Конфликты в детском коллективе

Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста очень важный вопрос, который встает перед воспитателем, няней и родителями в период формирования детского коллектива в детском саду. Именно этот вопрос мы будем рассматривать в нашей работе. Актуальность темы квалификационной работы заключается в том, что важно предупреждать конфликтное поведение у детей дошкольного возраста. На наш взгляд именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации. Итак, давайте рассмотрим, почему происходят конфликты в детском коллективе, в чем причины такого поведения у детей.

курсовая  работа

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Цель и задачи работы

Цель нашей работы: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

цель работы Конфликты в детском коллективе

Конфликты в детском коллективе. Исходя из актуальности, цели работы нами определены следующие задачи:

1.Исследовать теоретический материал на предмет поиска способов управления поведением детей дошкольного возраста (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности)

2. Формирование педагогической копилки форм и методов развития  навыков бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения дошкольников со сверстниками.

Объект и предмет

объект и предмет исследования

Конфликты в детском коллективе. Объектом работы  являются– дети дошкольного возраста.

Предметом — конфликтное поведение. Основными понятиями в нашей работе, стали следующие определения:

Основные понятия

Конфликты в детском коллективе

• Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

• Конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях.

Способы реагирования детей в конфликтных ситуациях

Конфликты в детском коллективе. Наиболее характерными для дошкольников являются способы реагирования на конфликтную ситуацию:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому
  • Агрессивное решение
  • Вербальное решение
  • Продуктивное решение

Рассуждая над нашей темой, мы пришли к тому, что создаватть условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело.

Конфликты в детском коллективе

Методики исследования уровня конфликтного поведения у детей

Конфликты в детском коллективе. Для того чтобы определить уровень конфликтного поведения у детей, на практике можно использовать следующие методики:

  1. Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова).
  2. Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).
Конфликты в детском коллективе

Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)

В методике «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова) проявление конфликтного поведения оценивается по следующим критериям:

  • причины возникновения конфликтов;
  • особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
  • острота конфликтов;
  •  способы разрешения конфликтных ситуаций.

Причины конфликтов у детей

Причины конфликтов у детей

Конфликты в детском коллективе. Основными причинами конфликтов является:

  • не поделили игрушку;
  • разрушение игры другими детьми;
  • разные желания по поводу развития сюжета игры;
  • ссоры по поводу распределения ролей;
  • конфликты по поводу нарушения правил игры.

Способы разрешения конфликтов

Стоит отметить, что в общем дошкольники используют два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. Основным преобладающим является деструктивный способ (применение физической силы или разрушение игры).

Конструктивный же способ детьми дошкольного возраста используется реже. Именно на формирование умения использовать конструктивные способы разрешения конфликтов детей и стоит обратить внимание взрослым (воспитателю, няне, родителям)

Причины конфликтов у детей

Изучение отношения ребёнка к конфликтной ситуации

Методика «Картинки» (Калинина Р.Р)

Методика «Картинки» (Калинина Р.Р)

Целью методики «Картинки» (Калинина Р.Р) является: изучить отношения ребёнка к конфликтной ситуации.

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены следующие конфликтные ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • Мальчик сломал у другого мальчика его машинку.
  • Девочка взяла без спроса игрушку у мальчика.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Задача дошкольников заключается в том, чтобы понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, какие бы были его действия на месте обиженного персонажа.

В качестве оценивания, применяются способы реагирования ребёнка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Развития у детей навыков бесконфликтного общения

Для развития у детей навыков бесконфликтного общения, можно использовать следующие игры, которые особенно мне понравились

Конфликты в детском коллективе: профилактика конфликтов

Интерактивная игра «Доброе животное»

Интерактивная игра «Доброе животное» способствует сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания. В этой игре детям нужно вставать в круг и всем взяться за руки и представить: «Мы – одно большое доброе животное». Затем дети должны послушать, как оно дышит, и подышать вместе. На вдох дети делают шаг вперед, на выдох – два шага назад. При этом ведущий говорит, что так дышит не только животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Эта игра помогает сплочению группы, дети осознают, что они единое целое. Зачастую игра вызывает положительный эмоциональный настрой.

Игра «Ты мне нравишься»

Конфликты в детском коллективе: профилактика конфликтов

Игра «Ты мне нравишься» направлена на развитие хороших взаимоотношений между детьми. В ходе игры детям предлагается составить одну большую паутину из клубка шерсти, связывающую всех детей между собой. Дети должны говорить поочередно говорить о том, почему ему нравится товарищ. В результате все дети оказываются в одной паутине, говоря друг другу приятные слова. В ходе обсуждения дети высказывают свое мнение, легко ли говорить приятные вещи другим детям. Оказывается, что не все дети способны говорить комплименты другим, для них это сложно.

Игра «Примирение»

В игре «Примирение» дети пытаются найти способ решения в конфликтной ситуации. Дети разыгрывают ссору между этими выбранными персонажами, с проявлениями обиды и злости. Потом дети предлагают свои варианты примирения героев. После игры дети обсуждают свои ощущения.

Конфликты в детском коллективе: профилактика конфликтов

Заключение к работе

Итак, целью нашей работы было: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

Для решения задач была проделана работа, в рамках которой были рассмотрены:

  • понятие конфликта, его характеристика и причины;
  • особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте;
  • условия для развития бесконфликтного поведения в дошкольном возрасте.
курсовая работа

 Анализ подходов различных авторов позволил нам определить следующие условия развития навыков бесконфликтного поведения у детей дошкольного возраста:

  • использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • использование различных этюдов, направленных на формирование позитивного поведения детей.
спасибо за внимание

Подводя итог, мы можем с уверенностью говорить о том, что развитие навыков бесконфликтного поведения у дошкольников в игровой деятельности будет успешным, если на занятиях учитывать факторы, которые влияют на возникновение конфликтов, применяя эффективные методы и способы разрешения.Таким образом, считаем, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.

Скачать презентацию

ЗДЕСЬ вы можете бесплатно скачать презентацию к работе «Формирование бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста»

Скачать квалификационную работу

ЗДЕСЬ вы можете бесплатно скачать выпускную квалификационную работу «Формирование бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста»

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.