Развитие ребенка с задержкой психического развития

Задержка психического развития, или ЗПР является наиболее распространенной формой отклонений психологического характера у детей, выражающаяся в отставании эмоциональной или умственной области. Для родителей важно знать признаки нарушений у малышей, чтобы своевременно обратиться за консультацией к специалистам, которые помогут преодолеть этот сложный период и помочь крохам выровнять свои умения в соответствии с возрастной нормой. Итак, читаем статью «Развитие ребенка с задержкой психического развития».

зпр это
Развитие ребенка с задержкой психического развития

Особенности детей с задержкой психического развития

Развитие ребенка с задержкой психического развития. К основным особенностям малышей с ЗПР относится:

  • отставание в психическом и эмоциональном восприятии окружающего мира;
  • замедление процесса мышления в отличие от сверстников;
  • более позднее освоение навыков самообслуживания в сравнении со здоровыми детьми;
  • проблемы с социализацией и отношениями внутри коллектива;
  • ослабленная память и внимание, что затрудняет усвоение нового материала.

О причинах возникновения задержки психического развития у детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ

Развитие ребенка с задержкой психического развития

В связи с этими особенностями детей с задержкой психического развития вносят в классификацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

классификация дети с ОВЗ

Читайте также нашу статью: «Дети с ОВЗ в детском саду»

Важно! Все изменения нервной системы и психические отклонения у детей с ЗПР носят изменчивый, временный характер и обладают свойством обратимости, в отличие от малышей с умственной отсталостью.

Характеристика детей с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР в дошкольном возрасте характеризуются:

  • развитием восприятия в недостаточной степени;
  • повышенной импульсивностью;
  • неспособностью сконцентрироваться на конкретных признаках объектов;
  • нарушением социального общения;
  • низкой результативностью деятельности;
  • проблемами с памятью и логическим мышлением;
  • отмечаются дефекты речевого развития.
характеристика детей с ЗПР

Такие малыши могут выполнять задания интеллектуального вида при помощи взрослых, но в более медленном темпе, а также не способны после выполнить подобные задания самостоятельно.

Что является нормой и отклонением в развитии ребенка: видео

Личностные особенности детей с задержкой психического развития

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Часто бывает сложно отличить нарушения от нормы, так как каждый ребенок индивидуален и имеет определенные особенности характера. Симптомы ЗПР могут проявляться по-разному, в зависимости от природного темперамента малыша и его жизненных обстоятельств и обстановки вокруг.

Личностные особенности детей с задержкой психического развития

Кроме психических отклонений, у ребенка с ЗПР обычно наблюдается задержка эмоционального развития, которое проявляется в быстрой и часто беспричинной смене настроения крохи, от доброжелательности и радости до печали и агрессии. При этом гнев малыша направлен не на определенные действия, вызвавшие негодование, а на конкретную личность.

Задержка эмоционального развития ребенка с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Задержка эмоционального развития проявляется также в неспособности малышей к пониманию эмоций, как чужих, так и своих собственных. Например, такие дети не могут описать по картинке эмоции изображенных героев. При этом они четко отслеживают причину изменения настроения данных персонажей.

Задержка эмоционального развития ребенка с ЗПР

Взаимодействие со сверстниками

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Личностные особенности у детей с ЗПР проявляются, в первую очередь, при игровой деятельности и могут быть двух противоположных видов:

  1. Малыши стремятся к отделению от сверстников, быстро становятся пассивными, вялыми и безынициативными, часто отвлекаются и безучастно смотрят в окно.
  2. Дети проявляют чрезмерный интерес к игре, сопровождая свои действия излишними эмоциональными реакциями в форме вспыльчивости и обидчивости. Они могут беспричинно грубить другим детям, проявляют жестокость к окружающим.

Наличие нарушений в поведении и их постоянство приводит к складыванию отрицательных черт характера малышей.

Развитие ребенка с задержкой психического развития

Трудности в обучении, когда у ребенка не получается справиться с заданием, вызывают у него резко негативные эмоциональные реакции. Беспокойство малыша также может вызвать страх ошибки и неудачи перед сложной задачей, что со временем приводит к понижению самооценки крохи.

Тревожность

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Частым проявлением ЗПР выступает повышенная тревожность и беспокойство даже по малым, незначительным поводам.

Это связано с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы у малышей с психическими нарушениями, а также социальными факторами, которые складываются на фоне низкой успеваемости в обучении.

Развитие ребенка с задержкой психического развития

Поведение

Обычно дети с задержкой психического развития не нуждаются в общении со сверстниками, предпочитая играть в одиночку.

ребенок сидит один не играет со всеми

У них не отмечается эмоциональная привязанность и предпочтения к отдельным личностям, такие малыши часто не имеют друзей в детском саду и школе. Они проще находят общий язык с взрослыми или детьми, которые старше их по возрасту, но и в этом общении они малоактивные и безынициативны.

Читайте нашу статью: «Развивающие методики для детей»

Психическое развитие детей с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР стараются избегать заданий, в которых нужно прилагать интеллектуальные усилия и преодолевать трудности. Ребенок может частично выполнить задачу, выполнив только простую ее часть. У таких малышей отсутствует мотивация и нацеленность на результат. Они стараются выполнить задание как можно быстрее, а не качественнее, не разобравшись с правилами и инструкциями.

При обучении малыш действует интуитивно. Часто ответ дети с ЗПР дают верный, но объяснить ход решения и собственных мыслей они не способны.

Также малыши не умеют действовать по образцу, кроха не может проанализировать образец, выделить основные части и повторить данную структуру в самостоятельной деятельности.

психологическая характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальные способности с детей с задержкой психического развития не соответствуют возрасту по причине нарушений в формировании памяти, мышления, речи и внимания.

Внимание

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Нарушения внимания у детей с ЗПР имеют индивидуальные особенности проявления. У одних малышей наиболее высокая работоспособность и концентрация внимания отмечается в начале деятельности и выполнения заданий, для других более продуктивный период наступает после середины занятия и им нужно больше времени для включения в деятельность.

А бывает и так, что у ребенка на всем протяжении занятия происходят периодические колебания уровня работоспособности и внимания.

В наибольшей степени у детей с ЗПР нарушено произвольное внимание.

Внимание детей с ЗПР

Память

Память детей с задержкой психического развития имеет важную особенность. Такие малыши обладают отличной наглядной памятью, но плохо запоминают словесную информацию. Поэтому для таких детей особенно важна форма преподнесения новых знаний.

У детей с ЗПР отмечаются проблемы, как с кратковременной памятью, так и с долговременной, при произвольном и непроизвольном запоминании. Логическая память также страдает из-за проблем со смысловой переработкой полученной информации.

Нарушен объем памяти и скорость запоминания.

особенности памяти детей с ОВЗ ЗПР

При коррекции процессов памяти важен соответствующий рацион ребенка. Для развития памяти диетологи советуют включать в меню разнообразные продукты: рыбу, мясо, орехи: грецкие, кедровые и др. Подробную информацию о пользе орехов для детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ и в статье «Польза и вред грецких орехов»

Мышление

На развитие мышления влияют следующие психические процессы:

  • уровень восприятия и знаний об окружающем мире, чем он выше и богаче, тем более сложные выводы способен сделать малыш;
  • уровень развития внимания;
  • степень речевого развития, в особенности словарного запаса.

Особенностью детей с ЗПР является отставание в формировании различных форм мышления. Образное мышление в большинстве случаев отсутствует полностью.

В отличие от детей с умственной отсталостью, у крох с ЗПР сохранена способность принимать помощь взрослых, обобщать, переносить полученные навыки в другие ситуации.

Особенности мышления детей с ЗПР

Важно! Для развития умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности у малышей с задержкой психического развития необходима специальная педагогическая помощь и регулярная работа.

Моторика

В дошкольном периоде у малышей с ЗПР наблюдаются трудности с общей, а в особенности, с мелкой моторикой.

Проблема  выражается в следующих проявлениях:

  • страдает техника движений;
  • сформированы в слабой степени навыки самообслуживания;
  • проявляются недостатки психомоторики;
  • отсутствуют навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации;
  • нарушены двигательные характеристики в виде ловкости, быстроты, точности, координации, быстроты и силы.

Многие дети с ЗПР по причине нарушений моторики не умеют пользоваться ножницами, неправильно держат ручку и карандаш, кисточку, а также не способны контролировать степень нажима на бумагу.

Грубых двигательных патологий у крох с ЗПР нет, но степень развития моторных и физических навыков находится на более низком уровне в сравнении со сверстниками.

Речь

У детей с ЗПР часто наблюдается задержка речевого развития, которая проявляется в следующих нарушениях:

  • более позднее появление в речи слогов, слов и предложений;
  • проблемы с овладением грамматическим строем;
  • нарушения связной речи;
  • отсутствие умения планировать собственную деятельность с помощью речи;
  • дефекты произношения отдельных звуков и слов;
  • переставление слогов в словах;
  • нарушения внутренней речи, влияющей на логическое мышление;
  • наличие скудного словарного запаса.

Также малыши с ЗПР могут и вовсе не уметь разговаривать.

Для одних детей с ЗПР речевые нарушения проявляется в легкой степени, для других — в более тяжелой, что говорит о сочетании задержки психического и речевого развития.

Развитие ребенка с задержкой психического развития

Группы детей с задержкой психического развития в ДОУ

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР посещают дошкольные учреждения комбинированного вида, компенсирующего или специальные группы временного пребывания крох, имеющих патологии развития.

Для помощи малышам открывают следующие виды групп в соответствии с возрастом:

Наименование Возраст детей в группе
младшая 2,5-3,5 года
средняя 3,5-5 лет
старшая 5-6 лет

Основными направлениями деятельности с детьми с ЗПР являются:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие мелкой моторики;
  • сенсорное и познавательное воспитание;
  • игровая и предметная деятельность;
  • подготовительный этап к школьному обучению;
  • физическое, музыкальное и творческое развитие;
  • формирование зрительно-пространственной координации.

В ходе воспитания детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении решаются не только воспитательные и образовательные, но и диагностические, коррекционные, оздоровительные и развивающие задачи.

Группы детей с задержкой психического развития в ДОУ

После окончания малышом дошкольного образовательного учреждения его зачисляют в общеобразовательную школу, в класс для детей с ЗПР (если в школе сформированы такие классы) или в обычный класс общеобразовательной школы, в зависимости от диагностических показаний.

Обучение детей с задержкой психического развития

Освоение малышами с ЗПР обучающей программы возможно, но данная программа должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать индивидуальные особенности крохи;
  • задействовать родителей и близких крохи в процесс обучения;
  • включать постоянный контроль динамики развития;
  • придерживаться многозадачности обучения.

Коррекционное обучение при ЗПР имеет несколько направлений:

  • развивающее;
  • диагностическое;
  • лечебно-профилактическое;
  • консультативное;
  • социально-трудовое.

Какие специалисты работают с детьми с ЗПР

направления работы с детьми с ЗПР

В образовательном процессе участвуют не только воспитатели, прошедшие специальное обучение по работе с детьми с нарушениями психического развития, но и дефектологи, логопеды, психологи и физкультурные работники.

В связи с поведенческими особенностями детей с ЗПР они способны выполнять только те задания, которые связаны с их личностными интересами.

Для детей раннего возраста преобладающей деятельностью является игра, поэтому именно играя происходит обучение малышей с ЗПР.

Для этого разработано множество различных игр и упражнений, направленных на развитие мышления, представлений об окружающем мире, памяти, внимания и социальной адаптации крох.

Игры для детей с задержкой психического развития

занятие с детьми в ДОУ

Игре ребенка с ЗПР свойственны следующие черты:

  • бедность воображения;
  • однообразие и отсутствие сюжета;
  • непонимание правил игры;
  • отсутствие разделения ролей;
  • пониженная активность;
  • отсутствие эмоциональности.

Помните! Именно во время игры можно заметить отклонения психического развития у малышей.

Это объясняется тем, что дети с задержкой развития не имеют достаточного представления о действиях взрослых и реальной действительности. Отсутствие эмоциональности проявляется и в отношении игрушек.

Важно! Такие проблемы могут отмечаться и у малышей с нормальным развитием в младшем дошкольном возрасте. Но дети с ЗПР никогда не начинают играть в сюжетно-ролевые игры самостоятельно.

Опорой в игровой деятельности малышей с ЗПР должны статья взрослые, а не предметы. Малышам сложно самостоятельно построить ассоциации, что с посудой можно поиграть в повара, с расческой – в парикмахера и т.д.

игры с детьми

Главным инструментом для обучения игре для детей с ЗПР будет сюжетно-ролевые развлечения и театрализованная деятельность.

Картотека развивающих игр для детей с ЗПР

Полезны для малышей с нарушениями психического развития следующие игры:

  1. «Повторяй за мной». Заключается в повторении за взрослых определенных движений и действий. Игра улучшает моторику, произвольное внимание
  2. «Угадай, чей звук». Взрослый знакомит детей с различными предметами (ножницы, свисток, колокольчик, погремушка, бумага), показывает, какой они могут издавать звук. Затем за ширмой воспроизводит звучание одним из предметов, а дети угадывают, что это. Игра развивает восприятие и слуховое внимание.
  3.  «Повтори фигуру». Задание заключается в том, что детям раздают карточки с изображением фигуры из счетных палочек. Малыши должны воспроизвести фигуры на столе или, при неудачной попытке, выложить узор на карточке с помощью способа «наложения». Такая игра развивает моторику, внимание, зрительное восприятие и учит действию по образцу.
  4. «Летает или нет». Взрослый называет предметы и живые существа, а дети должны показать, летает данный предмет или нет. Если летает – дети машут ручками, если нет – держат руки опущенными. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Задание помогает выделить признаки различных предметов, помогает учиться переключать внимание. Игру можно изменить на «Прыгает или нет», «Плавает или нет» и т.д.
  5. Быстроту реакции и зрительно-моторную координацию можно развить с помощью игры «Съедобное — несъедобное».
  6. «Варим борщ». Взрослый готовит два обруча, раскладывает различные предметы и делит детей на 2 команды. Малыши на время добегают до обруча и выбирают овощи для приготовления борща. Команды оцениваются по быстроте и по правильности выбора предметов. Аналогично можно поиграть в «Больницу», «Парикмахерскую», задействовав другие предметы. Игра направлена на быстроту реакции.

Полезно проводить эстафеты, где нужно, например, донести предмет, преодолев препятствия в виде бревнышек, кеглей и т.д. Хороводные игры со стихотворным сопровождением позволяют объединить детей, подружить их.

Подвижные игры для детей

Также о подвижных играх для детей дошкольного возраста вы можете подробнее прочитать в нашей статье ЗДЕСЬ

Упражнения для детей с задержкой психического развития

Для развития малышей с ЗПР также используют различные упражнения в игровой форме.

Вот некоторые из них:

  1. «Найди свое яблоко». Взрослый предлагает ребенку из трех-четырех яблок выбрать одно, изучить его в течение пары минут. Затем малыш закрывает глаза, яблоки перемешиваются, а ребенок должен найти свое яблочко по выделенным отличительным признакам. Упражнение тренирует память и внимание.
  2. «Хлопай в ладоши». Взрослый говорит, что дети должны хлопать в ладоши, если он назовет, например, животное. Данным упражнением малыши тренируют переключение внимания.
  3. «Колокольчик и бубен». Взрослый бьет в бубен либо звонит в колокольчик. При этом дети должны в первом случае ходить по группе спокойным шагом, во втором – бежать друг за другом. Упражнение учит выполнять действия по инструкции.
  4. «Найди отличия». Малышу предлагают две похожие картинки, а ребенок должен назвать отличия. Это помогает развить концентрацию внимания.
  5. «Запомни, где». Взрослый раскладывает три-пять карточек на столе с изображением разных предметов. Малыш запоминает их, затем карточки переворачиваются, а кроха должен показать, какой предмет и где находится. Можно видоизменить упражнение. При этом карточки можно не переворачивать, а убирать со стола одну карточки, пока малыш не видит, а затем спрашивать, чего не хватает. Данные упражнения улучшают и тренируют память.
  6. «Дорисуй». Малышу предлагают дорисовать на карточках вторую часть различных простых предметов – мяча, солнышка, бабочки и т.д. Упражнение способствует развитию целостности восприятия.
  7. «Что лишнее». На карточках изображены четыре предмета, один из которых лишний. Малыш должен назвать лишний предмет и ответить, по какому признаку он отличаются. Можно использовать группы овощи, фрукты, растения, грибы, мебель и т.д. Также аналогично можно поиграть в «Найди лишнее слово».
Развитие ребенка с задержкой психического развития

Для развития речевых навыков применяют упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождаемые тематическими стихотворениями, в которых заключена инструкция по выполнению движений.

Также полезна дыхательная гимнастика. Для осуществления гимнастики можно применять упражнение «Отгадай запах». Для его выполнения можно использовать овощи и фрукты. Дети знакомятся с их запахом, а затем с завязанными глазами пытаются угадать, что за фрукт или овощ дал им взрослый.

Воспитание ребенка с задержкой психического развития

Развитие ребенка с задержкой психического развития

Многие родители болезненно воспринимают диагноз ЗПР у своего чада. Но следует помнить, что это не психическое заболевание, а лишь временное отставание в развитии в сравнении с одногодками, которое можно наверстать.

Помните! При правильном развитии и сопровождении, а также соблюдении всех рекомендаций врачей и специалистов уже к 10 годам можно полностью избавиться от симптомов ЗПР у ребенка.

Рекомендации родителям ребенка с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Для родителей, воспитывающих малышей с ЗПР, можно дать следующие общие рекомендации:

  1. Крохам с задержкой психического развития необходима помощь невролога и психоневролога, специалиста логопеда, психолога и дефектолога.
  2. Почитайте научную литературу о ЗПР, поговорите о патологии с врачами.
  3. В магазине можно приобрести различные дидактические игры, по которым можно обучать малыша, играя, в домашних условиях. Выбирайте несложные и посильные для крохи задания.
  4. На занятия с ребенком желательно выделить определенный отрезок времени, около 20-30 минут. Сначала выполните задание вместе с вашим чадом, а через несколько дней можете дать попробовать справиться с этой задачей самостоятельно.
  5. Можно вступить в группы в интернете, где общаются мамы детей с ЗПР. Так вы найдете поддержку среди единомышленников и сможете обмениваться опытом.

Нередки случаи, когда незрелость сознания, недостаток знаний и умений, а также отсутствие стремления к обучению обнаруживаются у детей только при прохождении тестирования перед зачислением в школу. Таким малышам сложно осваивать программу обучения, им трудно сосредоточиться на занятиях, что ведет к их низкой успеваемости и регулярным замечаниям от учителей.

Развитие ребенка с задержкой психического развития

ЗПР у детей могут иметь негативные последствия в будущем:

  • комплекс неполноценности в подростковом возрасте;
  • трудности в общении с одноклассниками, представителями противоположного пола;
  • конфликтные ситуации с педагогами;
  • семейные проблемы и сложности поиска и устройства на работу во взрослом возрасте.

Чтобы избежать серьезных проблем, важно обнаружить нарушения в дошкольном возрасте, когда с помощью родителей и группы специалистов можно преодолеть ЗПР. После своевременной коррекции и лечения задержки психического развития дети имеют высокую успеваемость, а после получения аттестата благополучно поступают в колледжи и ВУЗы.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий