Развитие речи у детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста.

Речь относится к числу психических функций, которые отличают нас от представителей животного мира и является одной из главных потребностей. По мимо этого, речь тесно связана с формированием других навыков у ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда у малыша появляется желание к познанию чего-то нового. Предлагаем вашему вниманию исследовательскую работу выпускника курса «Профессиональная няня» 2020 года «Развитие речи у детей раннего возраста».

Развитие речи у детей исследовательская работа

Введение

В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена Грибовой О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит / Книга для тех, кому интересно» [3] и Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» [13].

цель предмет объект исследования

Цель работы: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: этапы развития речи и методы её формирования.

Методы исследования:

  1. Исследовать теоретический материал по теме развития речи детей раннего возраста.
  2. Формирование методической копилки по развитию речи.

Теоретические основы изучения развития речи у детей раннего возраста

речь это

Этапы развития речи в раннем возрасте

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Развитие речи у ребенка можно разделить на несколько этапов:

Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергий терморегуляции и дыхания. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательного фактора недостаточно для голосообразования.

Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже на первой неделе жизни реагирует на речь человека и к концу второй прекращает его. Как только младенец прекращает крик, он внимательно следит за матерью — её поведением и разговором, запечатляя в памяти неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи.

К 2,5-3 месяцам жизни общение взрослого с ним становится потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова использует комплекс поведенческих реакций, который стимулирует взрослого к эмоциональному общению с ним.

На третьем месяце жизни у ребенка появляется новое умение — он способен сам искать взрослого взглядом и намекать ему на общение. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается.

На четвертом месяце жизни ребенка самым значимым приобретением является развитие общения между ним и взрослым с помощью речевых звуков.

За пятый — шестой месяцы происходят изменения и в нервно-психическом развитии ребенка. К инициативным обращениям ребенка к взрослому добавляются различные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

Во время второго полугодия жизни малыша появляется деловой стиль общения, в котором главную роль занимает его игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, что кардинально изменяет его обычное поведение, влияет на развитие движений и речи.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать многим незнакомым ему звукам. Ребенок реагирует, если слышит свое имя и может показать кого — либо из членов семьи. Его реакция на свое имя рефлекторно связана со звучанием слов, только так ребенок сможет научиться понимать смысл слова.

этапы развития речи

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. — 12-14 мес.)

К концу первого года жизни малыш понимает смысл более 10 слов и как минимум 5 может произнести самостоятельно. У него намного лучше получается повторять за родителями слоги и даже слова.

На десятом месяце ребенок может связать услышанное слово со знакомым ему предметом. Такие ассоциации способствуют говорению, а малыш уже воспринимает простые команды.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, связь между ними не сразу становится устойчивой. Возможно, что на правильно понятое ребенком задание, он может отвечать не совсем правильно.

С возрастом у ребенка возникает потребность в общении — ему хочется что-то показать, рассказать или спросить. Если развитие происходит нормально, то после первого года у него  развивается активная речь, появляются первые слова. Правда, они могут быть понятны только ребенку, в зависимости от того, какие звуки у него получается произносить, а какие нет.

Период, когда ребенок начинает говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить? В большинстве случаев это происходит к двум годам, даже если свои первые слова ему удаётся произнести намного раньше.

В 3 года совершенствуется восприятие чужой речи ребенком. Но в некоторых случаях ребенок слышит неправильно произнесенные новые слова от его сверстников. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к тому, чтобы правильно его произносить. Дети начинают использовать более сложные слова, состоящие из трех и более слогов, хотя у них не всегда удается правильно произнести все звуки.

Развитие речи у младших дошкольников (4-5 лет)

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и разговаривает со взрослым на определённые темы, становится возможно начать познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный словарный запас и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

На четвертом году жизни у детей наблюдаются улучшения в произношении, речь становится более понятной и отчетливой. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.

 На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш способен выделять и называть признаки и качества предметов (например, размер и цвет), устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится  разнообразней, точнее и содержательнее. Возрастает устойчивость к вниманию и способность спокойно дослушать окружающих до конца.

Становление речи у старших дошкольников (6-7 лет)

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать смысл сказки, стихотворения или конкретной ситуации. При составлении рассказа он концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные в большинстве случаев упускает. На шестом году речь ребенка всё ещё совершенствуется, фразы становятся более развернутыми и точными, произношение чище.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной, развернутой, последовательной. Во время пересказа ребенок говорит не только об основных событиях, но и затрагивает всё, о чём он читал сам. У него получается в точности описать игрушку или картинку, ответить на поставленные родителем вопросы после чтения сказок.

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Развитие речи у детей раннего возраста

Всем известно, что именно семья помогает ребенку сформировать себя как личность и познать огромный мир, но современный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточно внимания своим детям.

 В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех главных психологических задач:

  1. развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
  2. увеличение активного и пассивного словарного запаса;
  3. формирования умения пользоваться речью в общении.

Статистика показывает, что в семьях, где сформированы тесные взаимоотношения, дети вырастают активными и самостоятельными. В тех семьях, где наблюдается недостаток внимания в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте он становится замкнутым и агрессивным.

Речь ребенка формируется посредством речи членов его семьи. И только в обстановке живого общения, он не только слушает других, но и сам включается в диалог.

Родители обязаны знать какое значение для формирования речи ребенка влияет речь взрослых и как именно нужно вести разговор с ним. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, правильно проговаривая окончания. Подделка речи взрослых под детскую речь тормозит её развитие, потому что до ребенка доходят искажённые слова. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Родителям, которые решили проводить занятие по развитию речи дома нужно проводить следующие упражнения:

  • 2-3 игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • 2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • 2-3 игры на формирование лексико — грамматических категорий.

Как определить, что у ребёнка задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее овладение устной речью в сравнении с условными нормами для детей младше 3-х лет. Охарактеризовать задержку речевого развития можно качественным и количественным недоразвитием.

Для того, чтобы правильно понять как определить задержку речевого развития, необходимо знать этапы и условные нормы развития речи у детей в раннем возрасте.

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, в пассивном словаре — около 200 слов. До определенного времени пассивный словарь намного превышает активный словарь. Примерно в 1,6 – 1,8 мес. слова из пассивного словаря врываются в активный словарь. У некоторых детей период пассивной речи затягивается до 2-х лет, хотя в целом развитие речи проходит нормально.

Допускаются отклонения в развитии речи в пределах нормы у девочек на 2-3, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно понять имеется ли у ребенка задержка развития речи или нет может только врач-логопед.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться : отсутствие реакции на звук и речь, неактивные попытки повторения чужих слов, отсутствие собственной речи на разных этапах её развития, отсутствие неречевых способов коммуникации.

причины задержки речевого развития

Причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причинами могут быть нарушения во время внутриутробного развития и процесса родов,а также неблагоприятные воздействия,с которыми ребенок столкнулся в первые годы своей жизни.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга. Причинами задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов могут быть такие фактор, как ранний и поздний токсикоз беременности, глубокая недоношенность, родовая травма, интоксикация химическими веществами, лекарствами. На задержку речевого развития могут повлиять генетические факторы.

Не всегда причинами недоразвития являются патологии во время беременности и родов. Иногда нарушения вызваны факторами, влияющими на здоровье и воспитание ребенка — это причины биологического и социального порядка.

Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка. Биологическую  основу ЗРР чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга.

Тугоухость. Очень опасно, если у ребенка снижен слух или он ничего не слышит. При снижении слуха речь ребенка не может полноценно развиваться. В таком случае, даже минимальные отклонения от нормы можно считать причиной ЗРР. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в первые годы жизни шансы заговорить у такого малыша равны нулю.

Социальные факторы. К таким факторам относятся частые стрессы, недостаток внимания и общения в семье.

Развитие речи у детей раннего возраста - профилактика

Профилактика

Если родители заметили, что развитии речи их ребенка отстает от нормы, то им обязательно нужно обратиться к нужному специалисту. Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. В особых случаях может понадобиться помощь лицевого хирурга или ортодонта.

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования: проверка слуха, обследование понимания речи, обследование мелкой и крупной моторики, обследование органов артикуляции, исследование словарного запаса, обследование фразовой речи.

Исходя из результатов обследования определяется степень ЗРР и планируется коррекционная работа. Как лечат задержку речевого развития ?Проводят лекарственную терапию, магнитотерапию,  электрорефлексотерапию,  дельфинотерапию и иппотерапию ; с ребёнком работает педагог — корректолог.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  1. создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  2. формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  3. обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  4. оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Вывод по  I главе

У детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача  — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.

В период раннего детства у детей происходит интенсивное развитие речи. За это время активный словарь ребёнка превышает пассивный; ребёнок узнает  о том, что у каждого предмета есть своё название; после того, как он услышит слово — пытается повторить; он учится составлять простые и сложные распространенные предложения.

Развитие речи ребёнка тесно связано с общением со взрослыми, и недостаток этого общения может привести к задержке речевого развития,а также повлиять на развитие психики малыша. Общение ребёнка с окружающими его людьми позволяет увеличить его пассивный и активный словарь, усовершенствовать произношение и содержание речи.

Способы развития речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста: игры

Игровая деятельность как средство развития речи

Игра имеет большое значение в развитии речи у детей раннего возраста. Они очень любят играть в короткие подвижные игры, которые способствуют развитию их речи. Чем больше детям понравится игра, тем эффективнее будет результат.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Очень важно правильно организовать игровую обстановку, совмещая интересы детей и предметы, которые будут помогать в развитии речи.

Пассивный словарь — это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат.

Игры и упражнения для развития пассивного словаря:

  • «Поручения». Выбрать игрушку, которая находится перед ребёнком и попросить его выполнить какое — либо действие с ней. Например, причесать куклу, покормить медвежонка.
  • «Сделай». Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т. д.

           Речевые игры, направленные на развитие словаря:

  • «Шарики и кубики». Предложите соотнести предметы по цвету и разложить их по корзинам. Необходимо сделать обозначение цвета на корзине.
  • «Большой – маленький». Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую.
  • «Чудесный мешочек». Рассмотрите с ребёнком игрушки : кубики, мячики, обязательная проговаривая их форму, после чего спрятать в мешочек. Затем ребёнок должен на ощупь определить форму предмета и вытащить его.
Развитие речи у детей раннего возраста: игры

Развитие речи с помощью художественной литературы

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Первое знакомство ребёнка с художественной литературой  начинается с потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Книга рассматривается как средство развития речи детей, совершенствует её содержание. Она оказывает ребёнку умственное и нравственное воспитание.

как развивать речь ребенку

Стихи

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков. Интересная авторская методика на развитие произношения и подготовки ребенка к чтению описана ЗДЕСЬ: «Интересные игры для детей 3 лет«

Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у малыша не получается произносить той или иной звук. Начинать учить эти стишки можно уже с 2–3 лет.

Читайте также статью: «Детские стихи для развития речи«

1.Шипящие звуки:

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на бpюшке.

И сказал еноту ёж:

«Ты мне спинку не потpёшь?».

2.Звук Л:

 Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

3.Звук Р:

Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

4.Звуки С и Ц:

Соблюдается совой

Распорядок часовой,

Всё по расписанию,

По согласованию.

5. Звуки П и Б:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел..

А вот белка не бела

—Белой даже не была.

Сказки

Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление, так как малыш близко воспринимает сюжет сказки. Для развития же речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество. Теперь об этих приемах подробнее.

1. Обсуждение сюжета сказки: после прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Задавайте ему вопросы, с помощью которых он сможет раскрыть свою точку зрения.

2.Переплетение сказок: по мере того как малыш начнет фантазировать, предложите соединить два сюжета разных сказок в одной.

3.Новый герой: прочитанной уже несколько раз сказке можно придать новый смысл, добавив новых героев и изменив сюжет сказки.

4.Новое название сказки: предложите малышу придумать новое название, которое будет более подходить к её сюжету.

5.Сказка на новый лад: попробуйте рассказать сказку, используя только глаголы/существительные. Если ребёнок ещё маленький, то делать этого не нужно, попытайтесь вставить в неё слова — предметы. Малыш должен понять, что этого за сказка и если у него получиться, то рассказать сам.

6.Интервью: после прочтения сказки составьте с ребёнком беседу — интервью. Спросите его о том, какой герой ему больше понравился, какой герой добрый, а какой злой и т. п. В связи с возрастом можно усложнять смысл вопроса, либо критерий ответа например, ответить ребёнок должен одним словом.

Скороговорки и поговорки

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

Какую пользу несут скороговорки? Они: тренируют речевой аппарат, обогащают словарный запас, ставят речевое дыхание, подготавливают к формированию письменной речи.

Скороговорки на букву р:

1.На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

2.Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Скороговорки с шипящими звуками:

1.Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

2.Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Скороговорки для отработки трудных звуков:

1.От топота копыт пыль по полю летит.

2.Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

3.Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

4.Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

5.На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

Виды творческой деятельности способствующие развитию речи

Для маленьких детей продуктивная деятельность является одним из самых интересных и занимательных способов развития речи, так как в это время они узнают мир с помощью рук — им хочется все потрогать и пощупать.

Некоторые наблюдения показывают, что дети в возрасте 4 — 5 лет  активно развивают свою речь в продуктивных видах деятельности,  распространённых в детских садах:

  1. Конструирование / ручной труд. В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструирование имеет огромное значение для умственного развития ребёнка, позволяя им изучать внешний вид предметов и их свойства.
  2. Рисование. Изо-деятельность выступает как средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Умственное воспитание тесно связано с развитием речи. Во время рисования дети знакомятся с новыми словами и употребляют в активной речи.
  3. Лепка. Она позволяет моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластических образах. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, пространственное мышление, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, цвета, веса. Это способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
  4. Аппликация. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно — двигательные упражнения. Аппликация углубляет представление детей об окружающих предметах и способствует проявлению речевой активности.

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • изготовление предметов, создание и наполнение  художественной галереи;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа;
  • создание театральных материалов для своего спектакля – изготовление элементов костюмов, декораций и т. д.

Вывод по 2 главе

Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

заключение Развитие речи у детей раннего возраста.

Заключение

Развитие речи у детей раннего возраста. — один из  самых сложных процессов, сопровождающих ребёнка на протяжении всего дошкольного периода. Именно в раннем возрасте развитие речи протекает более интенсивнее, чем в другие периоды жизни. И у каждого ребёнка становление речи происходит по — разному, у некоторых детей первые слова появляются рано, у других развитие речи запаздывает.

Благодаря речи, у детей формируются черты характера, его эмоциональное состояние и интересы, происходит становление ребёнка как личности.

Целью работы мы ставили: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.

Задачи, которые мы выполнили:

  1. Изучить литературу по теме работы.
  2. Сформировать методическую копилку для развития речи для детей дошкольного возраста.

Изучая теоретические источники, мы выяснили, что у детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача  — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.

Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

Литература по теме развития речи у дошкольника

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
  4. 4. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.
  6. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  10. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
  11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.
  13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.
  14. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед.2005.№ 2.
  15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980.
  16. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
  17. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М.: Теревинф, 2012.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию, в которой находится и поясняет свои действия.

Автор статьи:

Банникова Е.Ю., выпускник курса «Профессиональная няня»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *