- Физическое развитие ребенка по Никитиным
- Роды: что нужно делать
- Закаливание детей по методике Никитиных
- Интеллектуальные игры Никитина
- Игра «Сложи узор»
- Игра «Сложи квадрат»
- Игра «Дроби»
- Игра «Кубики для всех»
- Игра «Уникуб»
- Альбомы и карточки для развивающих игр Никитиных. Видео:
- Как играть в игры Никитина
- Плюсы и минусы методики Никитиных
- Физическое развитие ребенка до 1 года (видео)
Методика «Развитие по Никитиным» затрагивает все периоды детства: от самого рождения («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школы. Особое внимание методика уделяет двум аспектам развития ребенка:
- физическое развитие: как закаливать, какие физические нагрузки должны быть у дошкольника.
- Интеллектуальное развитие (логическое и аналитическое мышление, навыки счета) – это еще один важный вопрос развития ребенка в дошкольном детстве.
Физическое развитие ребенка по Никитиным
Роды: что нужно делать
Все врачи, психологи, педагоги высказывают общее мнение – здоровье ребенка во многом зависит от того, как прошли роды. Лена и Борис Никитины, родители семерых детей, написали книгу: «Просьба к врачам и сестрам родильного дома», содержание которой, до сих пор актуально для многих роддомов.
Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:
- Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
- Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить. Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
- Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
- После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью. У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
- Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
- Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
- Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.
Закаливание детей по методике Никитиных
Основные принципы закаливания по методике Никитиных:
- Первые физические тренировки начинаются еще внутриутробно. Во время нормально протекающей беременности, мама должна активно двигаться, заниматься физическими упраждениями.
- Нельзя переукутывать детей, перегревать. Стараться одевать только в легкую одежду во время бодрствования. Особенно в теплое время года: достаточно маечки и шортиков.
- Температура в помещении должна быть не более 18 градусов. Это позволяет держать организм ребенка в тонусе, что тоже своеобразная зарядка.
- Ранние воздушные ванны. Новорожденные дети в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны. А когда ребенку исполнялось два месяца отроду, ребенка каждый день выносили на мороз на несколько секунд. Надо сказать, детям такие процедуры очень нравились и в дальнейшем они никогда не болели!
- Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Никитины советуют окунать новорожденного ребенка в холодную воду с головой. Это запускает очень важный механизм терморегуляции организма.
- Больше ходить босиком. Холодные ножки ребенка – это нормально! Ребенок весь день должен ходить босиком и только перед сном нужно вымыть и разогреть стопы, чтобы ребенок смог раслабиться и уснуть.
- Физические упражнения. Никитины рекомендуют родителям выполнять с новорожденными детьми простые физические упражнения. Особенно те, которые закрепляют безусловные рефлексы. Для детей более старшего возраста, Никитиными разработана система спортивных уголков и снарядов.
- Ограничение в еде. Никитины убеждены, что чрезмерное переедание ребенка более вредно, чем легкий голод. Не перекармливайте своих детей и у них всегда будет отменный аппетит.
- Отсутствие режима дня. Никитины считают, что режим переутомляет малыша. Чем больше «обязаловки», тем меньше интереса. Дети должны заниматься сколько им хочется, часто меняя виды деятельности подвижные (физические) и малоподвижные (интеллектуальные).
- Свобода в перемещении. Как только ребенок начнет ползать – дайте ему полную свободу перемещения. Но для этого придется подготовить квартиру (обезопасить). Коляски , ходунки, прыгунки и манежи и под запретом! Разрешайте играть ребенку не только с игрушкам. Познакомьте малыша с кухонными предметами, инструментами, техникой.
- Борьба со стерильной средой. Не надо отгораживать детей от мира. Им необходима информация! Пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Это познание, ничем не заменимо. Ваша задача в рамках разумного наводить чистоту, если маленький ребенок дома.
Интеллектуальные игры Никитина
”Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я пойму”.
Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.
Особенности интеллектуальных игр Никитиных:
- Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
- Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
- Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
- Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
- Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
- Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
- Взрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
- Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
- Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.
Борис Никитин описал свои развивающие игры в книге «Интеллектуальные игры». Многие пособия для интеллектуальных игр Никитина возможно сделать своими руками. А можно купить готовые игры и пособия Никитиных.
Игра «Сложи узор»
В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.
- Рассматривайте кубики с ребенком, учите цвета, считайте их количество. Эта игра для самых маленьких.
- Покажите ребенку, что из кубиков можно строить дорожки. Подождите, пока ребенок сам захочет сделать дорожку. Сначала дорожку одного цвета (желтую – для “колобка», а красную для «зайчика»). При этом проговариваем и закрепляем название цвета.
- Когда ребенок научится строить одноцветные дорожки, покажите, как строить разноцветные. Тут можно изучать закономерность и последовательность: «Посмотри, на мою дорожку. Что ты заметил? — Да, стоят кубики синий, желтый, синий, желтый, а какой следующий? Продолжи дорожку. Если хочешь, придумай свою разноцветную дорожку для своего лисички».
- После этих игр пора составлять узоры из кубиков. Сначала, как у мамы, затем как в пособии Никитина. Позже можно будет придумать узоры самому.
Игра «Сложи квадрат»
Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.
В этой игре три уровня сложности.
Уровни сложности | I | II | III |
Количество составных частей квадрата | 2-3 | 3-5 | 4-7 |
Рекомендуемый возраст (лет) | 3-4 | 4-5 | 6-7 |
Играя с ребенком, не забывайте называть фигуры, из которых состоят квадраты: треугольник, трапеция и т.д. Можно посчитать, сколько углов и сторон. Также называем цвет фигуры. Обратите внимание ребенка, что, например, треугольники бывают разной величины и формы. Также здесь можно ввести понятия «целое» и «часть».
Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.
Игра «Дроби»
Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.
Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.
Что с этим делать далее?
- Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
- Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
- Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
- Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
- Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
- Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
- Какие части поместятся на 1/3?
- Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
- Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.
Игра «Кубики для всех»
Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.
Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.
Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.
Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.
Игра «Уникуб»
Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.
Все 27 кубиков — разные, хотя для их окраски использованы всего три цвета. Сначала, родители предлагают ребенку найти кубик с двумя гранями одинакового цвета. Потом построить «башню», «дом», «лесенку».
Задания в «Уникубе» трудные, их нельзя давать сразу много. Чаще всего достаточно одного задания, реже два или три, в зависимости от способностей ребенка.
Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.
Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.
Альбомы и карточки для развивающих игр Никитиных. Видео:
Подробно, как играть в игры, Б.П.Никитин описал в своей книге «Интеллектуальные игры».
Как играть в игры Никитина
И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.
- Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, доставайте их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.
- Не стоит расстраиваться, если у ребенка не получится выполнить задание с первого раза — возможно, он еще до этого не дорос и у него все получится позже.
- У ребенка должно сохраняться чувство «недоигранности», а не «переигранности», поэтому завершайте игру раньше, чем он утомится.
- Подходите к играм творчески. Придумывайте вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры.
- Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.
Плюсы и минусы методики Никитиных
«Плюсами» методики Никитиных являются:
- Ребенок хорошо развивается физически, мало болеет, закален.
- Ребенок рано учится логически мыслить: обобщать, выделять главные свойства, делать выводы и применять их на практике. Умеет применять полученные знания в дальнейших играх.
- Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти;
- Развитие интереса, любознательности и учебной мотивации;
- Развитие самостоятельности;
- Развитие креативности, творческого воображения
- Методика хорошо подготавливает основу для изучения точных наук.
«Минусы» методики Никитиных:
- Методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами, поскольку она не содержит в себе игр, обучающих чтению, подготовку к письму.
- Методы закаливания считаются слишком радикальными, не все родители последуют такому примеру. Необходимо будет получить рекомендации педиатра.
- Спартанские условия жизни и недоедание не всем придутся по вкусу.
- Никитины в своей системе воспитания совсем не предусматривают детских сюжетно-ролевых игр. Ребенок Никитиных не должен играть в машинки, куклы, магазины, «войнушки» и «дочки-матери». Он должен с самого раннего детства приучаться к труду, самообслуживанию. Должен уметь вести домашнее хозяйство. А просто играть он не умеет.
Если методику Никитиных воспринимать как хороший инструмент для развития логики, математических навыков ребенка, его физического развития и дополнить ее другими хорошими инструментами для более разностороннего развития, то это будет прекрасный вариант для родителей, педагогов и психологов. Это и описывает Елена Данилова в свое книге «Новый взгляд на игры Никитиных». Она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому.