Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Школа — это очень важный этап, как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Как часто можно услышать гордое высказывание родителей – мой ребенок уже школьник! Но в один миг ребенок стать школьником не может! Психологическая готовность к школьному обучению, это сложный процесс, который должен перестроить психику ребенка-дошкольника на следующую возрастную ступень. Задача родителей, воспитателей, профессиональной няни помочь ребенку сформировать готовность к школе!

Правильно подготовить ребенка к школе совсем непросто. Нужно знать основные правила и требования, делать это с радостью, но своевременно, поэтапно и осознанно. С одной стороны, не стоит нагружать ребенка школьными заданиями и день, и ночь напролет. С другой стороны, нельзя пускать на самотек подготовку ребенка к школе и надеяться на русское «авось».

Где можно подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школеВ последнее время, родители предпочитают отдавать детей на специальные подготовительные курсы «Подготовка к школе», которые организуют образовательные учреждения или доверяют подготовку к школе профессионалу – няне, репетитору. Несомненно, правильный шаг, поскольку, в данном случае с детьми работают квалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими методиками.

Какой «плюс» в школьных курсах подготовки к школе: ребенок занимается в коллективе детей, учится общаться с одноклассниками, привыкает к требованиям учителя. Начинает привыкать к системе «урок — перемена». «Минус» школьных курсов: чаще всего подобные курсы организуются раз в неделю. А это мало для системной подготовки. Поэтому огромная ответственность по подготовке к школе ложиться на самих родителей. Поскольку большую часть времени все-таки дети проводят дома, в семье.

Как подготовить ребенка к школеЧто не скажешь о работе профессиональной няни. С ребенком будут организованы ежедневные задания по программе подготовки к школе и учитываться индивидуальные особенности ребенка и темп усвоения материала. Но «минус» такой подготовки, это отсутствие группы детей, с которыми придется найти общий язык ребенку и обучаться, несмотря на их присутствие в классе. Если есть такая возможность, то лучше подготавливать ребенка и на школьных курсах один раз в неделю и дома на индивидуальных занятиях с няней.

Если у родителей достаточно времени, можно подготовить ребенка к школе в домашних условиях самостоятельно. Но необходимо собрать необходимую информацию: как готовить? Какие развивающие игры, упражнения нужно проводить и сколько времени? Когда начинать и когда нужно дать ребенку отдохнуть. Через какие методики лучше усваивается материал? Сложно, конечно, без педагогического образования, но это лучше, чем ничего не делать. Постараемся обо всем вам подробно рассказать.

Критерии готовности ребенка к школьному обучению

Чтобы ребенок без проблем смог адаптироваться к школе, у него должны быть сформированы личностная, физиологическая, психологическая и интеллектуальная готовность. Теперь, обо всем по-порядку. Школьные психологи выделяют четыре критерия готовности ребенка к обучению:

Личностная готовность к школьному обучению

Личностная готовность к школьному обучениюЛичностная готовность к школьному обучению – просматривается у ребенка, если на первое место в школьной жизни ребенок ставит собственное желание узнать что-то новое, научиться чему-нибудь, стать умнее. Ложной личностной готовностью считается, если школа манит ребенка только внешними своими атрибутами: красивыми ручками, линейками, тетрадками и т.д. Также личностная готовность к школе считается несформированной, если ребенок в школе видит только возможность поиграть с друзьями.

Личностная готовность заключается в принятии самим ребенком новой социальной роли – позиции школьника, имеющего свои права и круг обязанностей. Личностная готовность выражается в положительном отношении ребенка к школьной ситуации, к учебе, к учителю,  к самому себе.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Личностная готовность к школьному обучениюИнтеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мышления у ребенка. Дети становятся способны к осознанию главных свойств предметов, первым обобщениям,  которые основаны на собственном опыте.

Л.С.Выготский считал, что готовность к школе со стороны интеллектуального развития ребенка состоит не только в усвоенных ребенком знаниях, а прежде всего в уровне развития интеллектуальных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения  ит.д.):

«… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы… обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира».

Л.С.Выготский

 

Также, интеллектуальная готовность характеризуется сформированной грамотной и связной речью, умением внимательно слушать и понимать объяснения учителя. Для интеллектуальной готовности необходимы определённые знания, которые мы рассмотрим в статье ниже.

Психологическая готовность к школьному обучению

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность. Она заключена в сформированности навыков и умений управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость в школьной ситуации и не только.

Личностная готовность к школьному обучениюРебенок к школе должен обладать навыком произвольной регуляции внимания. Что это значит? Это значит, что в тот момент, когда учитель объясняет учебный материал, все внимание ребенка осмысленно, произвольно должно быть сосредоточено на учителе. Очень часто дети старшего дошкольного возраста не могут «заставить» себя отвлечься от привлекающих их моментов: одноклассников, оформления класса! Конечно, от этого сразу же страдает усвоение материала.

Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности. Ребенок должен без слез, своим волевым импульсом преодолевать учебные трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевой компонент и способность регулировать собственное поведение необходимы для успешной учебной деятельности ребенка.

Физиологическая готовность к школьному обучению

Личностная готовность к школьному обучениюСтарший дошкольный возраст (6-7 лет) это период качественных изменений в организме ребенка. Совершенствуется опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы организма. Активно развиваются мелкая и крупная мускулатура, совершенствуется моторика. Укрепляется центральная нервная система.

К школе физическое здоровье должно соответствовать возрасту ребенка. Это диагностируют врачи при прохождении медицинской комиссии перед школьным периодом. Выявляется отсутствие серьезных отклонений в развитии, препятствующих школьному обучению.

Нужно сказать, что дети, посещающие детский сад, проще адаптируются к школьной жизни, поскольку дошкольная педагогика включает в свои задачи – подготовить ребенка к школьному обучению. Воспитатели заблаговременно, планомерно вводят развивающие и обучающие упражнения, игры, проводят занятия для детей, готовящие их к школьной жизни.

Дома тоже можно качественно подготовить ребенка к школе. Нужно запастись терпением и в системе тренировать учебные навыки своего ребенка. Безусловная любовь мамы, папы, а также ежедневные занятия помогут сыну или дочке уверенно чувствовать себя среди других ребят, развить интерес к учёбе.

Личностная готовность к школьному обучениюКак самостоятельно подготовить ребёнка к школе

  1. Для того чтобы знать, как заниматься с ребенком, что конкретно учить, в какие игры играть, нужно пройти с ребенком психологическое обследование и получить рекомендации по подготовке к школе вашего ребенка. Задания, которые дает ребенку школьный психолог, должны стать ориентиром, к которому нужно стремиться при подготовке к школе. Эти задания сформированы по выше названным критериям готовности к школе: личностной, интеллектуальной, психологической и физической.

Внимательно отнеситесь к консультации со школьным психологом в период подготовки к школе. Обратите особое внимание на задания, с которыми ваш ребенок не справился. Прислушайтесь к рекомендациям по развитию ребенка в домашних условиях. Задайте все тревожащие вас вопросы по развитию и воспитанию ребенка.

  1. После консультации психолога нужно подобрать и приобрести методический материал для занятий: книги, прописи для подготовки к школе. По рекомендациям психолога, вы точно будете знать, что вам необходимо. Многое для развивающих игр можно будет изготовить собственными руками.
  2. Составьте план занятий с ребенком: расписание уроков на каждый день. Определите для занятий с ребенком утреннее время после завтрака – так, как это будет в школе. Предметы для подготовки к школе: математика, чистописание, русский язык, развитие речи, окружающий мир, рисование, труд, физкультура.
  3. Никогда (без особенных случаев) не отменяйте учебные занятия. Систематичность разовьет у ребенка потребность обучаться, сформирует потребность и такую важную учебную мотивацию!
  4. Тема, которую вы берете для изучения, должна пройти через все «уроки». Например, тема «Дикие животные». На рисовании – вы рисуете дикое животное, на математике вы считаете ежиков и белочек, на чистописании вы рисуете шишку и грибочек – то чем питаются дикие животные, и т.д. Потом, в течение недели, обыгрывайте эту тему несколько раз.
  5. Ежедневные занятия обязательно начинайте с повторения пройденного накануне материала.
  6. Время одного занятия (непрерывной образовательной деятельности) может быть не менее 15 минут и не более 30 минут. Если вы начали заниматься с 15 минут (все зависит от возраста и усидчивости конкретно вашего ребенка) увеличивайте постепенно, но к школьному периоду нужно довести ее до 30 минут. Научите ребенка понимать время на часах. Чтобы он мог самостоятельно следить за временем урока. Это помогает ребенку сориентироваться, сколько заданий он может успеть за отведенное ему время.
  7. Следите, чтобы ребенок не уставал на занятиях. Если вы видите, что ребенок утомился, смените деятельность на занятии. Если это не помогает, сделайте веселую физминутку или переменку.
  8. На занятии: если вы видите, что ребенок может выполнить задание самостоятельно, похвалите его за это и оставьте не надолго одного для самостоятельного выполнения этого задания. Преподнесите это как «бонус» его отличной работы!

Что нужно развивать? Память (зрительную и слуховую), внимание, восприятие (пространства листа, цвета, формы), глазомер, мелкую и крупную моторику, риторику, логику, мышление, воображение.

Личностная готовность к школьному обучениюЧто должен знать ребенок перед школой

Конечно, в свои 6-7 лет ребенок может многого и не знать. Школа как раз и призвана научить детей многим премудростям. Однако существует набор знаний, которыми первоклассник должен уже владеть. На это нацелена и программа дошкольного воспитания. Поэтому, родителям нужно уделить особое внимание на эти знания.

В 6-7 лет ребенок должен знать:

  • Свои фамилию, имя, отчество, ФИО своих мамы и папы.
  • Свой адрес. Назвать где он живет: страну, город (деревню, поселок), улицу и дом.
  • Растения, животные и птицы – называть примеры и эти обобщающие понятия. Называть отличия: чем ромашка отличается от березы, известные ему цветы, деревья, домашних и диких животных, понимать в чем разница. Ребенка могут спросить — есть ли питомцы у него дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае и т.д.
  • Время. Будущий первоклассник должен понимать время на часах. Называть части суток: день, ночь, вечер, утро, и понимать их разницу. По теме могут дать задания: «Разложить картинки в нужном порядке».
  • Личностная готовность к школьному обучениюГеометрические фигуры. При подготовке к школе дети должны уметь изобразить или вырезать круг, квадрат, овал, треугольник. Ребенка могут спросить, на какую фигуру похожа, например, крыша дома, мяч и т.д.
  • Цвета. Дети к школьному обучению уже выучивают все цвета радуги и должны их хорошо знать, называть и правильно применять в рисунке.
  • Цифры. Научите ребенка считать от 1 до 20 и обратно. Ребенок должен понимать значения больше, меньше, равно, на сколько больше (меньше). Неплохо, если ребенок будет уметь выполнять предметный счет в пределах 5. Выполнять элементарные задачки.
  • Времена года, месяцы, дни недели. Это, наверное, самое сложное, знать все 12 месяцев по порядку, но это необходимо. К школе дети должны не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Ребенку могут задать вопрос – какие праздники он знает и какой праздник у него самый любимый.
  • Личностная готовность к школьному обучениюСтроение человеческого тела. Методика «Рисунок человека» – самое частое задание при поступлении в школу. Психолог обратит ваше внимание, на наличие основных частей человеческого тела, расположение на листе, характеристику линий.
  • Различать живое и неживое.
  • Простые правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы».

Знание звуков, букв, умение читать по слогам. Различать буквы и звуки.

Отличать гласные звуки от согласных. Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова). Уметь делить слово на слоги.

  • Личностная готовность к школьному обучениюЕсли ребенок до школы не научился читать, ничего страшного, в коле научат. Но помните, что большинство детей идет в школу уже читающими. Поэтому, ваш ребенок будет чувствовать себя неудобно, среди читающих одноклассников.
  • Слуховая память, пересказ, развитая устная речь – основная задача при поступлении в школу. Ребёнок должен уметь пересказать короткий рассказ, осмысленно ответить на вопросы по этому рассказу.
  • Зрительная память. Перед ребенком кладут 10 картинок которые он должен зрительно запомнить. Затем просят отвернуться и меняют картинки местами, могут что-то убрать или добавить. Повернувшись, ребенок должен назвать что изменилось.
  • Развитие мелкой моторики. Ребенок должен уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка. Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д. Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке. Печатать, писать печатными буквами. Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.
  • Развитое мышление, умение размышлять. Возможно, ребенку дадут задание на выявление лишнего. Например, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ. Или попросят поразмышлять над небольшим рассказом-задачей и устно ответить на вопрос.

Памятка для родителей будущих первоклассников

Родители должны думать не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и о личностной и психологической готовности. Поддерживать его физическое здоровье.

Личностная готовность к школьному обучениюДома развивайте в ребенке:

  • самостоятельность. Заранее приучайте ребенка к мысли, что учиться нужно ему, а не маме или папе. И все учебные обязанности он должен выполнять самостоятельно: собирать портфель, умывать, одеваться, следить за школьными вещами. Ваша задача первое время контролировать ребенка. Не перегните палку – ребенок должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью с любым вопросом. Но выполнять за него задания вы не будете. Уясните это правило сами и никогда не отклоняйтесь от него, иначе учеба вашего чада будет для вас кошмаром. Летом до школы научите ребенка самостоятельно умываться, чистить зубы, хорошо справляться с пуговицами, завязками, шнурками.
  • Усидчивость. Маленькому ребенку трудно сосредоточить свое внимание на учебном задании на 30 минут, как это требуют школьные нормы. Если ребенок ходил в детский сад, то он наверняка уже приобрел этот навык. Но если ребенок воспитывался дома, то этот навык нужно формировать. Начинать нужно с 15 минут непрерывной деятельности ребенка ежедневных занятий, постепенно увеличивая время к школьному периоду до 30 минут. Чем раньше вы начнете заниматься (рекомендуется с 3-4 лет), тем более усидчив будет ваш ребенок.
  • подготовка к школеДружелюбие. Настройте ребенка на то, что в классе будет много интересных и хороших ребят. Объясните, что проявлять дружелюбие, отзывчивость гораздо приятнее. Ругаться и драться недопустимо и такое поведение будет осуждаться учителем. Обсуждайте с ребенком темы добра и зла. Объясните, что ябедничать, это плохо. Но также объясните ребенку, что есть важные темы, которые обязательно нужно рассказать взрослым, например, если кто-то обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь правилам этикета. Научите его говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста», показывая своим примером, как это должно быть.
  • Поведение. Расскажите ребенку о правилах поведения в школе. Очень важный момент, поведение на переменах. Поделитесь своими хорошими воспоминаниями о школьной жизни. Ребенок морально должен быть готовым к школьному общению. И заранее знать: что можно, а что нельзя.

Как подготовить ребенка к школе? Подготовка к школе дошкольника Видео:

Не стоит поддаваться панике, если подготовка к школе вашего ребенка началась не в три-четыре года, а в пять лет. Систематически занимаясь, вы успеете научить ребенка всему необходимому к школе. Но если вашему ребенку уже 6 лет и на следующий год ему идти в школу, тогда обязательно обратитесь  специалистам: профессиональной няне, репетитору. Устройте ребенка на курсы подготовки к школе. Хорошо, если эти курсы будут в той школе, куда вы собираетесь потом определить ребенка на обучение. Главное, выполняйте все домашние задания,  оставайтесь активными собеседниками со своим ребенком. Зная критерии готовности, вы также можете многому научить ребенка самостоятельно.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.