- Цель и задачи работы
- Объект и предмет
- Основные понятия
- Способы реагирования детей в конфликтных ситуациях
- Методики исследования уровня конфликтного поведения у детей
- Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)
- Причины конфликтов у детей
- Способы разрешения конфликтов
- Изучение отношения ребёнка к конфликтной ситуации
- Методика «Картинки» (Калинина Р.Р)
- Развития у детей навыков бесконфликтного общения
- Интерактивная игра «Доброе животное»
- Игра «Ты мне нравишься»
- Игра «Примирение»
- Заключение к работе
- Скачать презентацию
- Скачать квалификационную работу
Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста очень важный вопрос, который встает перед воспитателем, няней и родителями в период формирования детского коллектива в детском саду. Именно этот вопрос мы будем рассматривать в нашей работе. Актуальность темы квалификационной работы заключается в том, что важно предупреждать конфликтное поведение у детей дошкольного возраста. На наш взгляд именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации. Итак, давайте рассмотрим, почему происходят конфликты в детском коллективе, в чем причины такого поведения у детей.
Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ
Цель и задачи работы
Цель нашей работы: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.
Конфликты в детском коллективе. Исходя из актуальности, цели работы нами определены следующие задачи:
1.Исследовать теоретический материал на предмет поиска способов управления поведением детей дошкольного возраста (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности)
2. Формирование педагогической копилки форм и методов развития навыков бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения дошкольников со сверстниками.
Объект и предмет
Конфликты в детском коллективе. Объектом работы являются– дети дошкольного возраста.
Предметом — конфликтное поведение. Основными понятиями в нашей работе, стали следующие определения:
Основные понятия
• Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
• Конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях.
Способы реагирования детей в конфликтных ситуациях
Конфликты в детском коллективе. Наиболее характерными для дошкольников являются способы реагирования на конфликтную ситуацию:
- Уход от ситуации или жалоба взрослому
- Агрессивное решение
- Вербальное решение
- Продуктивное решение
Рассуждая над нашей темой, мы пришли к тому, что создаватть условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело.
Методики исследования уровня конфликтного поведения у детей
Конфликты в детском коллективе. Для того чтобы определить уровень конфликтного поведения у детей, на практике можно использовать следующие методики:
- Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова).
- Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).
Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)
В методике «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова) проявление конфликтного поведения оценивается по следующим критериям:
- причины возникновения конфликтов;
- особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
- острота конфликтов;
- способы разрешения конфликтных ситуаций.
Причины конфликтов у детей
Конфликты в детском коллективе. Основными причинами конфликтов является:
- не поделили игрушку;
- разрушение игры другими детьми;
- разные желания по поводу развития сюжета игры;
- ссоры по поводу распределения ролей;
- конфликты по поводу нарушения правил игры.
Способы разрешения конфликтов
Стоит отметить, что в общем дошкольники используют два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. Основным преобладающим является деструктивный способ (применение физической силы или разрушение игры).
Конструктивный же способ детьми дошкольного возраста используется реже. Именно на формирование умения использовать конструктивные способы разрешения конфликтов детей и стоит обратить внимание взрослым (воспитателю, няне, родителям)
Изучение отношения ребёнка к конфликтной ситуации
Методика «Картинки» (Калинина Р.Р)
Целью методики «Картинки» (Калинина Р.Р) является: изучить отношения ребёнка к конфликтной ситуации.
Всем детям раздаются картинки, на которых изображены следующие конфликтные ситуации:
- Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
- Мальчик сломал у другого мальчика его машинку.
- Девочка взяла без спроса игрушку у мальчика.
- Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Задача дошкольников заключается в том, чтобы понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, какие бы были его действия на месте обиженного персонажа.
В качестве оценивания, применяются способы реагирования ребёнка на конфликтную ситуацию:
- избегание конфликтной ситуации;
- агрессивное решение конфликтной ситуации;
- вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
- продуктивный способ решения конфликтной ситуации.
ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно
Развития у детей навыков бесконфликтного общения
Для развития у детей навыков бесконфликтного общения, можно использовать следующие игры, которые особенно мне понравились
Интерактивная игра «Доброе животное»
Интерактивная игра «Доброе животное» способствует сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания. В этой игре детям нужно вставать в круг и всем взяться за руки и представить: «Мы – одно большое доброе животное». Затем дети должны послушать, как оно дышит, и подышать вместе. На вдох дети делают шаг вперед, на выдох – два шага назад. При этом ведущий говорит, что так дышит не только животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Эта игра помогает сплочению группы, дети осознают, что они единое целое. Зачастую игра вызывает положительный эмоциональный настрой.
Игра «Ты мне нравишься»
Игра «Ты мне нравишься» направлена на развитие хороших взаимоотношений между детьми. В ходе игры детям предлагается составить одну большую паутину из клубка шерсти, связывающую всех детей между собой. Дети должны говорить поочередно говорить о том, почему ему нравится товарищ. В результате все дети оказываются в одной паутине, говоря друг другу приятные слова. В ходе обсуждения дети высказывают свое мнение, легко ли говорить приятные вещи другим детям. Оказывается, что не все дети способны говорить комплименты другим, для них это сложно.
Игра «Примирение»
В игре «Примирение» дети пытаются найти способ решения в конфликтной ситуации. Дети разыгрывают ссору между этими выбранными персонажами, с проявлениями обиды и злости. Потом дети предлагают свои варианты примирения героев. После игры дети обсуждают свои ощущения.
Заключение к работе
Итак, целью нашей работы было: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.
Для решения задач была проделана работа, в рамках которой были рассмотрены:
- понятие конфликта, его характеристика и причины;
- особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте;
- условия для развития бесконфликтного поведения в дошкольном возрасте.
Анализ подходов различных авторов позволил нам определить следующие условия развития навыков бесконфликтного поведения у детей дошкольного возраста:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование различных этюдов, направленных на формирование позитивного поведения детей.
Подводя итог, мы можем с уверенностью говорить о том, что развитие навыков бесконфликтного поведения у дошкольников в игровой деятельности будет успешным, если на занятиях учитывать факторы, которые влияют на возникновение конфликтов, применяя эффективные методы и способы разрешения.Таким образом, считаем, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.
Скачать презентацию
Скачать квалификационную работу
Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!