Коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания

Содержание
  1. Введение
  2. Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА
  3. Причины гиперактивности детей
  4. Особенности гиперактивных детей
  5. Социальное и личностное развитие гиперактивных детей
  6. Особенности воспитания гиперактивного ребенка
  7. Особенности проведения занятий с гиперактивными детьми
  8. ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I
  9. Глава II. ФОРМЫ, ПРИЁМЫ  И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ В ДОУ
  10. Игры для гиперактивных детей
  11. Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения
  12. Игра «Волшебный мешочек»
  13. Игра «Мое настроение»
  14. Игра «Пиктограммы»
  15. Игра «Подушечный бой»
  16. Игры, способствующие развитию самоконтроля
  17. Игра «Да и нет не говорите»
  18. Игра «Черепашьи бега»
  19. Игры, способствующие развитию внимания
  20. Игра «Найди лишнее»
  21. Игра «Секретное письмо»
  22. Игра «Архитектор»
  23. Игра «Съедобное – несъедобное»
  24. Методики развития внимательности детей
  25. Методика 1. «Проставь значки»
  26. Методика 2. «Запомни и расставь точки»
  27. ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II
  28. Заключение
  29. Скачать работу
  30. Скачать презентацию

Актуальность темы «Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания» заключается в дефиците информации о таком заболевании как СДВГ, начинающемся в детском возрасте. Многие эксперты вообще отвергают существование данного синдрома. Хотя бессмысленно отрицать очевидные отклонения у детей с таким диагнозом. Если не помочь ребенку с СДВГ скорректировать его поведенческие особенности, социально-эмоциональную сферу жизни, состояние может усугубиться, что в будущем может представлять угрозу не только самому малышу, но и окружающим.

Проблема, на решение которой направлено исследованиестоит наиболее остро. Во-первых, отсутствие единого общепризнанного мнения на счет существования данного диагноза, а также причин, его вызывающих. Во-вторых, сложность диагностирования СДВГ, т.к. его симптомы проявляются время от времени. В-третьих, отсутствие эффективного метода лечения – лишь комплексные меры по улучшению состояния пациента. А также множество иных проблем, т.к. синдром дефицита внимания и гиперактивности остается одним из самых сомнительных душевных расстройств.

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита  внимания ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Введение

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания.

Предмет исследования – способы развития и коррекции социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания.

Цель исследования – проанализировать уже имеющуюся информацию о СДВГ и найти способы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы у детей, имеющих данное расстройство.

Задачи исследовательской работы:

  1. Изучить теоретическую научно-обоснованную составляющую данного диагноза: его возможные биологические причины возникновения, влияние окружения на появление данного синдрома у детей старшего дошкольного возраста
  2. Выяснить, какие имеются способы для корректировки социально-эмоциональной сферы у ребенка с данным заболеванием.
  3. Выявить наиболее подходящие формы работы с ребенком старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания.
  4. Сформировать материал для практической работы в рамках изучаемой темы. Сделать выводы о способах коррекции и развития социально-эмоциональной сферы  ребенка с данным заболеванием.
Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания полемика

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Методы исследования:

  1. Изучение и обобщение имеющейся информации о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
  2. Выделение способов работы с ребенком с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  3. Синтез теоретических сведений и успешных практических результатов воспитания и развития.

Гипотеза:

В ходе исследования мы сформируем теоретические знания, проанализируем и выберем удобные для практического применения формы и методы работы профессиональной няни с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.

Данная проблема имеет ярко выраженную полемику. Множество ученых долгое время не могли сойтись во мнении о реальности существования этого диагноза. Дэн Гэллахан и Джеймс Кауфман скептически относились к данному заболеванию, но, в то же время, для диагностики используются такие руководства, как шкала Брауна или шкала Коннорса. Так или иначе, большинство ученых сошлись на мнении о реальном существовании СДВГ.

Научная новизна исследования: о неоднозначности лечения данного заболевания можно спорить бесконечно, но эти прения имеют минимум практической полезности для тех, кто столкнулся с данным заболеванием, поэтому необходимо обобщить результаты прошлых исследований и классифицировать уже имеющиеся методики развития детей старшего дошкольного возраста с диагнозом СДВГ. Это позволит выработать систему мер, предпринимаемых в случае коррекции данного заболевания.

Теоретическая значимость исследования: теоретическая значимость исследовательской работы заключается в обобщении уже имеющегося научного материала, что позволит выявить отличительные особенности данного заболевания и лучше понять его суть.

Практическая значимость исследования: практическая значимость исследовательской работы заключается в непосредственном применении методик, иных способов корректирования, фактически собранных воедино.               

исследователи  СДВГ

Характеристика основных источников информации: данная проблема рассматривалась многими специалистами: Александром Крейтоном, Эдвардом Хэлловэллом, Джоном Рэйти и другими. Для всех этих ученых едино мнение, что гиперактивность – это особенность нервной системы. Из-за этого, как правило, таким детям необходима помощь со стороны родителей и педагогов. Но большую часть практического коррекционного материала разработали Роберт Семенович Немов [9,10] , выделивший методики определения уровня внимательности ребенка, Алла Анатольевна Осипова [13], определившая методы последовательного развития внимания детей с СДВГ. Именно на эти источники был сделан упор в ходе исследования.

книга по СДВГ

Смотрите также работы:

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

Коррекция и развитие детей с гиперактивностью

Причины гиперактивности детей

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. Разберем основные понятия.

Гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Данное явление может являться как следствием поражения нервной системы, так и составной частью СДВГ. Как правило, гиперактивность чаще проявляется у детей, но есть и случаи, когда этим недугом страдают и взрослые.

В чем же проявляется данное нарушение? Дети очень неусидчивы, суетливы, но никакой плодотворности и продуктивности от этого нет. У ребенка наблюдаются невнимательность, повышенная двигательная активность, импульсивность. Особенно это заметено во время организованных занятий, требующих собранности и концентрации внимания.

Причины гиперактивности так и не установлены наукой точно, но они носят либо наследственный, либо приобретенный характер – внутриутробные повреждения головного мозга или в раннем детском возрасте. Наиболее сильно страдают ассоциативная кора больших полушарий, мозжечка, таламуса и иных отделов мозга.

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания правила работы

Особенности гиперактивных детей

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. В чем особенность таких детей? Известно, что детей с гиперактивностью всегда можно легко выделить из толпы, но каковы же их конкретные особенности? Известный американский психолог В. Оклендер характеризуют этих детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Довольно знакомая и часто наблюдаемая картина, но гиперактивность куда сложнее, чем простая неуклюжесть и рассеянность. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Дефицит активного внимания проявляется в непоследовательности действий ребенка, неспособности доделать задание до конца из-за рассеянной концентрации внимания, трудностях в организации своей деятельности. Иными словами, больше всего страдает внимание ребенка, которое приводит к избеганию скучных, по мнению ребенка, умственных усилий.

Двигательная расторможенность заключается в неспособности контролировать свои действия. Ребенок суетлив, вскакивает с места без какой-либо причины, очень говорлив, показывает признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает, куда-то забирается). Малыш не может просто сидеть на месте, он должен быть чем-то занят, но занятость эта не приносит никакой пользы, а только растрачивает силы.

Импульсивность проявляется в постоянной торопливости. Ребенок, не дослушивая, начинает выкрикивать ответ, часто прерывает, не может дождаться своей очереди, показывает диаметрально противоположные результаты при выполнении заданий (в одних он преуспевает, в других – нет).

Социальное и личностное развитие гиперактивных детей

личностное развитие  детей с синдромом дефицита внимания

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. Воспитание гиперактивных ребят требует большого труда, но самое главное – знаний. Существует множество тонкостей и особенностей социального и личностного развития таких детей. Но для начала выясним, почему действительно важно правильно воспитывать и развивать личностные качества ребенка с СДВГ.

Разработки Р.Х.Шакурова в области психологии личности позволили определить новое направление в науке – «психология преодоления». Согласно данному течению,  «формирование психики, ее развитие происходит в ходе взаимодействия человека с различными препятствиями (барьерами), и в первую очередь – в результате их успешного преодоления».

То есть, формирующейся личности необходимо сталкиваться с различными трудностями и преодолевать их, тем самым развивая новые социально значимые качества. Все это без труда можно спроецировать на ребенка с гиперактивностью и выделить несколько характерных черт в различных областях воспитания: в области обучения, психического развития, социализации.

В области обучения ребенка с гиперактивностью необходимо формировать устойчивую мотивацию к учению как жизненно важному процессу, развивать адаптационные знания, умения, навыки, поддерживать познавательную самостоятельность. В воспитании надлежит развивать культурную, нравственную, волевую сферы личности, укреплять веру в себя, создавать среду, формирующую потребность в самосовершенствовании. В области психического развития стоит уделить внимание развитию индивидуальных способностей, формированию умений самоуправления. В аспекте социализации необходимо формировать адекватное отношение личности к себе и к миру, обучать взаимодействиям в коллективе: общению, ответственности, дисциплине, готовить к профессиональной адаптации, формировать бережное отношение к истории и культуре, толерантности, социальной и профессиональной активности.

как помочь ребенку с ГА

Особенности воспитания гиперактивного ребенка

Воспитание гиперактивного ребенка забирает довольно большую часть ментальных и физических ресурсов. Дитя неусидчиво и торопливо, а родителям нужно за ним поспевать. К тому же, как было выяснено, немаловажную роль играет правильная позиция в области социального и личностного развития ребенка. Именно поэтому воспитание детей с СДВГ имеет ряд своих отличительных особенностей.

В данном вопросе необходимо соблюдать баланс холодности собственных эмоций (дабы не послужить катализатором новых эксцессов) и чуткости к успехам ребенка, т.к. дети с СДВГ не восприимчивы к критике, но внимательны к малейшему одобрению. Использование такой «позитивной модели» объясняется тем, что ребенок во многом зависим от своего родителя, который является для него абсолютным примером во всем, пусть даже неосознанно. В связи с этим, родителю в первую очередь стоит обратить внимание на самого себя и по возможности контролировать собственное поведение и поступки. В данном случае, родитель должен быть эталоном спокойствия и сдержанности, именно эту модель будет перенимать ребенок. Важно не переусердствовать и не оградить от себя дитя, в противном случае между родителем и ребенком образуется пропасть, и никакого положительного результата из этого не выйдет. Нужно стараться быть, что называется «на одной волне», чтобы ребенок не чувствовал слишком остро свою непохожесть на других и не отдалялся. Для этого можно реагировать на его действия неожиданным способом: шутить, повторять за ребенком его действия и т.д. Так он будет акцентировать внимание на действиях родителя, принимать новые решения для ответа. Также следует избегать категоричности в отношениях с ребенком, четких запретов или указаний. Все это дети с гиперактивностью воспримут как призыв к протесту и не станут подчиняться.

Таким образом, эмоциональное состояние родителя во многом определяет настроение ребенка с СДВГ. В данном случае, необходимо в большей степени работать над своими эмоциями, выработав правильную модель,  которую будет перенимать ребенок.

памятка родителям реденка с СДВГ

Особенности проведения занятий с гиперактивными детьми

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. Так или иначе, каждому ребенку требуется привыкнуть к формальной обстановке на занятиях. Необходимо сидеть на месте не столько, сколько  хочется, а сколько нужно, не перебивать, внимательно слушать. Все это для любознательных детей просто непреодолимая ноша, требующая определенных усилий. Ребенку с СДВГ еще сложнее выполнять требования в такой обстановке, поэтому, чтобы занятие было действительно продуктивным, существует ряд особенностей, позволяющих найти нужный подход к гиперактивным детям.

В первую очередь, нужно понять, что цель таких занятий – снятие напряжения, снижение агрессии, развитие концентрации внимания и способности прислушиваться к педагогу. Поэтому ни в коем случае нельзя провоцировать ребенка, чтобы не повысить его возбудимость. Нельзя кричать на него, выражать недовольство за мелкие шалости. Для ободрения лучше всего использовать физический контакт (погладить по голове, взять за руку, прижать к себе), хвалить за каждое проявление сдержанности и доведения дела до конца. Все это благоприятно скажется на ребенке, он будет чувствовать себя комфортно, а значит – будет способен на выполнение заданий педагога. Немаловажно давать отдых, но рациональный, а не просто позволить делать, что захочется. Можно предложить размяться и провести физминутку, попросить помочь протереть доску или полить цветок. Ребенок будет чувствовать ответственность за свои действия, осознавать, что он оказывает помощь, что, несомненно, скажется на общем восприятии занятий. Они не должны быть ему в тягость, наоборот, занятие с педагогом должно приносить ребенку что-то новое и вдохновляющее, способное вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

работа с гиперактивными детьми

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. Исходя из информации, содержащейся в данной главе, можно сделать вывод, что гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Как правило, такие дети очень неусидчивы, суетливы, но никакой плодотворности и продуктивности от этого нет. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Социализация ребенка с СДВГ – процесс трудоемкий, но последовательный. В области обучения малыша с гиперактивностью необходимо формировать устойчивую мотивацию к учению как жизненно важному процессу, развивать адаптационные знания, умения, навыки, поддерживать познавательную самостоятельность. В воспитании надлежит развивать культурную, нравственную, волевую сферы личности, укреплять веру в себя, создавать среду, формирующую потребность в самосовершенствовании.

А вот занятия с такими детьми должны нести четкую цель — снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие концентрации внимания и способности прислушиваться к педагогу. Благодаря такой обстановке можно достичь наиболее качественных результатов, а также замотивировать ребенка на дальнейшее обучение.

Глава II. ФОРМЫ, ПРИЁМЫ  И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ В ДОУ

игра черепашьи бега

Игры для гиперактивных детей

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. В какие игры нужно играть с особенными детьми? Детские игры призваны не только развлекать ребят, но и развивать необходимые у каждого ребенка качества, например, общения, взаимодействия с другими детьми, умение работать в команде, находить компромиссы. Ведь игра – это примитивный вид деятельности для детей, но все же деятельности, а значит, у такого рода занятия есть свои цели и задачи, а также предвосхищаемый результат. Игры для детей с диагнозом СДВГ имеют свои характерные задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Развитие самоконтроля
  • Развитие внимания
  • Развитие эмоционально выразительных движений и т.д.

Также стоит не забывать про особенности гиперактивных детей. Они не способны считаться с интересами других, поэтому включать их в коллективную работу нужно поэтапно, а начать можно с индивидуальных игр. Желательно подбирать игры с четкими правилами, чтобы ребенок мог удерживать свое внимание. Также следует разграничить игры по их задачам. Например, в 1 день играть только на развитие внимания, в другой день играть только на развитие контроля своих импульсивных действий и т.д. Это поможет структурировать проводимую работу, в противном случае в голове маленького и без того невнимательного малыша все перемешается.

В работе с гиперактивным ребенком поможет следующая подборка игр.

Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения

игра пиктограммы

Игра «Волшебный мешочек»

Перед игрой воспитатель обсуждает с ребенком его настроение, чувства, которые он испытывает. Затем малышу предлагается сложить в волшебный мешочек все свои отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. Этот мешочек крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание малышом своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игра «Мое настроение»

Детям предлагается рассказать о своем настроении, которое можно сравнить с каким-либо цветом, животным, погодой и т.д. Данное образное сравнение поможет ребенку неформальным способом определить свои эмоции и рассказать о них остальным, что будет способствовать снятию напряжения.

Игра «Пиктограммы»

Детям предлагается набор карточек с изображениями различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках, а остальные должны угадать, какую эмоцию им показывают. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и видеть эмоции других людей.

Игра «Подушечный бой»

Классический бой подушками, который способствует снятию не только эмоционального, но и физического напряжения. Но стоит помнить, что такую игру следует проводить в безопасных условиях.

Игры, способствующие развитию самоконтроля

развитие самоконтроля у детей с синдромом дефицита внимания

Игра «Да и нет не говорите»

Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными. Обычно это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие. Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Детки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу выражения.

Игра «Черепашьи бега»

Игроки выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд. Необходимо договориться заранее, что будет финишем, и победителем считается тот, кто придёт к нему последним. Если игрок всего один, то можно использовать секундомер, чтобы отмечать, улучшается ли его результат.

Игры, способствующие развитию внимания

развитие внимания у  детей с синдромом дефицита

Игра «Найди лишнее»

  • Прилетели птицы:
  • Голуби, синицы,
  • Аисты, вороны,
  • Галки, макароны.
  • Прилетели птицы:
  • Голуби, синицы,
  • лебеди, куницы,
  • Галки и стрижи,
  • Чайки и моржи.

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Игра «Секретное письмо»

Ведущий чертит в воздухе образ геометрической фигуры, цифры или даже слова. Ребенку необходимо угадать, что изображается. Можно писать целые предложения и составлять «секретные письма», если ребенок уже хорошо знает все буквы. Данная игра поможет концентрировать внимание на необходимом объекте и удерживать его.

Игра «Архитектор»

Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор с помощью своих кубиков показывает, какое сооружение надо построить, а строитель повторяет задание.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребенок, которому бросили мяч,  должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Когда ребенок справится с заданием, он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.

Методики развития внимательности детей

Внимание – это комплексный когнитивный процесс, при помощи которого все наши действия координируются отделами головного мозга и исправно выполняются. Объектом внимания могут быть как целенаправленные движения, так и ежедневные процедуры. Все потому, что мозгу требуется концентрация на конечной цели – условном раздражителе – для выполнения необходимых действий. Без внимания люди были бы лишены возможности беспрепятственно выполнять даже привычные для всех рутинные опции.

Не секрет, что у ребят внимание постепенно развивается от непроизвольного к произвольному. Но говоря о гиперактивных детях, необходимо учесть, что их мозг не способен быстро срабатывать на условные раздражители, т.к. их слишком много. В результате этого ребенок  рассеян, внимание не сконцентрировано, конечные цели не достигнуты. Поэтому необходимо детям с СДВГ в развитии внимания помогать. Для этого существует ряд методик, но для начала определимся с теми, которые позволяют провести диагностику внимания ребенка. Так можно понять, на каком уровне находится сосредоточенность, что поможет грамотно применить существующие способы развития внимания.

В качестве определения уровня внимания ребенка используются методики различных авторов, но я предлагаю к рассмотрению методики Р.С. Немова.

методика Немова чего не хватает

Методика 1. «Проставь значки»

 Тестовое задание предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок (Приложение 1) и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы за 2 минуты в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Результаты рассчитываются по формуле:

S=(0,5N – 2,8n)/120.

S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Оценка результатов проводится по 10-балльной шкале.

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

  • 0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
  • 4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
  • 6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
  • 8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
  • 10 баллов – очень высокий уровень, 8-9 – высокий, 6-7 – средний, 4-5 – низкий, 0-3 – очень низкий.

Методика 2. «Запомни и расставь точки»

Немов Запомни и расставь точки

Методика базируется на объеме внимания, принимаемое за максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (Приложение 2,3) (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

  • 10 баллов – правильно расставлено 6 и более точек
  • 8-9 – от 4 до 5 точек
  • 6-7 – от 3 до 4 точек
  • 4-5 – от 2 до 3 точек
  • 2-3 – не более 1 точки

Благодаря данным методикам можно диагностировать уровень внимания ребенка для последующего развития.

Теперь перейдем к методикам развития внимательности у детей с СДВГ.

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. Данные о развитии внимательности гиперактивных детей предложила в своей методике «Развитие и коррекция внимания» А.А.Осипова. Согласно ее программе, при развитии внимания должны учитываться следующие факторы:

  1. Режим дня. Он занимает особо место в жизни не только ребенка, но и взрослого человека. Исходя из режима дня ребенка, можно выбрать наиболее благоприятное для занятий время, когда он будет готов усваивать информацию.
  2. Эмоциональные факторы. Создание эмоционально благоприятной обстановки во время занятия. Этого можно достичь при помощи любимых игрушек, музыкальных композиций, мультфильмов.
  3. Наглядность, разнообразие излагаемого материала. Для этого можно привлекать аудиовизуальные эффекты. Так можно задействовать большее количество рецепторных анализаторов, которые будут реагировать на раздражитель, тем самым концентрируя внимание ребенка.
  4. Занятия, основанные на интересах ребенка. Необходимо привлекать интересующие ребенка объекты/явления, в противном случае внимание можно привлечь только с большим трудом.

Обозначив факторы, способствующие развитию внимания, можно отметить приемы, с помощью которых можно сконцентрировать ребенка на конкретном объекте:

  • Усиление впечатления. Подчеркивание голосом, просьба продолжить фразу, дать ответ на вопрос. Эти конкретные просьбы помогут привлечь внимание ребенка, зададут четкую цель, обозначат действия.
  • Прямое требование внимания.

Далее можно перейти к самой программе развития внимания, в которой выделяется 3 этапа:

программа развития внимания

1 ЭТАП

Цель: фокусирование внимания, удержание фокуса.

1.1. Привлечение внимания с помощью объектов, вызывающих интерес ребенка (игрушки, раскраски, любимые персонажи, книги).

1.2. Стимуляция непроизвольного внимания с использованием

разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных).

2 ЭТАП

Цель: развитие устойчивости, последовательности внимания.

2.1. Развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям.

2.2. Организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов.

2.3. Закрпление устойчивости непроизвольного внимания.

3 ЭТАП

Цель: переключение внимания и его удержание на других объектах.

3.1. Развитие внимания к слову.

3.2. Формирование предпосылок для развития произвольного

Внимания.

3.3. Расширение объема внимания.

3.4. Развитие способности к переключению внимания.

Данная методика позволяет иерархично выстроить систему развития внимания ребенка, укрепить возможность перехода от непроизвольного внимания  к произвольному.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. В данной главе были выяснены практические начала в работе с гиперактивными детьми. Стало ясно, что игры для ребят с диагнозом СДВГ имеют свои характерные задачи: снятие эмоционального напряжения, развитие самоконтроля, развитие внимания, развитие эмоционально выразительных движений и т.д. Исходя из этого, мы выделили игры, помогающие выполнить определенный вид задач, т.к. данный способ поможет структурировать проводимую работу.

Также для достижения понимания, на каком уровне находится внимательность ребенка, мы рассмотрели ряд диагностических методик. Ведь внимание – это комплексный когнитивный процесс, при помощи которого все наши действия координируются отделами головного мозга и исправно выполняются. У детей внимание развивается от непроизвольного к произвольному, а у гиперактивных ребят с этим возникают проблемы. Для этого существуют комплексные способы развития внимания, например, методика А.А.Осиповой «Развитие и коррекция внимания». Согласно ее данным, при развитии внимания должны учитываться особые факторы: режим дня, эмоциональные факторы, занятия, основанные на интересах ребенка, наглядность материала. А также были выяснены приемы, поэтапное применение которых будет способствовать непосредственному привлечению внимания ребенка: усиление впечатления, прямое требование внимания.

Заключение

Перед началом исследовательской работы была поставлена следующая цель — проанализировать уже имеющуюся информацию о СДВГ и найти способы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы у детей, имеющих данное расстройство.Задачи были определены следующим образом: изучить теоретическую научно-обоснованную составляющую данного диагноза, выяснить, какие имеются способы для корректировки социально-эмоциональной сферы у ребенка с данным заболеванием,  выявить наиболее подходящие формы работы с ребенком старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания, а также сформировать материал для практической работы в рамках изучаемой темы.

По теоретической главе, где рассматривались основные понятия, признаки, характеризующие гиперактивного ребенка, можно сделать несколько выводов:

  1. Гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту, как правило, проявляющиеся в диагнозе СДВГ, причины которого не установлены и окружены полемикой.
  2. Дети с СДВГ очень неусидчивы, суетливы, но никакой плодотворности и продуктивности от этого нет. У ребенка наблюдаются невнимательность, повышенная двигательная активность, импульсивность.
  3. В процессе необходимо формировать устойчивую мотивацию к учению как жизненно важному процессу, формировать адаптационные знания, умения, навыки, поддерживать и развивать познавательную самостоятельность. В воспитании надлежит развивать культурную, нравственную, волевую сферы личности, формировать веру в себя, создавать среду, формирующую потребность в самосовершенствовании.
  4. Занятия с такими детьми должны нести четкую цель – снятие  напряжения, снижение агрессивности, развитие концентрации внимания и способности прислушиваться к педагогу.

Коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания. На практике было показано, как организовать занятие с гиперактивным ребенком, которое будет способствовать развитию внимания. Были определены методики, позволяющие диагностировать уровень внимательности ребенка, составлен план образовательной программы, разделены игры.  Работа выполнялась пошагово по ГОСТу, утвержденному в Российской Федерации.     Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Скачать работу

По этой ссылке вы можете скачать выпускную квалификационную работу «Коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания»

Скачать презентацию

Скачать презентацию к выпускной квалификационной работе «Коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания» вы можете ЗДЕСЬ!

Автор статьи: Соколова Софья Витальевна, выпускник курса «Профессиональная няня»

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий

Adblock
detector