развитие зрительного восприятия

В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.

Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.

С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра. 

Развитие зрительного восприятия

Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО

Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО

Развитие фонематического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:

  • умение слышать и определять звуки в словах,
  • умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
  • умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу. 

Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.

Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.

Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.

Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.

Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук. 

Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО

Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО

Развитие музыкального восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.

Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.

Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.

Развитие тактильного восприятия

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками «

Развитие художественно-эстетического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Дошкольный возраст – благодатная пора для постижения прекрасного, что есть в мире. Ребенок с удовольствием рисует и лепит, рассматривает произведения искусства и поделки прикладного творчества, ему нравится танцевать и смотреть, как танцуют другие. Все это помогает развивать художественно-эстетическое восприятие. Поэтому дошколят нужно чаще водить на интересные выставки, концерты, театральные постановки.

Развитие художественно-эстетического восприятия

Нужно вовлекать детей в создание каких-либо поделок, композиций, рисунков. Они должны принимать участие в подготовке концертов, где есть стихи, музыка и танцы. Сольные номера и коллективные не только доставят детям удовольствие, но и сыграют большую роль в формировании художественно-эстетического восприятия.

Развитие художественно-эстетического восприятия

Развитие целостного восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Для развития целостного восприятия у ребенка нужно включать в его обычный день игры и упражнения по развитию и слуха, и зрения, и тактильных ощущений, и вкусовых, и обоняния.

Комплексная работа по развитию разных восприятий в итоге приводит к развитию целостного, ведь мир не может восприниматься как отдельные части чего-то, все в нем взаимосвязано и дополняет друг друга. Таким образом, ребенок должен понимать:

  • величину предметов,
  • размер,
  • форму,
  • пространство,
  • особенности предмета в зависимости от того, где он находится,
  • неподвижность и движение.
упражнения на восприятие

Уметь пользоваться восприятием:

  • зрительным,
  • слуховым,
  • обонятельным,
  • осязательным,
  • вкусовым.
коррекция восприятия
Развитие целостного восприятия

Вся эта информация вкупе дает целостную картину, позволяющую пользоваться восприятием и развивать его.

Читайте также наши статьи:

Методики развития разных видов восприятия

Вот несколько методов развития восприятия разных видов.

Величина, цвет и форма

В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка. 

Что потерялось?

В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.

Понюхай и отгадай

В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.   

Волшебное звучание

Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.

Тактильная загадка

В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.

Читайте также:

Нарушения восприятия и причины

Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.

Причинами нарушения восприятия могут быть:

  • патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
  • психические расстройства;
  • реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
  • наркомания, в том числе и врожденная;
  • травма, в результате которой пострадала нервная система;
  • физическая и психическая усталость организма;
  • дефект зрения. 
Нарушения восприятия

Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:

Выполнять режим дня

Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.

Свет

Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.

Цвета

Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов. 

Ежедневные занятия по развитию восприятия

Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.  

Что влияет на развитие восприятия у ребенка

Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.

На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.

Как в увлекательной форме развивать восприятие у ребенка

Отзывы

Евгения, Самара:

– В моей группе был мальчик, который не мог сделать элементарного: вложить в пазлы нужную по форме деталь.  С силой пытался вогнать, злился, начинал плакать. Он вообще вел себя не так, как другие дети, хотя внешне ничем не отличался от них. Оказалось – ЗПР. Его потом от нас забрали в специализированный садик.

Александра, Чита:

Мне кажется, ребенок еще слишком мал, чтобы понимать звуки природы. Взрослый-то не всегда разберется. А как ребенок может на слух определить где дождь, где шум моря? Нет, это задание не для дошкольников.

Нина, Анапа:

Я часто провожу занятия с детьми, где мы проверяем обоняние и вкусовые рецепторы. Детям очень нравится. А еще они любят играть в «лукошко». Это такая игра, когда из корзинки вынимают предметы одного цвета. А потом мы эти предметы считаем. Очень полезное упражнение для развития детей.

Олег, Курган:

Думаю, именно нетрадиционные методы рисования могут развить восприятие ребенка. Это и тактильные ощущения, и зрительная тренировка. Тем более что детям интересно пробовать все новое. Я сам такие занятия веду и вижу, как загораются детские глазенки.

каша ребенку

Что приготовить ребенку

В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Восприятие – основа для дальнейшего развития мышления, памяти, способности человека осознавать увиденное и анализировать, планировать и осуществлять. И если развитию восприятия не уделять должного внимания в раннем возрасте, можно упустить время.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *