Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Тема выпускной квалификационной работы: «Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста».

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Введение

Проблема агрессивного поведения очень актуальна в наши дни. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с всё больше, с ними сложно работать, и очень часто, педагоги не знают, как справиться с их поведением. В специализированной психологической литературе огромное внимание отведено особенностям агрессивного поведения подростков и гораздо меньшее особенностям агрессивного поведения дошкольников. В последнее время в отечественной науке старший дошкольный возраст подвергается тщательному изучению.  Данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сделать вывод: сформированные в этом возрасте психические образования, прежде всего базовые основания личности, оказываются устойчивыми, сохраняясь в своих главных особенностях на многие годы.

Общим проблемам источников агрессии посвящены фундаментальные работы 3. Фрейда, Э. Фромма, и др.

Цель работы: изучение теоретических материалов по теме проявления агрессии у детей дошкольного возраста и формирование методических материалов для работы няни по этой проблеме.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и формы работы с агрессией у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: 

  1. проанализировать литературу по проблеме изучения развития агрессивности у дошкольников;
  2. охарактеризовать причины проявления агрессии у детей дошкольного возраста;
  3. подобрать методики для работы няни с агрессивностью ребенка в дошкольном возрасте.

ВКР Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста: скачать бесплатно

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста

Презентация «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста.

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста

Доклад на защиту ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста. Для начала выясним, что же означает слово «агрессивность». Агрессивность – устойчивое свойство личности, выраженное в стремлении использования насильственных действий, которые направлены на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.  Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается нами как направление или поведение, направленное на нанесение психического или физического вреда.

У детей существует две формы проявления агрессии: враждебная деструктивность и недеструктивная агрессивность.

Первая — механизм удовлетворения желания, способности к достижения цели и адаптации. Она побуждает ребенка к защите своих интересов и прав и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая —  враждебное поведение, желание причинить боль, чтобы потом получить от этого удовольствие.  Конечным итогом такого поведения бывают конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка и становление агрессивности как черты личности.

 Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических сочетаниях такую дополнительную хромосому.

Причины возникновения детской агрессивности:

  • если ребенку не хватает родительской любви;
  •  родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка, интересы ребенка игнорируются;
  • если у ребенка была острая травма или травматические обстоятельства, которые запомнились, долгое расставание с близкими в раннем возрасте;
  • слабость родителей (уклоняющийся отец, беспомощная мать); — нет мужского образца поведения (или отца);
  • ревность, непринятие, жестокость со стороны сестер или братьев;
  • личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психические заболевания;
  • гиппоопека — когда детям можно всё;

Укреплению агрессивных форм поведения способствует

  • скандалы в семье;
  • применение физической силы во время семейных ссор;
  • привлечение ребенка к просмотру (участию) жестких видов спорта, компьютерных игр, фильмов, мультфильмов;
  • одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста. Большинство педагогов считает, что подавление агрессивных проявлений приведет в группе к обстановке уравновешенности и дружелюбия.   К сожалению, это опасно: агрессию, которую подавили не исчезает, а накапливается в ребенке. В один прекрасный день она вырывается наружу.

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста. Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, няни помимо игры, имеется система неспецифических методов.

Неспецифические методы можно разделить на две группы:

  • методы изменения деятельности детей;
  • методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

  • Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
  • Библиотерапия — это метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом.
  • Рисование— в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример — великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение — перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю, няне подготовить пособия к занятию, или постоянное — проводить физ.минутки.

Заключение

Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста. Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы упражнений и приёмов из разных направлений коррекционной работы.

Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру. Агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. В основе гнева лежит унижение, страх, обида, боль, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.  Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах. Для преодоления детской агрессии, родители должны иметь в своем арсенале внимание, сочувствие, ласку, требовательность, заботу, терпение, чувство юмора и такт.  

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. В ходе выполнения выпускной работы были решены поставленные задачи. Цель работы: изучение теоретических материалов по теме проявления агрессии у детей дошкольного возраста и формирование методических материалов для работы няни по этой проблеме, достигнута.

Читайте также статью о влиянии стилей семейного воспитания на формирование самооценки у дошкольника

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий