Как определить темперамент у ребенка

Как определить темперамент у ребенка? Темперамент невозможно воспитать. Человек уже появляется на свет с индивидуальными психологическими особенностями. В общении с ребенком педагогам и родителям необходимо учитывать эти характерные черты, чтобы позволить ему чувствовать себя комфортно при развитии способностей и получении образовательных навыков. 

Как определить темперамент у ребенка

Что такое темперамент человека

О том, является ли темперамент врожденной психологической программой, благодаря которой человек обладает чувствами, способностью реагировать конкретным образом на проявления извне, ученые умы спорят давно. Научные деятели, начиная с академика И. Павлова, неоднократно пытались выяснить, заложена ли физическая основа темперамента в нервной системе человека, однако эти эксперименты закончились ничем. Тем не менее, доказано, что индивидуальные особенности человека во многом определяют его успешность в той или иной сфере деятельности. Кому-то требуется усидчивость и умение скрупулезно замечать детали, другому – талант быстро реагировать в сложной ситуации. Предположительно, темперамент – это не просто физиологические черты, а комплекс индивидуальных особенностей характера, помноженный на результат воспитания.   

Как определить темперамент у ребенка

Типы темперамента

Как определить темперамент у ребенка. Об особенностях характера человека размышляют с давних времен. Еще Гиппократ заявлял о том, что поведение людей во многом зависит от «жизненных соков», находящихся в их организмах. К примеру, если в организме преобладает желтая желчь, то человек чересчур импульсивен, «взрывается» по любому пустяку.

Такой «жизненный сок» как лимфа дает человеку способность оставаться спокойным всегда. Если преобладает кровь – человек позитивен. А вот черная желчь приводит к постоянной печали. Так древнегреческий лекарь обозначил четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Эта классификация, дополненная и развитая современными учеными, актуальна и в настоящее время.

Таким образом, различают четыре типа темперамента.

  1. Особенность сангвинического типа – жизнерадостность. Эти люди умеют и любят общаться, они не выносят одиночества и всегда окружены большим количеством друзей. За дело берутся смело, легко идут на контакт.
  2. Люди холерического типа «взрывоопасны», приходят в болезненное беспокойство из-за самых незначительных проблем. Контроль эмоций им неподвластен, все их чувства хорошо видны окружающим.
  3. Представители флегматического типа уравновешены, спокойны, уверенны. Они отлично выполняют кропотливую работу, требующую внимания и предельной сосредоточенности. Они усидчивы, внешне неторопливы, но все успевают из-за внутренней организованности и умения не реагировать на раздражители.
  4. Люди меланхолического типа – страдальцы, которые и в ясный солнечный день ждут неминуемой бури. Любое событие, радостное или печальное, вызывает у них сильные эмоции. Все переживания они пропускают сквозь себя, снова и снова «наслаждаясь» ими. Строить позитивные выводы меланхолики не умеют.

Если сангвиник и холерик любят общение, предпочитают быть в центре событий, то меланхолику и флегматику милее камерная атмосфера и погружение во внутренний мир.  

Однако стоит заметить, что чистых типов темперамента практически не встречается. И уж ни коим образом темперамент человека не влияет на его умственные способности.

 темперамент по Гиппократу

Темперамент и характер: в чем разница

Характер в отличие от темперамента – не врожденный. Он формируется с первых лет жизни человека. На становление характера влияют воспитание, образование, среда, в которой находится человек, и материальная обеспеченность. Однако психологические особенности влияют на характер.

темперамент и характер различия

Различают следующие типы характера:

  1. Гипертимный тип присущ человеку со смешенным типом темперамента – сангвиник плюс холерик. Инициатива, активность, легкое общение, невозможность долго сидеть на одном месте, лидерство – вот отличительные черты гипертимного типа.
  2. Характер замкнутого типа часто бывает у меланхоликов. Они боязливы и стеснительны, им не нравится привлекать внимание, а больший комфорт достигается тогда, когда они остаются наедине с собой.
  3. Напряженный тип характера может быть у холериков и флегматиков. Энергия, упрямство, сосредоточенность, умение довести до конца дело – отличительные черты этого типа. Однако не стоит упускать из виду, что дети с напряженным характером не умеют сдерживать сильные эмоции, например, гнев.
  4. Тревожный тип характера бывает у представителей меланхолического типа темперамента. Эмоции, чрезмерная ранимость, болезненная реакция на любую критику, не умение общаться – все это присуще тревожному типу.
  5. Демонстративный характер подходит сангвиникам с ноткой холерического типа. Быть в центре внимания всегда и везде, стараться стать лидером, умение манипулировать окружающими, богатая фантазия, смышленость, но неумение сконцентрироваться на конкретном деле – черты демонстративного типа.
  6. Эмоционально-лабильный тип присущ меланхоликам. Высокая чувствительность, сопереживание, самопожертвование, настроение, зависящее от настроения окружающих – главные черты этого характера.
  7. Неустойчивый тип характера – чаще бывает у сангвиников, которым не хватает воспитания. Этих детей сложно заставить учиться, они смотрят на мир как на развлечение. Отношение к жизни поверхностное.
  8. Комфортный тип характера – у флегматиков. Дети с таким характером дисциплинированны, любят порядок и ненавидят перемены. Они легко подчиняются чужой воле, не имеют собственной точки зрения.

Характер на протяжении жизни у человека может претерпеть серьезные изменения, а вот темперамент возможно только немного скорректировать.

Как определить темперамент у ребенка

Как темперамент проявляется в поведении

Как определить темперамент у ребенка. Наблюдая за ребенком, можно определить тип его поведения.

  1. Холерики не могут спокойно сидеть на месте, они вечно в движении, их настроение так же постоянно меняется. Ребенок активен в игре, любит новое и всегда в поиске приключений. Много спать он не любит, просыпается ранним утром и готов к действиям. Холерики стараются настоять на своем, редко идут на компромисс.
  2. Сангвиники всегда в хорошем настроении и просыпаются утром с улыбкой. Однако настроение их неровное: только что веселился и вдруг – слезы, впрочем, такие дети быстро успокаиваются и уже не помнят, что их так расстроило. Это большие фантазеры, придумывают интересные игры, в которые с удовольствием приглашают других детей. Сангвиники любознательны, им интересно все, что вокруг них. Отличительная черта сангвиников – они не таят злобу и обиду и умеют себя контролировать.
  3. Флегматики спокойны, даже медлительны во всем, что они делают. Шумные быстрые игры не любят, предпочитают играть с несколькими игрушками, которые выделяют среди всех остальных и которые становятся любимыми. Дисциплина в крови у флегматиков: режим дня не должен меняться, лишние суетливые действия, нарушающие спокойствие, исключаются. Флегматики – не лидеры, они охотно уступят пьедестал другому, а сами пребывают в своем привычном мирном и спокойном мире, Новое такие дети принимают с трудом, как все нарушающее привычные устои их жизни.
  4. Меланхолики очень чувствительны, поэтому все новое воспринимают с опаской, однако любопытство побеждает. Такие дети обижаются по любому поводу. Утро меланхолика начинается с грусти. Накормить такого ребенка – настоящий подвиг, потому что ест ребенок меланхолического типа плохо, малыми порциями. Меланхолики не любят шумных забав, обычно играют в одиночестве – так их никто не обидит. Среди окружения ребенок может проникнуться доверием к одному человеку, вот с ним он будет откровенен и обязательно расскажет о своих переживаниях. У меланхолика мало друзей. Он не по-детски рассудителен и кажется взрослее своего реального возраста. 
Как определить темперамент у ребенка по поведению

Для чего нужно определить темперамент ребенка

Как определить темперамент у ребенка? Родителям и педагогам важно понимать темперамент у ребенка, чтобы правильно выстроить линию общения с малышом. У каждого ребенка – индивидуальные особенности, поэтому невозможно обучать и воспитывать всех детей одинаково, не обращая внимания на их темперамент. Меланхолик и холерик одно и то же открытие воспринимают по-разному, сангвиник и флегматик одно и то же задание выполняют с разной скоростью и раной степенью увлеченности процессом. Эти нюансы следует учитывать.

Знание темперамента ребенка позволяет взрослым контролировать ситуацию: в игре, на занятии, дома, на прогулке. Анализ поведения ребенка помогает создать необходимые условия для развития лучших качеств характера, подавления слабых черт, коррекции поведения.    

Как определить темперамент у ребенка

Как определить какой темперамент у ребенка

Как определить темперамент у ребенка? Чтобы понять, к какому типу темперамента относится ребенок, нужно провести тест. Понаблюдать за поведением малыша, за тем, как он реагирует в той или иной ситуации, насколько активен или пассивен в решении предложенных ему задач. Как общается с окружающими, какие игрушки выбирает, какое занятие ему больше по душе.

Воспитателям для определения темперамента воспитанника следует вести наблюдение не менее одного-двух месяцев, фиксируя поведенческие особенности ребенка. Обычно черты типов темперамента отмечают баллами от 0 до 3. В созданной таблице каждый день отмечается баллами реакция ребенка в конкретной ситуации: в группе, на прогулке, на занятии, в общении со сверстниками, в общении с воспитателем и т.д.

 Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.

Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СТАТЬЮ: «Здоровое питание: меню на каждый день»

Карта наблюдения для определения темперамента у ребенка: в таблице

Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.

Цель наблюдения — выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).

Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:

  • М         черты меланхолика     0
  • Ф         черты флегматика        1
  • С         черты сангвиника          2
  • Х          черты холерика            3

Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.

Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта  педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :

Поведенческие реакцииОтметки каждый день
Даты1234
I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ     
МДействует робко, неуверенно     
ФДействует спокойно, без слов     
СЛегко включается в действие     
ХАктивно действует     
II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ     
ММолчит, обижается, переживает     
ФВыслушивает молча     
СОбещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется     
ХНе слушает, бурно реагирует, возмущается     
III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ     
МС большой неуверенностью     
ФМедленно, спокойно, но при этом —  уверенно     
СБыстро, с жаром, но прислушивается к мнению других     
ХБыстро, со страстью, других мнений не слушает     
IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке     
МРастерян     
ФСпокоен, рассматривает окружающее     
СДовольно легко находит выход из положения, проявляет активность     
ХАктивен, повышенно возбудим     
  1. меланхолики – под стеночкой,
  2. сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
  3. холерики – на приличном расстоянии друг от друга.

Доминанта определяется по процентному соотношению. Знание темперамента не только помогут наладить взаимоотношения с ребенком, но и позволят правильно организовывать занятия, на котором присутствуют дети разных типов темперамента.      

Как определить темперамент у ребенка родителям

Тест на определение темперамента для родителей

Как определить темперамент у ребенка? Родителям следует честно ответить на вопросы.

  1. Если необходима быстрая реакция, ребенок:
  • А. Быстро реагирует.
  • Б. Достаточно активен.
  • В. Спокоен, но выполняет задание.
  • Г. Доминирует неуверенность.

2. Выслушав замечание в свой адрес:

  • А. Легко дает обещание исправиться, но снова поступает как прежде.
  • Б. Возмущен, что его «воспитывают».
  • В. Промолчит.
  • Г. Очень переживает.

3. В общении со сверстниками ребенок:

  • А. Готов к контакту.
  • Б. Всегда настаивает на своем.
  • В. Уверен и спокоен.
  • Г. Общается «с оглядкой», в себе не уверен.

4. При смене обстановки ребенок:

  • А. Активен, как всегда, психологически не теряется.
  • Б. Возбужден, чересчур активен.
  • В. Уверен, спокоен, в меру любопытен.
  • Г. Очень обеспокоен.

Описание действий под А характерны для сангвиников, Б – для холериков, В – для флегматиков, Г – для меланхоликов. Каких ответов больше, тот тип темперамента и является главным у ребенка.

Как определить темперамент у ребенка с помощью теста

Тест на темперамент для ребенка

Как определить темперамент у ребенка? Дошкольнику предлагают ответить на вопросы.

Тест на определение общительности ребенка

  1. Где интереснее: дома или в гостях?
  • А. Дома – 0 баллов.
  • Б. В гостях – 1 балл.

2. Как интереснее: одному полепить из пластилина, порисовать или играть с детьми?

  • А. Одному – 0 баллов.
  • Б. Играть с детьми – 1 балл

3. Где больше нравится играть: дома или на улице?

  • А. Дома – 0 баллов.
  • Б. На улице – 1 балл.  

4. Что интереснее: рисовать или бегать?

  • А. рисовать – 0 баллов
  • Б. Бегать – 1 баллов.

5. Нравится проводить время в детском саду?

  • А. Нет – 0 баллов.
  • Б. Да – 1 балл.

6. Трудно или легко знакомиться с другими ребятами?

  • А. Трудно – 0 баллов.
  • Б. Легко – 1 балл.

Баллы суммируются. Если ребенок набрал 1 балл, то налицо желание уединиться, не участвовать в играх других детей. Ребенку комфортнее наедине с собой. В компании других детей ему неуютно, он стесняется. Если 2 балла, то желания побыть одному меньше, однако навязанные контакты будут восприняты негативно. Та же ситуация, если набрано 3 балла. Если ребенок на четыре-пять вопросов дал ответ под буквой Б, то дошкольник вполне общителен, открыт для контактов и новых познаний. Получены все ответы под буквой Б – ребенок энергичен, общение для него – что живая вода, он активен и не стесняется проявлять эмоции.

Такая черта как общительность присуща холерикам и сангвиникам.

ребенок задумался

Тест на эмоциональную устойчивость

Далее следуют вопросы, благодаря которым можно определить, насколько ребенок эмоционально устойчив. Ребенок отвечает «да» или «нет». Чем больше положительных ответов, тем сильнее эмоциональная неустойчивость.

  1. Если тебя ударят, ты ударишь тоже?
  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

2. Дома одному страшно?

  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

3. Ночью часто просыпаешься?

  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

4. Ты обижаешься сильно, если тебя дразнят?

  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

5. Если ты рисуешь, поешь, а на тебя смотрят, тебе не по себе?

  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

6. Часто болеешь?

  • А. Да – 1 балл.
  • Б. Нет – 0 баллов.

Если один положительный ответ, ребенок эмоционально устойчив и уверен. Если два таких ответы – эмоциональная устойчивость слабее, ребенок сознательно подчиняется, если есть в том нужда. Три положительных ответа – незначительная эмоциональная устойчивость. Четыре-пять «да» свидетельствуют о неустойчивости, ребенку трудно бороться с эмоциями. Шесть ответов «да» – ребенок тревожен, очень раним; эмоциональная неустойчивость высока.

Если больше положительных ответов, то ребенок сангвиник или холерик. Положительных ответов мало – ребенок меланхолик или флегматик.

Сложив информацию, полученную в результате проведения тестов, можно выстроить нужную линию поведения в общении с ребенком.    

ребенок смотрит на часы

Как учитывать темперамент ребенка в воспитании и обучении

Чтобы воспитание принесло плоды, чтобы ребенок освоил навыки и умения, несмотря на «вялый» или «бурный» темперамент, воспитатель должен, учитывая особенности темперамента конкретного воспитанника составить план действий.

Ребенок холерик: характеристика

ребенок холерик

Поскольку холерики не любят сидеть долго на одном месте, им требуется движение, однако такие дети все же настойчивы, и у них есть задатки лидера, воспитатель может кипучую энергию воспитанника направить, к примеру, на развитие каких-либо двигательных навыков. Допустим, занятия в спортивной секции, танцевальной студии – хороший вариант, чтобы ребенок смог получить желаемое: и двигательная активность, и соревновательный момент, и формирование лидерских качеств.

Эти занятия помогут наладить дисциплину, организовать жизнь дошкольника. Сдерживающими бурную энергию ребенка станут спокойные занятия – конструирование, живопись, прикладная деятельность. Воспитывается усидчивость, старательность, ребенок учится доводить дело до конца. Занятия должны проходить под контролем взрослого, поскольку с непоседливостью холерикам трудно бороться.

Ребенок сангвиник: характеристика

ребенок сангвинник

Веселый, жизнерадостный, неугомонный, с прыгающим настроением ребенок сангвинического типа легко переключается с одного дела на другое, он любознателен, но может бросить начатое потому, что вдруг стало неинтересно. Воспитателю нужно научить такого ребенка доводить дело до конца. Хорошо, если ребенок будет заниматься спортом, подвижными видами деятельности – ему нравится быть в движении. А вот «скучные» пазлы или ручной труд не привлекают.

Однако именно эти занятия помогут выработать внимательность, напористость, аккуратность. Спокойные игры приучают к усидчивости, терпеливости, поэтому помимо занятий, развивающих двигательную активность, дети-сангвиники должны уделять время и спокойным играм. На занятиях обязательно должен быть взрослый, помогающий ребенку добиться желанного результата.   

Ребенок меланхолик: характеристика

ребенок меланхолик

Чувствительный меланхолик, который расстраивается из-за пустяка, спортивные игры не любит, не любит соревнований. Однако, включившись в процесс, заражается общим весельем, поэтому не будет лишним научить ребенка включаться в коллективные задания и игры.

Чтобы выработать уверенность у ребенка-меланхолика, ему поручают выполнять поручения, которые совсем не сложные, однако результат заметен всем. Эта общая положительная оценка придает гордости ребенку, у него появляется желание выполнять новые поручения. Поскольку холерики опасаются общения из-за коммуникативного неумения, таким детям нужно помочь общаться со сверстниками.

Ребенок флегматик: характеристика

ребенок флегматик

Рассудительный усидчивый флегматик, предпочитающий спокойные игры, с удовольствием будет ходить на творческие занятия: скульптура, моделирование, конструирование, живопись – все интересно, главное, чтобы процесс был постепенный, без нервирующей флегматиков спешки.

Такие дети в особом контроле не нуждаются. Они, получив задание, будут его выполнять, не отвлекаясь ни на что, пока не добьются результата. Такие дели немногословны, поэтому воспитателю нужно уметь разговорить ребенка, формируя его словарный запас. Это возможно, если ребенок увидит заинтересованность в нем и в том, чем он занимается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Рекомендации психолога

Темперамент и характер вкупе составляют личность человека. Поэтому взрослым важно уметь так выстроить отношения с ребенком, чтобы научить контролировать эмоции и в то же время уметь отстоять свое мнение; познавать новое и уметь грамотно пользоваться полученной информацией; не быть пассивным наблюдателем, а становиться участником и исполнителем, добивающимся успеха.

папа с детьми играет

Родителям

Чтобы ребенок был успешен, необходимо учитывать его особенности темперамента:

  1. Ребенку-сангвинику нужен четкий режим дня, которому он должен следовать. Поскольку интерес у таких детей «скачущий», важно добиться поддержания интереса на каком-то конкретном деле, увлечении и развивать его. Контроль сангвиникам нужен, поэтому взрослый обязан всегда держать руку на пульсе, но ненавязчиво, не подавляя ребенка.
  2. С холериком быть уверенным, свои требования предъявлять без лишних эмоций, обходиться без критики и хвалить, когда ребенок старается добиться результата.
  3. С флегматиком можно позволить эмоции, он не обидится. Однако больше выражать любовь, это ребенку приятно. Флегматику можно и нужно что-либо поручать сделать, но обязательно показывать пример. Учить ребенка отстаивать свое мнение.
  4. Меланхолика надо много и часто хвалить. Можно создать для него «доску почета», где будут демонстрироваться награды, которые получил ребенок, и работы, над которыми он трудился: рисунки, поделки, грамота из детского сада. Так самооценка ребенка повысится. Таких детей критиковать и наказывать опасно, они просто утонут в своей неуверенности и грусти.
воспитатель с детьми

Воспитателям

В группе в детском саду одновременно собираются дети с разными темпераментами. Чтобы организационный процесс не был нарушен, воспитатель должен придерживаться следующих правил:

  1. Стеснительные дети нуждаются в дополнительном подбадривании.
  2. Чересчур энергичные воспитанники не нуждаются в жестком контроле.
  3. Всегда выслушивать жалобы возбужденных детей, выясняя причину такого поведения.
  4. Нельзя критиковать детей, которые выполняют задание медленно.
  5. Медлительных детей стоит заинтересовать каким-либо увлекательным делом.
  6. Проявление эмоций воспитателя недопустимо, однако отстраненность тоже не приветствуется. Воспитатель должен быть со всеми детьми доброжелателен, они должны чувствовать его внимание и участливость.
  7. Нельзя сравнивать воспитанников друг с другом.
  8. Замечания нужно продумывать. Важно, чтобы замечание не сводило на нет достижения ребенка.
  9. В беседе с родителями воспитанника обязательно уделить время особенностям темперамента ребенка, чтобы дома малыш чувствовал себя комфортно, даже если его темперамент и темперамент его родителей не совпадают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В природе не существует чистых сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно типы смешаны, однако один из них все же доминирует. На него и следует обращать внимание педагогам и родителям, занимаясь воспитанием ребенка. Важно помнить, что темперамент – основа для формирующегося характера, становления личности. Каким вырастет человек – зависит прежде всего от его окружения. 

Наталья Белокопытова. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *