Развитие по Никитиным

Развитие по Никитиным

Методика «Развитие по Никитиным» затрагивает все периоды детства: от самого рождения («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школы. Особое внимание методика уделяет двум аспектам развития ребенка:

  1. физическое развитие: как закаливать, какие физические нагрузки должны быть у дошкольника.
  2. Интеллектуальное развитие (логическое и аналитическое мышление, навыки счета) – это еще один важный вопрос развития ребенка в дошкольном детстве.

Физическое развитие ребенка по Никитиным

Развитие по НикитинымРоды: что нужно делать

Все врачи, психологи, педагоги высказывают общее мнение – здоровье ребенка во многом зависит от того, как прошли роды. Лена и Борис Никитины, родители семерых детей, написали книгу: «Просьба к врачам и сестрам родильного дома», содержание которой, до сих пор актуально для многих роддомов.

Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:

  1. Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
  2. Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить.  Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
  3. Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
  4. После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью.  У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима  каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
  5. Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
  6. Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
  7. Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.

Закаливание детей по методике Никитиных

Развитие по Никитиным

Основные принципы закаливания по методике Никитиных: 

    • Первые физические тренировки начинаются еще внутриутробно. Во время нормально протекающей беременности, мама должна активно двигаться, заниматься физическими упраждениями.
  • Нельзя переукутывать детей, перегревать. Стараться одевать только в легкую одежду во время бодрствования. Особенно в теплое время года: достаточно маечки и шортиков.
  • Температура в помещении должна быть не более 18 градусов. Это позволяет держать организм ребенка в тонусе, что тоже своеобразная зарядка.
  • Ранние воздушные ванны. Новорожденные дети в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны. А когда ребенку исполнялось два месяца отроду, ребенка каждый день выносили на мороз на несколько секунд. Надо сказать, детям такие процедуры очень нравились и в дальнейшем они никогда не болели!
  • Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Никитины советуют окунать новорожденного ребенка в холодную воду с головой. Это запускает очень важный механизм терморегуляции организма.
  • Больше ходить босиком. Холодные ножки ребенка – это нормально! Ребенок весь день должен ходить босиком и только перед сном нужно вымыть и разогреть стопы, чтобы ребенок смог раслабиться и уснуть.
  • Физические упражнения. Никитины рекомендуют родителям выполнять с новорожденными детьми простые физические упражнения. Особенно те, которые закрепляют безусловные рефлексы.  Для детей более старшего возраста, Никитиными разработана система спортивных уголков и снарядов.
  • Ограничение в еде. Никитины убеждены, что чрезмерное переедание ребенка более вредно, чем легкий голод. Не перекармливайте своих детей и у них всегда будет отменный аппетит.
  • Отсутствие режима дня. Никитины считают, что режим переутомляет малыша. Чем больше «обязаловки», тем меньше интереса. Дети должны заниматься сколько им хочется, часто меняя виды деятельности подвижные (физические) и малоподвижные (интеллектуальные).
  • Свобода в перемещении. Как только ребенок начнет ползать – дайте ему полную свободу перемещения. Но для этого придется подготовить квартиру (обезопасить). Коляски , ходунки, прыгунки и манежи и под запретом! Разрешайте играть ребенку не только с игрушкам. Познакомьте малыша с кухонными предметами, инструментами, техникой.
  • Борьба со стерильной средой. Не надо отгораживать детей от мира. Им необходима информация! Пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Это познание, ничем не заменимо. Ваша задача в рамках разумного наводить чистоту, если маленький ребенок дома.

Интеллектуальные игры Никитина

Развитие по Никитиным”Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка  внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.

Развитие по НикитинымОсобенности интеллектуальных игр Никитиных:

  1. Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
  2. Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
  3. Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
  4. Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
  5.  Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
  6. Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
  7. Развитие по НикитинымВзрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
  8. Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
  9. Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.

Борис Никитин описал свои развивающие игры в книге «Интеллектуальные игры». Многие пособия для интеллектуальных игр Никитина возможно сделать своими руками. А можно купить готовые игры и пособия Никитиных.

Игра «Сложи узор»

В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.

  1. Развитие по НикитинымРассматривайте кубики с ребенком, учите цвета, считайте их количество. Эта игра для самых маленьких.
  2. Покажите ребенку, что из кубиков можно строить дорожки. Подождите, пока ребенок сам захочет сделать дорожку. Сначала дорожку одного цвета (желтую – для “колобка», а красную для «зайчика»). При этом проговариваем и закрепляем название цвета.
  3. Когда ребенок научится строить одноцветные дорожки, покажите, как строить разноцветные. Тут можно изучать закономерность и последовательность: «Посмотри, на мою дорожку. Что ты заметил? — Да, стоят кубики синий, желтый, синий, желтый, а какой следующий? Продолжи дорожку. Если хочешь, придумай свою разноцветную дорожку для своего лисички».
  4. После этих игр пора составлять узоры из кубиков. Сначала, как у мамы, затем как в пособии Никитина. Позже можно будет придумать узоры самому.

Игра «Сложи квадрат»

Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.

Развитие по НикитинымВ этой игре три уровня сложности.

Уровни сложностиIIIIII
Количество составных частей квадрата2-33-54-7
Рекомендуемый возраст (лет)3-44-56-7

Играя с ребенком, не забывайте называть фигуры, из которых состоят квадраты: треугольник, трапеция и т.д. Можно посчитать, сколько углов и сторон. Также называем цвет фигуры. Обратите внимание ребенка, что, например, треугольники бывают разной величины и формы. Также здесь можно ввести понятия «целое» и «часть».

Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.

Игра «Дроби»

Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.

Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.

Что с этим делать далее?

  1. Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
  2. Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
  3. Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
  4. Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
  5. Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
  6. Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
  7. Какие части поместятся на 1/3?
  8. Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
  9. Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.

Игра «Кубики для всех»

Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.

Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.

Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.

Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.

Игра «Уникуб»

Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Все 27 кубиков — разные, хотя для их окраски использованы всего три цвета. Сначала, родители предлагают ребенку найти кубик с двумя гранями одинакового цвета. Потом построить «башню», «дом», «лесенку».

Задания в «Уникубе» трудные, их нельзя давать сразу много. Чаще всего достаточно одного задания, реже два или три, в зависимости от способностей ребенка.

Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.

Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.

Альбомы и карточки для развивающих игр Никитиных. Видео:

Подробно, как играть в игры, Б.П.Никитин описал в своей книге «Интеллектуальные игры».

Как играть в игры Никитина

И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.

  1. Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, доставайте их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.
  2. Не стоит расстраиваться, если у ребенка не получится выполнить задание с первого раза — возможно, он еще до этого не дорос и у него все получится позже.
  3. У ребенка должно сохраняться чувство «недоигранности», а не «переигранности», поэтому завершайте игру раньше, чем он утомится.
  4. Подходите к играм творчески. Придумывайте вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры.
  5. Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.

Плюсы и минусы методики Никитиных

«Плюсами» методики Никитиных являются:

  1. Ребенок хорошо развивается физически, мало болеет, закален.
  2. Ребенок рано учится логически мыслить: обобщать, выделять главные свойства, делать выводы и применять их на практике. Умеет применять полученные знания в дальнейших играх.
  3. Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти;
  4. Развитие интереса, любознательности и учебной мотивации;
  5. Развитие самостоятельности;
  6. Развитие креативности, творческого воображения
  7. Методика хорошо подготавливает основу для изучения точных наук.

«Минусы» методики Никитиных:

  1. Методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами, поскольку она не содержит в себе игр, обучающих чтению, подготовку к письму.
  2. Методы закаливания считаются слишком радикальными, не все родители последуют такому примеру. Необходимо будет получить рекомендации педиатра.
  3. Спартанские условия жизни и недоедание не всем придутся по вкусу.
  4. Никитины в своей системе воспитания совсем не предусматривают детских сюжетно-ролевых игр. Ребенок Никитиных не должен играть в машинки, куклы, магазины, «войнушки» и «дочки-матери». Он должен с самого раннего детства приучаться к труду, самообслуживанию. Должен уметь вести домашнее хозяйство. А просто играть он не умеет.

Если методику Никитиных воспринимать как хороший инструмент для развития логики, математических навыков ребенка, его физического развития и дополнить ее другими хорошими инструментами для более разностороннего развития, то это будет прекрасный вариант для родителей, педагогов и психологов. Это и описывает Елена Данилова в свое книге «Новый взгляд на игры Никитиных». Она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому.

Физическое развитие ребенка до 1 года (видео)

Турничок в кроватке (Рассказывает Анна Борисовна Никитина (дочь)
Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий