- Особенности детей с задержкой психического развития
- Характеристика детей с ЗПР
- Что является нормой и отклонением в развитии ребенка: видео
- Личностные особенности детей с задержкой психического развития
- Задержка эмоционального развития ребенка с ЗПР
- Взаимодействие со сверстниками
- Тревожность
- Поведение
- Психическое развитие детей с ЗПР
- Внимание
- Память
- Мышление
- Моторика
- Речь
- Группы детей с задержкой психического развития в ДОУ
- Обучение детей с задержкой психического развития
- Какие специалисты работают с детьми с ЗПР
- Игры для детей с задержкой психического развития
- Картотека развивающих игр для детей с ЗПР
- Упражнения для детей с задержкой психического развития
- Воспитание ребенка с задержкой психического развития
- Рекомендации родителям ребенка с ЗПР
Задержка психического развития, или ЗПР является наиболее распространенной формой отклонений психологического характера у детей, выражающаяся в отставании эмоциональной или умственной области. Для родителей важно знать признаки нарушений у малышей, чтобы своевременно обратиться за консультацией к специалистам, которые помогут преодолеть этот сложный период и помочь крохам выровнять свои умения в соответствии с возрастной нормой. Итак, читаем статью «Развитие ребенка с задержкой психического развития».
Особенности детей с задержкой психического развития
Развитие ребенка с задержкой психического развития. К основным особенностям малышей с ЗПР относится:
- отставание в психическом и эмоциональном восприятии окружающего мира;
- замедление процесса мышления в отличие от сверстников;
- более позднее освоение навыков самообслуживания в сравнении со здоровыми детьми;
- проблемы с социализацией и отношениями внутри коллектива;
- ослабленная память и внимание, что затрудняет усвоение нового материала.
В связи с этими особенностями детей с задержкой психического развития вносят в классификацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читайте также нашу статью: «Дети с ОВЗ в детском саду»
Важно! Все изменения нервной системы и психические отклонения у детей с ЗПР носят изменчивый, временный характер и обладают свойством обратимости, в отличие от малышей с умственной отсталостью.
Характеристика детей с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР в дошкольном возрасте характеризуются:
- развитием восприятия в недостаточной степени;
- повышенной импульсивностью;
- неспособностью сконцентрироваться на конкретных признаках объектов;
- нарушением социального общения;
- низкой результативностью деятельности;
- проблемами с памятью и логическим мышлением;
- отмечаются дефекты речевого развития.
Такие малыши могут выполнять задания интеллектуального вида при помощи взрослых, но в более медленном темпе, а также не способны после выполнить подобные задания самостоятельно.
Что является нормой и отклонением в развитии ребенка: видео
Личностные особенности детей с задержкой психического развития
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Часто бывает сложно отличить нарушения от нормы, так как каждый ребенок индивидуален и имеет определенные особенности характера. Симптомы ЗПР могут проявляться по-разному, в зависимости от природного темперамента малыша и его жизненных обстоятельств и обстановки вокруг.
Кроме психических отклонений, у ребенка с ЗПР обычно наблюдается задержка эмоционального развития, которое проявляется в быстрой и часто беспричинной смене настроения крохи, от доброжелательности и радости до печали и агрессии. При этом гнев малыша направлен не на определенные действия, вызвавшие негодование, а на конкретную личность.
Задержка эмоционального развития ребенка с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Задержка эмоционального развития проявляется также в неспособности малышей к пониманию эмоций, как чужих, так и своих собственных. Например, такие дети не могут описать по картинке эмоции изображенных героев. При этом они четко отслеживают причину изменения настроения данных персонажей.
Взаимодействие со сверстниками
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Личностные особенности у детей с ЗПР проявляются, в первую очередь, при игровой деятельности и могут быть двух противоположных видов:
- Малыши стремятся к отделению от сверстников, быстро становятся пассивными, вялыми и безынициативными, часто отвлекаются и безучастно смотрят в окно.
- Дети проявляют чрезмерный интерес к игре, сопровождая свои действия излишними эмоциональными реакциями в форме вспыльчивости и обидчивости. Они могут беспричинно грубить другим детям, проявляют жестокость к окружающим.
Наличие нарушений в поведении и их постоянство приводит к складыванию отрицательных черт характера малышей.
Трудности в обучении, когда у ребенка не получается справиться с заданием, вызывают у него резко негативные эмоциональные реакции. Беспокойство малыша также может вызвать страх ошибки и неудачи перед сложной задачей, что со временем приводит к понижению самооценки крохи.
Тревожность
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Частым проявлением ЗПР выступает повышенная тревожность и беспокойство даже по малым, незначительным поводам.
Это связано с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы у малышей с психическими нарушениями, а также социальными факторами, которые складываются на фоне низкой успеваемости в обучении.
Поведение
Обычно дети с задержкой психического развития не нуждаются в общении со сверстниками, предпочитая играть в одиночку.
У них не отмечается эмоциональная привязанность и предпочтения к отдельным личностям, такие малыши часто не имеют друзей в детском саду и школе. Они проще находят общий язык с взрослыми или детьми, которые старше их по возрасту, но и в этом общении они малоактивные и безынициативны.
Читайте нашу статью: «Развивающие методики для детей»
Психическое развитие детей с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР стараются избегать заданий, в которых нужно прилагать интеллектуальные усилия и преодолевать трудности. Ребенок может частично выполнить задачу, выполнив только простую ее часть. У таких малышей отсутствует мотивация и нацеленность на результат. Они стараются выполнить задание как можно быстрее, а не качественнее, не разобравшись с правилами и инструкциями.
При обучении малыш действует интуитивно. Часто ответ дети с ЗПР дают верный, но объяснить ход решения и собственных мыслей они не способны.
Также малыши не умеют действовать по образцу, кроха не может проанализировать образец, выделить основные части и повторить данную структуру в самостоятельной деятельности.
Интеллектуальные способности с детей с задержкой психического развития не соответствуют возрасту по причине нарушений в формировании памяти, мышления, речи и внимания.
Внимание
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Нарушения внимания у детей с ЗПР имеют индивидуальные особенности проявления. У одних малышей наиболее высокая работоспособность и концентрация внимания отмечается в начале деятельности и выполнения заданий, для других более продуктивный период наступает после середины занятия и им нужно больше времени для включения в деятельность.
А бывает и так, что у ребенка на всем протяжении занятия происходят периодические колебания уровня работоспособности и внимания.
В наибольшей степени у детей с ЗПР нарушено произвольное внимание.
Память
Память детей с задержкой психического развития имеет важную особенность. Такие малыши обладают отличной наглядной памятью, но плохо запоминают словесную информацию. Поэтому для таких детей особенно важна форма преподнесения новых знаний.
У детей с ЗПР отмечаются проблемы, как с кратковременной памятью, так и с долговременной, при произвольном и непроизвольном запоминании. Логическая память также страдает из-за проблем со смысловой переработкой полученной информации.
Нарушен объем памяти и скорость запоминания.
При коррекции процессов памяти важен соответствующий рацион ребенка. Для развития памяти диетологи советуют включать в меню разнообразные продукты: рыбу, мясо, орехи: грецкие, кедровые и др. Подробную информацию о пользе орехов для детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ и в статье «Польза и вред грецких орехов»
Мышление
На развитие мышления влияют следующие психические процессы:
- уровень восприятия и знаний об окружающем мире, чем он выше и богаче, тем более сложные выводы способен сделать малыш;
- уровень развития внимания;
- степень речевого развития, в особенности словарного запаса.
Особенностью детей с ЗПР является отставание в формировании различных форм мышления. Образное мышление в большинстве случаев отсутствует полностью.
В отличие от детей с умственной отсталостью, у крох с ЗПР сохранена способность принимать помощь взрослых, обобщать, переносить полученные навыки в другие ситуации.
Важно! Для развития умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности у малышей с задержкой психического развития необходима специальная педагогическая помощь и регулярная работа.
Моторика
В дошкольном периоде у малышей с ЗПР наблюдаются трудности с общей, а в особенности, с мелкой моторикой.
Проблема выражается в следующих проявлениях:
- страдает техника движений;
- сформированы в слабой степени навыки самообслуживания;
- проявляются недостатки психомоторики;
- отсутствуют навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации;
- нарушены двигательные характеристики в виде ловкости, быстроты, точности, координации, быстроты и силы.
Многие дети с ЗПР по причине нарушений моторики не умеют пользоваться ножницами, неправильно держат ручку и карандаш, кисточку, а также не способны контролировать степень нажима на бумагу.
Грубых двигательных патологий у крох с ЗПР нет, но степень развития моторных и физических навыков находится на более низком уровне в сравнении со сверстниками.
Речь
У детей с ЗПР часто наблюдается задержка речевого развития, которая проявляется в следующих нарушениях:
- более позднее появление в речи слогов, слов и предложений;
- проблемы с овладением грамматическим строем;
- нарушения связной речи;
- отсутствие умения планировать собственную деятельность с помощью речи;
- дефекты произношения отдельных звуков и слов;
- переставление слогов в словах;
- нарушения внутренней речи, влияющей на логическое мышление;
- наличие скудного словарного запаса.
Также малыши с ЗПР могут и вовсе не уметь разговаривать.
Для одних детей с ЗПР речевые нарушения проявляется в легкой степени, для других — в более тяжелой, что говорит о сочетании задержки психического и речевого развития.
Группы детей с задержкой психического развития в ДОУ
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР посещают дошкольные учреждения комбинированного вида, компенсирующего или специальные группы временного пребывания крох, имеющих патологии развития.
Для помощи малышам открывают следующие виды групп в соответствии с возрастом:
Наименование | Возраст детей в группе |
младшая | 2,5-3,5 года |
средняя | 3,5-5 лет |
старшая | 5-6 лет |
Основными направлениями деятельности с детьми с ЗПР являются:
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики;
- сенсорное и познавательное воспитание;
- игровая и предметная деятельность;
- подготовительный этап к школьному обучению;
- физическое, музыкальное и творческое развитие;
- формирование зрительно-пространственной координации.
В ходе воспитания детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении решаются не только воспитательные и образовательные, но и диагностические, коррекционные, оздоровительные и развивающие задачи.
После окончания малышом дошкольного образовательного учреждения его зачисляют в общеобразовательную школу, в класс для детей с ЗПР (если в школе сформированы такие классы) или в обычный класс общеобразовательной школы, в зависимости от диагностических показаний.
Обучение детей с задержкой психического развития
Освоение малышами с ЗПР обучающей программы возможно, но данная программа должна отвечать следующим требованиям:
- учитывать индивидуальные особенности крохи;
- задействовать родителей и близких крохи в процесс обучения;
- включать постоянный контроль динамики развития;
- придерживаться многозадачности обучения.
Коррекционное обучение при ЗПР имеет несколько направлений:
- развивающее;
- диагностическое;
- лечебно-профилактическое;
- консультативное;
- социально-трудовое.
Какие специалисты работают с детьми с ЗПР
В образовательном процессе участвуют не только воспитатели, прошедшие специальное обучение по работе с детьми с нарушениями психического развития, но и дефектологи, логопеды, психологи и физкультурные работники.
В связи с поведенческими особенностями детей с ЗПР они способны выполнять только те задания, которые связаны с их личностными интересами.
Для детей раннего возраста преобладающей деятельностью является игра, поэтому именно играя происходит обучение малышей с ЗПР.
Для этого разработано множество различных игр и упражнений, направленных на развитие мышления, представлений об окружающем мире, памяти, внимания и социальной адаптации крох.
Игры для детей с задержкой психического развития
Игре ребенка с ЗПР свойственны следующие черты:
- бедность воображения;
- однообразие и отсутствие сюжета;
- непонимание правил игры;
- отсутствие разделения ролей;
- пониженная активность;
- отсутствие эмоциональности.
Помните! Именно во время игры можно заметить отклонения психического развития у малышей.
Это объясняется тем, что дети с задержкой развития не имеют достаточного представления о действиях взрослых и реальной действительности. Отсутствие эмоциональности проявляется и в отношении игрушек.
Важно! Такие проблемы могут отмечаться и у малышей с нормальным развитием в младшем дошкольном возрасте. Но дети с ЗПР никогда не начинают играть в сюжетно-ролевые игры самостоятельно.
Опорой в игровой деятельности малышей с ЗПР должны статья взрослые, а не предметы. Малышам сложно самостоятельно построить ассоциации, что с посудой можно поиграть в повара, с расческой – в парикмахера и т.д.
Главным инструментом для обучения игре для детей с ЗПР будет сюжетно-ролевые развлечения и театрализованная деятельность.
Картотека развивающих игр для детей с ЗПР
Полезны для малышей с нарушениями психического развития следующие игры:
- «Повторяй за мной». Заключается в повторении за взрослых определенных движений и действий. Игра улучшает моторику, произвольное внимание
- «Угадай, чей звук». Взрослый знакомит детей с различными предметами (ножницы, свисток, колокольчик, погремушка, бумага), показывает, какой они могут издавать звук. Затем за ширмой воспроизводит звучание одним из предметов, а дети угадывают, что это. Игра развивает восприятие и слуховое внимание.
- «Повтори фигуру». Задание заключается в том, что детям раздают карточки с изображением фигуры из счетных палочек. Малыши должны воспроизвести фигуры на столе или, при неудачной попытке, выложить узор на карточке с помощью способа «наложения». Такая игра развивает моторику, внимание, зрительное восприятие и учит действию по образцу.
- «Летает или нет». Взрослый называет предметы и живые существа, а дети должны показать, летает данный предмет или нет. Если летает – дети машут ручками, если нет – держат руки опущенными. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Задание помогает выделить признаки различных предметов, помогает учиться переключать внимание. Игру можно изменить на «Прыгает или нет», «Плавает или нет» и т.д.
- Быстроту реакции и зрительно-моторную координацию можно развить с помощью игры «Съедобное — несъедобное».
- «Варим борщ». Взрослый готовит два обруча, раскладывает различные предметы и делит детей на 2 команды. Малыши на время добегают до обруча и выбирают овощи для приготовления борща. Команды оцениваются по быстроте и по правильности выбора предметов. Аналогично можно поиграть в «Больницу», «Парикмахерскую», задействовав другие предметы. Игра направлена на быстроту реакции.
Полезно проводить эстафеты, где нужно, например, донести предмет, преодолев препятствия в виде бревнышек, кеглей и т.д. Хороводные игры со стихотворным сопровождением позволяют объединить детей, подружить их.
Упражнения для детей с задержкой психического развития
Для развития малышей с ЗПР также используют различные упражнения в игровой форме.
Вот некоторые из них:
- «Найди свое яблоко». Взрослый предлагает ребенку из трех-четырех яблок выбрать одно, изучить его в течение пары минут. Затем малыш закрывает глаза, яблоки перемешиваются, а ребенок должен найти свое яблочко по выделенным отличительным признакам. Упражнение тренирует память и внимание.
- «Хлопай в ладоши». Взрослый говорит, что дети должны хлопать в ладоши, если он назовет, например, животное. Данным упражнением малыши тренируют переключение внимания.
- «Колокольчик и бубен». Взрослый бьет в бубен либо звонит в колокольчик. При этом дети должны в первом случае ходить по группе спокойным шагом, во втором – бежать друг за другом. Упражнение учит выполнять действия по инструкции.
- «Найди отличия». Малышу предлагают две похожие картинки, а ребенок должен назвать отличия. Это помогает развить концентрацию внимания.
- «Запомни, где». Взрослый раскладывает три-пять карточек на столе с изображением разных предметов. Малыш запоминает их, затем карточки переворачиваются, а кроха должен показать, какой предмет и где находится. Можно видоизменить упражнение. При этом карточки можно не переворачивать, а убирать со стола одну карточки, пока малыш не видит, а затем спрашивать, чего не хватает. Данные упражнения улучшают и тренируют память.
- «Дорисуй». Малышу предлагают дорисовать на карточках вторую часть различных простых предметов – мяча, солнышка, бабочки и т.д. Упражнение способствует развитию целостности восприятия.
- «Что лишнее». На карточках изображены четыре предмета, один из которых лишний. Малыш должен назвать лишний предмет и ответить, по какому признаку он отличаются. Можно использовать группы овощи, фрукты, растения, грибы, мебель и т.д. Также аналогично можно поиграть в «Найди лишнее слово».
Для развития речевых навыков применяют упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождаемые тематическими стихотворениями, в которых заключена инструкция по выполнению движений.
Также полезна дыхательная гимнастика. Для осуществления гимнастики можно применять упражнение «Отгадай запах». Для его выполнения можно использовать овощи и фрукты. Дети знакомятся с их запахом, а затем с завязанными глазами пытаются угадать, что за фрукт или овощ дал им взрослый.
Воспитание ребенка с задержкой психического развития
Многие родители болезненно воспринимают диагноз ЗПР у своего чада. Но следует помнить, что это не психическое заболевание, а лишь временное отставание в развитии в сравнении с одногодками, которое можно наверстать.
Помните! При правильном развитии и сопровождении, а также соблюдении всех рекомендаций врачей и специалистов уже к 10 годам можно полностью избавиться от симптомов ЗПР у ребенка.
Рекомендации родителям ребенка с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Для родителей, воспитывающих малышей с ЗПР, можно дать следующие общие рекомендации:
- Крохам с задержкой психического развития необходима помощь невролога и психоневролога, специалиста логопеда, психолога и дефектолога.
- Почитайте научную литературу о ЗПР, поговорите о патологии с врачами.
- В магазине можно приобрести различные дидактические игры, по которым можно обучать малыша, играя, в домашних условиях. Выбирайте несложные и посильные для крохи задания.
- На занятия с ребенком желательно выделить определенный отрезок времени, около 20-30 минут. Сначала выполните задание вместе с вашим чадом, а через несколько дней можете дать попробовать справиться с этой задачей самостоятельно.
- Можно вступить в группы в интернете, где общаются мамы детей с ЗПР. Так вы найдете поддержку среди единомышленников и сможете обмениваться опытом.
Нередки случаи, когда незрелость сознания, недостаток знаний и умений, а также отсутствие стремления к обучению обнаруживаются у детей только при прохождении тестирования перед зачислением в школу. Таким малышам сложно осваивать программу обучения, им трудно сосредоточиться на занятиях, что ведет к их низкой успеваемости и регулярным замечаниям от учителей.
ЗПР у детей могут иметь негативные последствия в будущем:
- комплекс неполноценности в подростковом возрасте;
- трудности в общении с одноклассниками, представителями противоположного пола;
- конфликтные ситуации с педагогами;
- семейные проблемы и сложности поиска и устройства на работу во взрослом возрасте.
Чтобы избежать серьезных проблем, важно обнаружить нарушения в дошкольном возрасте, когда с помощью родителей и группы специалистов можно преодолеть ЗПР. После своевременной коррекции и лечения задержки психического развития дети имеют высокую успеваемость, а после получения аттестата благополучно поступают в колледжи и ВУЗы.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.