Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста

Содержание
  1. Прогулка в ДОУ
  2. Прогулка как способ оздоравливающей деятельности
  3. Прогулка как способ образовательной деятельности
  4. Виды прогулок
  5. Структура прогулки
  6. Наблюдение
  7. Как организовать подвижные игры во время прогулки
  8. Организация индивидуальной работы
  9. Трудовая деятельность на участке
  10. Требования СанПиН к организации прогулок
  11. Методика организации прогулки
  12. Время прогулки в режиме дня
  13. Строго запрещается
  14. Требования к детской одежде
  15. Продолжительность нахождения на свежем воздухе зимой
  16. Правила проведения зимней прогулки
  17. О методике проведения прогулки с дошкольниками: кратко
  18. Особенности организации двигательной активности в разные времена года
  19. Организация прогулок зимой
  20. Организация прогулок весной
  21. Организация прогулок летом
  22. Как избежать травматизма летом
  23. Организация прогулок осенью
  24. Правила безопасности
  25. Дидактические игры и упражнения
  26. Подвижные игры
  27. Рекомендации по организации прогулок на свежем воздухе
  28. Формы организации прогулок: кратко
  29. Заключение

На данный момент проблемы профилактики заболеваний,  укрепления иммунитета детей, а так же их умственного, психического и физического развития достаточно важны. Как же выполнить перечисленные выше задачи и сделать этот процесс приятным и полезным? Прогулка здесь будет как нельзя кстати, ведь когда дети гуляют, они активно двигаются,  дышат свежим воздухом, метаболизм в организме ускоряется, да и для самих дошкольников выход на улицу сопровождается множеством позитивных эмоций и ярких впечатлений. Так почему же не совместить приятное с полезным. Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста имеет свои правила и методики, которые стоит учитывать для безопасной и развивающей стороны организации такого мероприятия.

Но даже в таком, казалось бы, простом деле, есть свои аспекты и нюансы. Во время прогулок важно, чтобы дети не были предоставлены только лишь сами себе, необходимо организовывать образовательную деятельность и игры, как активные, так и пассивные. Но в любом случае малышам нужно предоставить время для свободной игры. Каждый выход на улицу должен быть наполнен интересными наблюдениями и яркими впечатлениями для ребят, дабы осуществить эту задачу профессиональная няня должна уметь составить план этого режимного момента и следовать ему. Не менее важно чтобы прогулка не стала причиной детских слез и болезней, нужно соблюдать определенные правила, режимные моменты и технику безопасности. Все компоненты и правила проведения прогулок с дошкольниками мы рассмотрим далее.

квалификационная работа Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста

Прогулка в ДОУ

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, заранее организованный воспитателем и проходящий  на свежем воздухе.

На сегодняшний день задача сохранения и укрепления детского здоровья, как психического, так и физического, привлечения их к здоровому образу жизни и обучения сберегающими здоровье технологиями является одной из важных и значимых. Большинство современных детей не соприкасаются с природой и редко общаются с ней, что отнимает у них возможность познать ее, ощутить всеми органами чувств. Во время общения с природой они не только укрепляют свое здоровье, но и получают психологическую разгрузку и позитивный эмоциональный настрой. Природа – это огромная кладовая, имеющая богатства для всестороннего развития маленького человека.

Цель: исследовать теоретический материал и методику организации прогулок с дошкольниками на свежем воздухе

Задачи:

  • Изучение теоретического материала по теме исследования.
  • Сформировать педагогическую копилку для практической работы няни при организации прогулок на свежем воздухе у дошкольников

Предмет исследования: организация прогулок на свежем воздухе

Объект: дети дошкольного возраста

Методы: теоретический анализ, исследование литературы и интернет-ресурсов по данной теме.

прогулка это

Прогулка как способ оздоравливающей деятельности

Для физического развития детей не малое значение имеет нахождение на свежем воздухе.  Первым и достаточно доступным  средством закаливания организма является нахождение на свежем воздухе. Она делает его выносливее и устойчивее к таким заболеваниям, как простуда.

Дети на улице много двигаются.  Движения улучшают кровообращение, обмен веществ и газообмен, а также улучшают аппетит.  Дети начинают больше двигаться, развиваются ловкость, смелость, выносливость, они учатся преодолевать разнообразные препятствия. Укрепляется система мышц, повышается жизненный тонус, а так же появляются двигательные умения, навыки.

Прогулка как способ образовательной деятельности

Движение  малышей на улице развивает их всесторонне и, что важно, способствует воспитанию умственному. Во время нахождения на природе они приобретают множество впечатлений и знаний об окружающем мире. В ходе наблюдений они изучают сезонные изменения в живом и растительном мире, выявляют связи между разными явлениями. Все это развивает наблюдательность,  возбуждает мыслительные процессы и воображение, увеличивает представления об окружающем.

Если малыши гуляют по населенному пункту, то это позволяет решать задачи нравственного воспитания. Посредством взрослого ребята узнают о местных достопримечательностях, труде людей, которые  строят красивые дома, занимаются озеленением улиц, укладывают на дороги асфальт и многое другое.

Когда малыши трудятся в цветнике, они воспитывают в себе любовь к живой природе и бе­режное отношение к ней, а также трудолюбие. При помощи труда можно научить замечать  красоту природы.

Таким образом, продуманные и  правильно организованные занятия на свежем воздухе помогают развить детей с разных сторон.

Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста

Виды прогулок

Виды прогулок по месту проведения:

  • на участке ДОУ;
  • пешие походы за пределы ДОУ (старшие дошкольники — расстояние до 2-х километров)
  • в функциональных помещениях учреждения

Виды прогулок по содержанию:

  • Традиционная, содержит труд, игры тихие и подвижные;
  • Тематическая, состоит из наблюдений и содержит беседы на конкретные темы (деревья, животные, городской транспорт и т.д.), также можно провести театральную постановку на улице или квест с преодолением легких препятствий;
  • Целевые (проводятся с детьми,  посещающими вторую младшую группу и старше, осуществляется выход за пределы учреждения).  Предлагается понаблюдать за явлениями природы и жизнью общества вне пределов участка. Для младших групп целевые гуляния организовываются один раз в неделю на малое расстояние, по улице, на которой расположено ДОУ. Старшие группы выводят на такие экскурсии дважды в неделю и на более дальние расстояния. Внимание младших групп воспитатель обращает на дома, движение транспорта и пешеходов, средних – на здания назначения общественного. Целевые экскурсии по местности со старшими детьми могут проводиться на других улицах, в ближайшем парке. Их знакомят с правилами движения на улице, также правилами поведения в местах общественных. В процессе целевых прогулок дети получают множество впечатлений об окружающем мире, происходит расширение кругозора, углубляются знания, повышается как наблюдательность, так и любознательность. Активность на воздухе хорошо влияет на развитие дошкольника в физическом плане. Экскурсия (проводится с периодичностью один раз в месяц);
  • Пеший переход, поход (проводится с дошкольниками старшего возраста 1-2 раза за год).
Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста зимой

Структура прогулки

  • Наблюдение.
  •  Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, дидактические игры, игры на выбор детей.
  •  Индивидуальная работа с дошкольниками, направленная на развитие физических качеств.
  •  Труд на участке.
  •  Самостоятельная игровая деятельность.

Порядок компонентов может меняться  из-за вида предшествовавшего занятия. В случае, когда дети были на занятии, которое требует  повышенного умственного напряжения и познавательной активности, то в начале организованного режимного момента на свежем воздухе более разумно провести активные игры, а после — наблюдения. Если перед занятием было музыкальное занятие или же физкультурное, то выйдя на улицу, следует  начать со спокойной игры или наблюдения. Любой из компонентов имеет продолжительность от 7 до 15 минут.

Наблюдение

Проведение прогулок с детьми дошкольного возраста наблюдение за природой

Значительная роль на свежем воздухе отводится наблюдениям (спланированным заранее) за общественной жизнью и природными явлениями. Проводить наблюдения можно с различным количеством детей.

Для младшего возраста продолжительность наблюдений составляет около 7-10 минут, наблюдения должны быть яркими и интересными, длительность наблюдений для старшего возраста составляет 15-25 минут. Наблюдения проводятся ежедневно, но на рассмотрение предлагаются разные объекты.

Объекты наблюдения

  • Живая природа: животные и растения;
  • Неживая природа: природные явления (дождь, ручьи, снег) и сезонные изменения;
  • Труд взрослых.
    За трудом взрослых наблюдения организовываются 1-2 раза каждые 3 месяца

Виды наблюдения

Кратковременное наблюдение проводится  для  того, чтобы сформировать представления о свойствах, признаках явления или предмета (учат различать цвет, форму,  размер, расположение частей в пространстве и свойства поверхности, при знакомстве с животными — издаваемые звуки, характерные движения и тому подобное.
Длительное наблюдение организуется для сбора знаний о развитии и росте растений или животных, также о изменениях в природе при смене сезонов. При этом малыши сравнивают состояние объекта на данный момент с тем что было ранее .

При организации наблюдений, взрослый должен соблюдать представленную последовательность:

  • установление фактов;
  • создание связей между частями исследуемого объекта;
  • накопление представлений  об объекте;
  • проведение сопоставлений;
  • создание выводов и установление связей между нынешним наблюдением и ранним.

Как организовать подвижные игры во время прогулки

игры на лыжах

Огромная роль отводится подвижным играм. В них происходят такие важные процессы, как: развитие основных движений, воспитание моральных качеств, снятие умственного напряжения.
Игру выбирают в зависимости от времен года и погодных условий. В прохладные дни лучше включить в режимный момент на улице активные игры. Подобные игры помогут лучше перенести холодную погоду. В ненастную погоду (весной и осенью особенно) лучше организовывать неактивные игры, которые не требующие обширного пространства.
Игры с бегом, прыжками, упражнениями в равновесии, метанием нужно проводить в теплые дни.
Во время проведения прогулок возможно  использование народных игр с такими предметами, как кегли и кольцеброс, в группах постарше могут использоваться некоторые элементы таких игр, как волейбол, баскетбол, футбол и т.д. В жаркую погоду возможно проведение игр с использованием воды.

Длительность активных игр и упражнений на физическое развитие на утреннем гулянии: младшие группы от 6 до 10 минут, средние от 10 до 15 минут, старшие и подготовительные от 20 до 25 минут. Прогуливаясь вечером: младшие группы и средние — игровая активность  длится 10-15 минут, старшие и подготовительные — 12 -15 минут.

Организация индивидуальной работы

— согласно календарному  планированию воспитатель организовывает индивидуальную работу с детьми по физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому или же социально-коммуникативному развитию;

— с данной целью подготавливаются необходимые на прогулке материалы.

Индивидуальная работа планируется тщательно и направляется на закрепление неких навыков, разучивание упражнений с детьми, которые отстают, заучивание стихотворений, на отработку звукопроизношения, закрепление пройденных материалов по изученным разделам программы, формирование качеств нравственных.

Самостоятельная детская деятельность на протяжении всего занятия на улице нуждается в умелом управлении. Во время игры дети отражают полученные за время образовательной деятельности, жизни повседневной, проведенных экскурсий впечатления, происходит накопление знаний о труде. Вышеперечисленное протекает во время сюжетно-ролевых игр. Строительные игры – один из видов творческих игр, с использованием природных материалов (глина, мелкие камушки, песок и т. д.). Чтобы организовать самостоятельную деятельность нужно создать условия: выносной материал, атрибуты, орудия труда. Очень важно соблюдать санитарно-гигиенические требования к размещению и хранению данных материалов.

Трудовая деятельность на участке

Трудовая деятельность детей на участке

Трудовая деятельность имеет немалое воспитательное значение. Абсолютно всем задания должны быть посильны, не менее важно, чтобы они были интересными и разнообразными, и их продолжительность не должна превышать  5-19 минут для младшего возраста и 15-20 минут для старшего возраста.

Формы организации детского труда:

  • Индивидуальные трудовые поручения;
    • Групповая работа;
    • Труд в коллективе.

Личные трудовые поручения используются в любых возрастных группах.

Труд в коллективе предоставляет возможность создания трудовых навыков и умений у всех дошкольников одновременно. Во время такого труда появляются следующие умения: принятие общей цели труда, согласование своих действий, планирование работы сообща.

В младших группах предлагаются индивидуальные поручения, содержащие одну-две трудовые операции, к примеру, взять птичий корм и насыпать в кормушку. Воспитатель приобщает всех к кормлению пернатых поочередно. Или же, сбор камушков для поделок. Работа организуется как «труд рядом», в процессе дети никак не зависят друг от друга

В средних группах в одно время две различные подгруппы могут быть заняты выполнением разных поручений; необходимо постоянное внимание к качеству работы дошкольников.

В старших группах важно формирование умений: принятие трудовой задачи, представление результата выполнения, определение последовательности операций, отбор необходимых инструментов, самостоятельное осуществление трудовой деятельности (возможна небольшая помощь воспитателя).

Перед заходом в группу, примерно за 30 минут, воспитатель проводит спокойные игры. После чего дети должны собрать игрушки. Перед тем, как войти в помещение ребята вытирают ноги. Раздеваются, затем аккуратно убирают вещи в свои шкафчики. Надевают вторую обувь, приводят в порядок волосы и одежду, после чего проходят в группу.

Требования СанПиН к организации прогулок

Прогулки с детьми дошкольного возраста организуются согласно документу СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.  Рассмотрим выдержки касающиеся организации прогулок на свежем воздухе в ДОУ

СанПиН к организации прогулок

2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.

На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок.

2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка — не менее 10 лк на земле.

2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест — 35 м2 на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м2 на 1 место.

2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:
— групповые площадки — индивидуальные для каждой группы. Из расчета не менее 7,2 м2 на одного малыша ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на одного дошкольника.

2.1.11. Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечно-мерзлыми грунтами) — дощатым.

Покрытие площадок для детей ясельного возраста должно быть комбинированным: травяным с утрамбованным грунтом вокруг песочниц и подходов к теневым навесам.

Групповые площадки для ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

2.1.12. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

2.1.14. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50 %.
В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и другого полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

·      не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;

·      не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

·      не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Групповые площадки должны быть  ограждены кустарником.
По периметру участка устраиваются зеленые защитные полосы из деревьев и кустарников имеющие ширину не менее 1,5 м, со стороны улицы — не менее 6 м.

Деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 15 м, кустарники — 5 м от здания детского сада.

Для озеленения участка нужно использовать зеленые насаждения, которые обеспечивают наличие зелени круглый год. Нельзя высаживать плодово-ягодные деревья и кустарники, а также насаждения имеющие колючки. Каждый год, весной проводится декоративная обрезка кустарников, вырубка сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

 Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок  составляет 3–4 ч. Продолжительность проведения занятия на свежем воздухе определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Время, отведенное на нахождение на улице, должно строго соблюдаться. 

Чтобы осуществить задачу всестороннего развития дошкольников во время этих режимных моментов, нужно учитывать большую роль озелененного, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированного и оборудованного участка на территории ДОУ. Каждая  группа должна иметь отдельный участок, отгороженный от прочих групп кустарником. Участок делится на места для организации подвижных игр и развитие движений детей. Участки должны быть оборудованы следующим: заборчик для лазанья, бревно для упражнений в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все оборудование обязано иметь достойный вид, быть очень прочным, достаточно обработанным, также оно должно быть хорошо закреплено. Помимо оборудования постоянно находящегося на площадке, выносятся игрушки, а также пособия используемые в плане работы. Заканчиваются игровые площадки дорожками, по которым ребята катаются на велосипедах и самокатах. Кроме игровых площадок на участке должны иметься закрытые беседки, защищающие от дождей и солнца. Зимой на участке можно сделать горку и снежные сооружения.

Методика организации прогулки

режим дня: прогулки

Время прогулки в режиме дня

Для нахождения детей на свежем воздухе выделяется около 4-х часов в день. В летнюю пору время, отведенное для прогулок, увеличивается. Режим дня ДОУ предусматривает проведение прогулок днем и вечером. Вре­мя, отведенное для прогулок, должно быть строго соблюдено.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам гулять дети могут 4 — 4,5 часа.

Летом  малыши проводят  максимальное количество времени на свежем воздухе, делая перерывы на сон и приемы пищи.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада:

Перед тем, как вывести детей на участок воспитатель должен осмотреть его на соответствие требованиям безопасности.

Во время сборов на улицу, няня и воспитатель должны следить за тем, чтобы ребятишки не перегрелись, также за соответствием одежды и обуви  погоде и их исправностью.

Если ветер усилился до недопустимых значений, ухудшились погодные условия во время нахождения на улице, воспитатель обязан срочно завести всех в группу.

На протяжении всего занятия на улице, воспитатель должен внимательно следить за тем, чтобы дошкольники оставались на участке учреждения. Если малыш самовольно покидает пределы ДОУ, няня, воспитатель немедленно сообщают о произошедшем руководителю учреждения, который начинает поиски пропавшего.

На отведенном дошкольной организацией участке, взрослый обучает детей безопасному поведению, правилам безопасного пользования разными предметами.

Во время выбора игр учитываются психофизические особенности дошкольников данного возраста, предшествовавшее занятие, погоду.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Режим дня в детском саду

Строго запрещается

  • Оставлять дошкольников без присмотра работников ДОУ;
  • Использовать острые и колющие предметы в деятельности с дошкольниками.

При любом несчастном случае воспитатель должен срочно оповестить руководителя и родителей, в случае необходимости организовать помощь медицинского персонала.

Требования к детской одежде

—  одежда, как и  обувь должна соответствовать  погоде на данный момент и не сопутствовать перегреванию или переохлаждению;

— в случае колебаний температуры от +3 до -3°С,  при слабом ветре одежда составляет три слоя, включая нижнее белье. Верхняя одежда включает утепленную куртку, брюки или гамаши, ботинки с утеплением;

— когда температура составляет от -4 до -10°С малыша одевают в  зимнюю куртку, слоев одежды три.

— в случае понижения температуры количество слоев одежды  увеличивается до четырех или пяти.

— летом, чтобы не случилось перегрева, дети должны ходить в легких головных уборах.

Чтобы дети не перегревались в помещении, их нужно одевать в определенной последовательности: сперва нужно надеть колготки, затем гамаши, после кофты, далее комбинезон и обувь. Шапки, шарфы и верхнюю одежду нужно надевать в последнюю очередь.

Заходят дети в помещение подгруппами. Няня забирает первую подгруппу. Вторая подгруппа продолжает гулять около 10-15 минут под присмотром воспитателя.

Продолжительность нахождения на свежем воздухе зимой

Продолжительность нахождения на свежем воздухе зимой уменьшается в случае несоответствия в графике показателей и возраста. Общая продолжительность её составляет 3-4 часа.

1-ые младшие группы:

  • от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин
  • до -15 С тихо – не менее 1 часа

2 младшие группы:

  •  от -15 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин
  • до -20 С тихо – не менее 1 часа

Средние группы:

  •  от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин
  • до -20 С тихо – не менее 1 часа

Старшие, подготовительные группы:

  •  от -20 С ветер до 7 м/с
  • до — 24 С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин
  • до -25 С тихо – не менее 1 часа
Рекомендации по организации прогулок на свежем воздухе в доу
Рекомендации по организации прогулок на свежем воздухе в ДОУ

Правила проведения зимней прогулки

  • В зимний период прогулки на воздухе проводятся в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой.
  • В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять малышей в помещение, не более чем на 5-7 минут.
  • Ежедневная продолжительность прогулки составляет от 3 до 4 часов.
  • При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с
  • Продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для малышей до 4 лет, а для 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
  • Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется
  • режимом воспитания и обучения.

Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с

О методике проведения прогулки с дошкольниками: кратко

Изучив методику проведения прогулки, мы можем сказать, что они являются неотъемлемой частью жизни дошкольника,  поскольку именно там малыш может лучше узнать окружающий его мир. Кроме того, ежедневные занятия под открытом небом улучшают физическое и психическое здоровье дошкольников. Не менее важен тот факт, что дети получают во время этого режимного момента много ярких впечатлений и активно развиваются способности умственные, решаются задачи воспитания нравственного, что не маловажно.

Из этой главы мы узнали, что прогулки можно разделить на виды: по месту проведения, по содержанию. По месту проведения их можно разделить на организованные занятия на  участке ДОУ и пешие походы за пределы учреждения. По содержанию эти режимные моменты делятся на несколько категорий: традиционная, тематическая, целевая, экскурсия, пеший переход.

Не менее важна в организации занятия под открытым небом структура. Она включает в себя: наблюдение, подвижные игры, индивидуальная работа, труд на участке и самостоятельная игровая деятельность. В зависимости от ситуации последовательность элементов может варьироваться.

Несомненно нахождение детей на улице должно быть как можно более безопасным, именно поэтому стоит соблюдать требования СанПиН, относящиеся к обустройству участка для проведения прогулок.

Стоит помнить о месте прогулки в режиме дня и ее продолжительности, о требованиях к одежде и о погодных условиях. Так, например, летом при хорошей погоде продолжительность пребывания на свежем воздухе увеличивается до максимума. В то время, как зимой, по причине морозов или иных природных условий продолжительность нахождения на улице уменьшается. Но какой бы не была погода, малыш должен быть одет соответственно, в осенне-весенний период важно, чтобы он не вспотел за время проведенное на улице или же наоборот не замерз, что касается и зимнего времени. В дождливую и слякотную погоду дошкольника так же нужно одевать соответственно.

Профессиональная няня перед выходом на улицу должна убедиться в безопасности участка для проведения занятий. Нужно за некоторое время до вывода детей на участок осмотреть его, убедиться в том, что на участке нет никаких колющих, режущих предметов и прочих опасностей. Только после этих действий можно вывести ребят на организованное занятие под открытым небом.

Но, даже убедившись в безопасности площадки нельзя переставать следить за детьми. Строго запрещается оставлять их без присмотра работников ДОУ, а также использовать во время игр острые и режущие предметы, а так же сломанные игрушки.

О любом происшествии с воспитанником няня обязана немедленно оповестить руководителя, а так же  родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи, организовать доставку пострадавшего в отделение скорой помощи.

Особенности организации двигательной активности в разные времена года

Организация прогулок зимой

Организация прогулок зимой

Зимой выводят детей на улицу дважды в день: до обеда и перед тем, как дети уходят домой.

Чтобы предупредить переохлаждение некоторых участков тела (ноги, лицо, руки) нужно заводить детей в помещение, на обогрев в тамбур, который отапливается. Находиться там они должны не более 5-7 минут.

Зимой занятия на улице организуются в соответствии с температурным режимом:

  • младше 4 лет – температура до -15°С
  • от 5 до 7 лет – температура до -20°С
  • запрещается выход на улицу при силе ветра более 15 м/c

Время, когда дети выходят гулять, у всех возрастных групп определяется режимами воспитания, обучения.

В холодные периоды года, нужно наблюдать  за дыханием детей, они должны дышать только через нос. Дыхание через нос помогает сформировать умение правильно дышать, такое дыхание помогает предупредить заболевания носоглотки.

В холодную погоду не рекомендуется проводить очень активные игры по причине того, что у детей сбивается дыхание, они  могут начать дышать через рот. Также нельзя проводить в такую погоду игры, в которых требуется громко говорить или произносить в полный голос какой-либо текст.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки зимой: конспект

Организация прогулок весной

Весенняя погода достаточно капризная. В это время крайне легко простудиться, когда хорошая погода и ветер не такой холодный, нежели зимой. Но именно весной дошкольники болеют простудными заболеваниями чаще. Чтобы избежать этого малыш должен быть тщательно одет. Взрослые и воспитатели должны следить за тем, как он одет.

Чтобы нахождение на улице  не стало неприятным и не было причиной слез, нужно соблюдать несколько правил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки весной: конспект

Как избежать травматизма весной

  • Нельзя бегать по скользким поверхностям.
    • Запрещается гулять под крышами, где имеются сосульки. Такие места надо избегать.
    • Строго воспрещается ходить по льду.
    • Нельзя ранней весной устраивать развлечения в сугробах, снег уже рыхлый и опасен травмами.
    • Запрещается мерить глубину ручьев и луж.
    • Воспрещается снимать шапку.

Организация прогулок летом

Летом, до выхода на детскую площадку, необходимо проговорить с детьми правила безопасности, которые они должны закрепить и усвоить в практике уже на улице.

У каждого воспитанника обязательно должен быть головной убор, защищающий от солнечных лучей. После гуляния ребята должны тщательно вымыть ручки.

Лето – прекрасная пора для наблюдений за природой, игр на свежем воздухе и солнечных ванн. Каждый момент на улице становится для ребят интересным приключением, содержащим в себе веселые игры, звуки природы и веселую музыку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулка летом: конспекты

Как избежать травматизма летом

Лето, как считают педагогические работники, является порой повышенного риска.

Детям трудно усидеть на месте, также притупляется внимание. Во избежание травм, родители и воспитатели должны быть внимательными и бдительными.

  • Перед тем, как малыш будет кататься на велосипеде, нужно проверить транспорт на исправность. Малышу строго запрещается выезжать на дорогу. Его всегда должен сопровождать взрослый.
  • Если дошкольник качается на качелях, рядом должен находиться взрослый. Спрыгивать с качелей до остановки нельзя, качели могут ударить. Близко подходить к качелям, находящимся в движении, нельзя, это опасно.
  • Без головного убора на улицу в жаркий день выходить нельзя, можно получить тепловой удар.
  • Нельзя прикасаться к жгучим и ядовитым растениям.
  • На берегу или в местах купания дети должны находиться под контролем взрослого.
  • При развлечениях с песком нельзя тереть лицо и глаза руками, нельзя высоко сыпать песок, нельзя зарываться в песок. Это вредно для здоровья.
  • В жаркую погоду хочется пить. Холодную воду пить опасно, заболит горло.

Организация прогулок осенью

Детям обязательно нужно гулять. В любое время года. Не может быть хорошего физического развития без прогулок на свежем воздухе. Так происходит закаливание организма. Задача взрослых подготовить иммунитет дошкольника, чтобы он мог противостоять простудам. Однако это не значит, что он должен гулять под дождем и под сильным ветром.

В дошкольном учреждении занятие на природе – это не просто времяпрепровождение на улице, а еще и полезное мероприятие, на котором малыш получает знания и навыки. Осенью полезно уделить внимание осенним темам, а именно признакам погоды, особенностям времени года. Чтобы подрастающий дошкольник мог разливать сезонные изменения. Так кругозор детей расширится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки весной: конспект

Правила безопасности

Каждый момент на природе будет безопасным, если соблюдать простые правила. Им следовать должны все дети. Рекомендуется повторять эти правила для лучшего усвоения. 

  • На улицу нужно выходить тепло одетым, в головном уборе, куртке или пальто. Иметь перчатки. На площадку дети выходят после того, как воспитатель проверит их одежду.
  • Выходить из здания, не толкаясь. Можно упасть и ушибиться.
  • Нельзя выходить за пределы площадки, это опасно.
  • Нельзя жевать жвачку, есть конфеты во время занятий на улице. Бегая и одновременно жуя, можно подавиться.
  • Нельзя измерять глубину луж, там могут быть ямы. Это опасно.
  • В сырую погоду малыши должны быть в резиновых сапогах, надетых на теплые носки.
  • Нельзя ходить по скользкой поверхности, можно упасть и удариться.
  • Во время катания на качелях нельзя спрыгивать до остановки качелей, это опасно.
  • Нельзя лазить по деревьям.
  • Нельзя трогать посторонние предметы, мусор. Если малыш увидел на площадке, например, осколки от бутылки или что-то другое, он должен сообщить об этом воспитателю.
  • Нельзя уходить с посторонними взрослыми, брать у них что-либо, это опасно.
  • Нельзя вытирать грязными руками лицо и глаза, это опасно для здоровья.

Дидактические игры и упражнения

— есть один из компонентов занятий под открытым небом. Они достаточно коротки, в младшем возрасте занимают 3-4 минуты, в старшем около 5-6 минут.

Дидактическая игра включает в себя: дидактическую задачу, правила, игровую ситуацию, содержание.

В случае использования дидактических игр няня и воспитатель должны придерживаться следующих  педагогических принципов:

  • Делать упор на уже имеющиеся знания у дошкольников;
  • Задача должна быть доступной для детей, но также она должна быть в меру трудной;
  • Дидактическая задача и игровые действия должны постепенно усложняться;
  • Правила объясняются конкретно и четко;

Видовое деление дидактических игр:

  • Игры с предметами (игрушки, природные материалы),
  • Словесные игры.

Дидактические упражнения – прием стимуляции активности детей. Они могут быть предложены ребятам в разное время: в начале, конце или же вливаться в наблюдение, к примеру, «Принеси оранжевый лист», «Найди дерево по его листику» и т.д. Проводятся они либо с целой группой, либо с подгруппами.

Во время прогулок проводится работа направленная на развитие речи: разучиваются потешки или маленькие стихотворения, закрепляется трудный для произношения звук.

На протяжении самостоятельной игровой деятельности дошкольники отражают впечатления, которые они получили во время повседневной жизни, экскурсий и образовательной деятельности, усваивают информацию о взрослом труде. Все это осуществляется во время сюжетно-ролевых игр.

Руководитель одобряет игры в больницу, космонавтов, семью и др. Он может помочь в  развитии сюжета, найти или сделать нужный материал. Интерес к данным занятиям появляется в возрасте 3-4 лет. Расцвет ролевых игр приходится на возраст с 4 лет и достигает пика развития в 6 лет, затем идет спад и ролевые игры заменятся содержащими правила. На протяжении занятия на свежем воздухе руководитель следит за тем, чтобы никто не скучал, не переохладился или перегрелся и все дети были заняты. Гиперактивных детей он привлекает к подвижным занятиям, чтобы дать возможности выплеснуть накопившуюся энергию.

За полчаса до возвращения в группу организовываются спокойные игры. После дети должны собрать оборудование и игрушки. Перед тем, как войти в помещение ребята вытирают ноги. Тихо раздеваются, убирают одежду по шкафчикам. Надевают вторую обувь, приводят в порядок одежду и волосы, затем проходят в группу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Подвижные игры для дошкольного возраста

Подвижные игры

Следующий важный компонент – это подвижные игры. Этот компонент подразумевает  проведение: 2-3  игр большой подвижности, такое же количество игр малой и средней подвижности, в дополнение можно использовать игры, которые предлагают дети и дидактические игры.

Активные игры в младших группах имеют продолжительность 6-10 мин, в средних группах – 10-15 мин, в подготовительных и  старших группах – 20-25 мин.

При выборе игр учитываются данные факторы:

-время года (погода, температура);

-возраст ребят (состояние здоровья, желание);

— характер предыдущей деятельности.

Подвижные игры представляют огромное значение для жизни детей, потому как являются незаменимым средством получения знаний об окружающем их мире. Также эти игры влияют на развитие таких качеств, как: мышление, смекалка, сноровка, ловкость, морально волевые качества. Подвижные игры способствуют укреплению физического здоровья, обучению жизненным ситуациям и получению правильного развития. В подвижных играх малыши отображают ту жизнь, которой живут взрослые, также животные. В таком возрасте детям нравится копировать животных. Развитая способность к имитации  способствует появлению сюжетного характера в действиях дошкольников. Для развития таких видов движения, как прыжки и бег у малышей 3-5, 4-5 лет организовываются подвижные игры.

В младшем возрасте проводятся игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средних группах распределяет роли среди детей воспитатель (роль водящего отводится воспитаннику, который сможет справиться с данной задачей).
В старших и подготовительных группах организовываются игры-эстафеты, игры с элементами соревнования, спортивные игры. Заканчивать подвижные занятия нужно ходьбой или формами малой подвижности, которые снижают физическую нагрузку.
Нельзя допускать, чтобы дети долго находились на улице без движений. Особое внимание требуется малышам с малой подвижностью, малоинициативным, которых нужно вовлекать в активные игры.

Рекомендации по организации прогулок на свежем воздухе

Рекомендации по организации прогулок на свежем воздухе

В режиме дня ДОУ предусматривается проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, которое отведено на нахождение на воздухе, должно быть строго соблюдено. Общая продолжительность составляет примерно 4 — 4,5 часа.

Чтобы достичь максимального оздоровительного эффекта летом режим дня предусматривает долгосрочное пребывание дошкольников на свежем воздухе с учетом перерывов для приемов пищи и сна.

Дабы обеспечить безопасность на улице, перед проведением этого режимного момента в детском саду по ФГОС ответственный сотрудник осматривает групповой участок на наличие опасных предметов. Во время занятия на улице взрослый должен отслеживать:

  • Погодные условия и состояние воздуха. Если появляется возможность приближения урагана или ливня или чувствуются запахи сторонних газов, нужно немедленно вывести детей с участка в группу, до выявления обстоятельств.
  • Положение ребят на участке, особенно если дети используют игровой инвентарь или оборудование.
  • Уровень опасности предметов и объектов, с которыми взаимодействуют малыши.

        Во избежание рисковых ситуаций, следует обучать детей правилам безопасного поведения на природе, а также правилам взаимодействия с неизвестными предметами. Педагог не может покинуть пределы участка ДОУ и оставить дошкольников без присмотра. Если возникает чрезвычайная ситуация (самовольный уход воспитанника или травматизм) нужно привлечь к присмотру за ребятами иного сотрудника ДОУ, незамедлительно уведомить администрацию учреждения о случившемся, в случае необходимости — обратиться за помощью к медицинскому персоналу.

При проведении занятия на свежем воздухе в ДОУ, важно поручать детям задания на отработку навыков самообслуживания, чтобы их совершенствовать.

Важно каждый день напоминать малышам в каком порядке нудно надевать одежду. При целевом педагогическом воздействии дети быстро учатся одеваться самостоятельно, иногда нуждаясь в малой помощи от взрослых — застегнуть пуговицу или повязать шарф. Чтобы прогресс был быстрее, нужно обучать дошколят взаимопомощи, учить вежливо указывать на допущенные ошибки и благодарить за оказанные услуги, а также проводить разъяснительные работы с родителями о важности привития навыков самообслуживания в домашних условиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЗОЖ для дошкольного возраста

Формы организации прогулок: кратко

В разные времена года крайне необходимо учитывать погодные условия при гулянии на улице. Таким образом, зимой гулять рекомендуется два раза в день. Чтобы не допустить переохлаждения, детей рекомендуется отправлять  в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, примерно на 5-7 минут. Для каждой возрастной группы имеется свои ограничения по температуре, которые важно соблюдать.

Няне важно следить за тем, чтобы дети учились дышать правильно, носом. Дыхание через нос помогает предупредить заболевание носоглотки.

Весенняя погода достаточно капризна, к тому же именно в это время года дети наиболее подвержены простудным заболеваниям. Чтобы не допустить таких ситуаций и родители, и няни должны тщательно следить за тем, во что одеты малыши. Чтобы избежать весной травматизма, важно соблюдать специальные правила, которые были описаны во второй главе.

По словам педагогов, лето является порой повышенного риска, поэтому родителям, работникам ДОУ и детям нужно соблюдать предоставленные во второй главе правила безопасности в летний период.

Дети не могут быть хорошо развитыми без прогулок на свежем воздухе, потому гулять важно круглый год, даже осенью, но это вовсе не значит, что нужно гулять в ветреную и дождливую погоду. В осенний период  внимание лучше обратить на изменения в природе, проводить наблюдения, чтобы дети учились различать времена года. В любое время года стоит соблюдать правила безопасности, у каждого времени года есть свои правила, и  осень не исключение.

Дидактические игры являются структурной частью занятий на свежем воздухе и проводятся несколько раз. Они могут быть предложены в начале в конце или же вплетаться в наблюдение. Такие игры делятся на два вида: словесные игры, игры с предметами. Также во время выхода на улицу осуществляется работа по развитию речи. Няня следит за тем, чтобы дети не скучали, не перегревались и не переохлаждались. За 30 минут до окончания, няня организовывает спокойные игры, затем дети собирают игрушки и по всем правилам заходят в группу.

Далее идет не менее важный структурный элемент – подвижные игры. Обычно проводятся две-три игры большой подвижности и такое же количество игр малой и средней подвижности. Также могут быть использованы игры предложенные детьми. Продолжительность таких игр варьируется в зависимости от группы.

При выборе игр няня должна обращать внимание на следующие факторы:

  • Время года, погода, температура воздуха
  • Возраст детей, их здоровье и пожелания
  • Характер предшествующей  деятельности

Подвижные игры важны, поскольку помогают укрепить здоровье, развить ловкость и сноровку, а также учат детей жизненным ситуациям.

Режим дня ДОУ предусматривает проведение дневной и вечерней прогулок общей продолжительностью 4-4,5 часа. Для достижения максимально оздоровительного эффекта летом время увеличивается до максимума.

В ходе проведения занятия на свежем воздухе у дошкольников няня обязана отслеживать:

  • Погодные условия и состояние воздуха
  • Уровень опасности предметов и объектов с которыми взаимодействуют малыши
  • Положение дошкольников на участке, особенно при использовании игрового инвентаря и оборудования

На улице, во избежание ситуаций повышенного риска, детям необходимо объяснять правила безопасного поведения на природе и правилам взаимодействия с неизвестными предметами.

В случае ухода воспитанника с участка или травмы дошкольника, необходимо привлечь к присмотру за детьми другого сотрудника ДОУ и сообщить о произошедшем администрации детского сада. При необходимости нужно обратиться к медицинской сестре и доставить пострадавшего в травмпункт.

При организации занятия под открытым небом важно, чтобы ребята учились самообслуживанию и оттачивали этот навык.

Заключение

В ходе данной работы мы выяснили, что нахождение детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья, физическому и психическому развитию.

Режимный момент, организованный на свежем воздухе можно подразделить по виду и содержанию. Он может быть проведен как в пределах участка ДОУ, так и за его пределами, также каждый момент общения с природой является ярким, информативным и веселым событием для дошкольников.

Участок на территории ДОУ должен иметь: хорошее оборудование, соответствующее возрасту и главное — безопасное, покрытие и зеленые насаждения в соответствии с СанПиН.

Каждый вывод детей на свежий воздух должен быть тщательно спланирован няней или воспитателем и содержать в себе не только подвижные игры, но и развивающие занятия и спокойные игры, игры и упражнения на развитие координации движений.

Но помимо вышеперечисленных теоретических знаний нужна информация применимая на практике.

Каждое время года имеет свои особенности и соблазны. Так например, зимой дошкольники могут захотеть полакомиться сосулькой или снять летом головной убор, чего делать ни в том, ни в другом случае нельзя. Чтобы обезопасить пребывание на свежем воздухе мы подробнее изучили правила проведения прогулок для каждого из времен года.

Не менее важно знать особенности проведения игр. На свежем воздухе полезно проводить дидактические игры и упражнения, а также наблюдения. При выборе игры важно учитывать предшествовавшее занятие. Детям должно быть интересно, они должны быть увлечены игрой, какая бы она ни была, активной или спокойной. К тому же игрой нужно увлечь абсолютно всех, никто не должен остаться в стороне.

Чтоб сделать выход детей на улицу безопасным и избежать травматизма, няни и воспитатели должны соблюдать определенные рекомендации по их проведению.

Все вышеперечисленное способствует всестороннему и качественному развитию детей.

Таким образом, задачи, поставленные в начале, выполнены, цель работы (исследовать теоретический материал и методику организации прогулок с дошкольниками на свежем воздухе), достигнута. Нами были изучены как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы, а наиболее актуальные для сегодняшнего дня рассмотрены и расписаны более подробно.

Автор статьи:

Степаненко А. А. выпускник курса «Профессиональная няня»

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий