Как научить ребенка читать

Современные дети читать не любят. Им гораздо интереснее смотреть ролики в интернете, листать комиксы. Просто мальчиков и девочек не влюбили в чтение, не научили погружаться в мир литературных героев. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги и научился читать? Конечно, родителям придется набраться терпения и вспомнить самих себя в детстве, вспомнить то время, когда первые буквы начинали складываться в первые слоги, а затем в слова. Какой была радость первооткрывателя, как тяжело давались первые победы. И потом можно приступать к обучению. Итак, как же самостоятельно научить ребенка читать?

Как самостоятельно научить ребенка читать

Как научить ребенка читать самому

Современные дети читать не любят. Им гораздо интереснее смотреть ролики в интернете, листать комиксы. Просто мальчиков и девочек не влюбили в чтение, не научили погружаться в мир литературных героев. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги и научился читать? Конечно, родителям придется набраться терпения и вспомнить самих себя в детстве, вспомнить то время, когда первые буквы начинали складываться в первые слоги, а затем в слова. Какой была радость первооткрывателя, как тяжело давались первые победы. И потом можно приступать к обучению.

С какого возраста можно учить ребенка читать

Точный возраст специалисты не называют, поскольку каждый малыш развивается в силу своих физиологических и психологических возможностей. Однако в дошкольный период мальчики и девочки могут освоить эту сложную науку – чтение.

Психологи и педагоги считают, что занятия малышам в трехлетнем возрасте не нужны, они еще не справляются со словами и предложениями, забывают значение некоторых слов, кругозор их ограничен. Лишняя нагрузка ни к чему.

Как и когда можно научить ребенка читать? Пятилеткам и шестилеткам чтение как раз будет по силам. В детском саду для ребят этого возраста проводятся специальные развивающие занятия, где даются азы учебных знаний. Дети старших и подготовительных групп физиологически больше готовы к школе, у них появляется усидчивость, они умеют концентрировать внимание, делать акцент. К тому же в этом возрасте очень сильная мотивация. Однако, чтобы не снизить желание учиться, ни в коем случае нельзя заставлять. Вся наука – в процессе игры.    

Признаки готовности ребенка к чтению

Как научить ребенка читать дома

Как научить ребенка читать самостоятельно в домашних условиях? Сложно это или легко – научить ребенка чтению? Если следовать советам психологов и опытных педагогов, научить читать можно без лишнего труда и нервов. И тогда сам процесс превратится в увлекательное занятие. Зато потом, когда малыш освоит чтение, стоит поощрять его желание почитать: покупкой новых красивых интересных книг, семейными беседами о любимых литературных героях, домашними викторинами и играми с подарками и призами для знатоков. Можно придумать различные формы поддержания интереса к чтению, и родители убедятся, что читающий ученик намного успешнее одноклассников, которые читать не любят.   

Все дети развиваются по-разному. Кто-то не отдает пустышку до трех лет, а кому-то в три-четыре года подавай книжки. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к своим чадам, чтобы понять, пришло ли время учиться чтению:

  1. В речи не короткие слова, а предложения;
  2. Нет затруднения с пониманием слов, которые есть в лексиконе;
  3. Различает звуки;
  4. Не требуются услуги логопеда;
  5. Знает направления: вправо-влево, вниз-вверх.

Данными навыками дети овладевают в детском саду, воспитатели большое внимание уделяют всестороннему развитию воспитанников. Если же сын или дочка не посещает дошкольное учреждение, родителям нужно научить таким вещам своих наследников самостоятельно.

Методики обучения чтению

Как научить ребенка читать: методики

Разнообразных методик множество. Родителям можно выбрать ту, которая, на их взгляд и исходя из возможностей будущего юного книгочея, подходит для процесса обучения.

Подробное описание развивающих методик для детей дошкольного возраста вы можете увидеть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Фонематический метод – слоговое чтение

Как научить ребенка читать традиционным способом – с помощью букваря. Красочные картинки с буквами познакомят малыша с азбукой, малыш выучит алфавит, узнает, как произносится каждая буква, какой у нее звук. Потом начнется процесс складывания звуков в слоги. А из слогов родятся слова. Однако учиться таким образом некоторым малышам сложно, ведь занятия требуют концентрации внимания и усидчивости, а попробуй-ка усадить непоседливого игруна.

Как научить ребенка читать букварь Жуковой

По мнению мам и пап, самым понятным для детей является букварь, подготовленный Надеждой Жуковой. Просто и доходчиво автор растолкует малышу правила сочетания звуков, как из букв сложить слог, а затем и слово. 

Кубики Зайцева

Как научить ребенка читать кубики Зайцева

Как научить ребенка читать с помощью кубиков Николая Зайцева? Довольно популярная методика, когда в процессе игры идет знакомство с буквами и слогами. Кубики Н. Зайцева помогут понять отличие глухих звуков от звонких. Так, если на кубике изображены глухие согласные, то сам кубик – с деревянной начинкой. А вот звонкие согласные нарисованы на кубиках с металлическим нутром. Следуя данной методике, проще объяснить твердый и мягкий склады. Кубики различаются по размеру, что позволяет малышам, благодаря зрительному восприятию, оценивать, какой перед ними склад. Складовое чтение помогает научиться читать довольно быстро, однако, как утверждают учителя начальных классов, нередко при неправильном следовании методике обучаемый проглатывает окончания слов. Подробнее про методику Н. Зайцева вы сможете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Карточки Домана (чтение целыми словами)

Американец Гленн Доман в свое время представил миру способ обучения чтению не по слогам, а читая слово целиком. На каждой карточке – слово. Эту карточку показывают малышу и одновременно четко проговаривают слово. Уже на первых уроках можно показывать до 15 карточек. Слова, конечно, берутся самые простые и доступные для понимания. Через некоторый период времени, когда слова врезались в детскую память, начинают предлагать для изучения словосочетания: прилагательное плюс существительное.

Автор утверждает, что работать с карточками малыши способны с самого младшего возраста. И категорично заявляет, что экзамены – сколько карточек запомнил малыш – проводить запрещается, потому что будущий гений из-за придирчивых проверок потеряет тягу к новым знаниям.    

Методика М.Монтессори

Этот процесс обучения интересен тем, что сначала – изучение написания букв, а уже потом чтение. Автору методики в логике не отказать: все дети – художники, им интересно обводить, раскрашивать. Если предложить занимательные картинки с начертаниями букв, малыш, заштриховывая их, запомнит написание. Кроме того, большое внимание уделяется тактильным ощущениям: буквы могут быть вырезаны из бумаги различной гладкости или шероховатости.

Монтессори - как научить ребенка читать и писать

Используются также сыпучие материалы. Кроха сам, глядя на букву, пробует повторить ее написание, водя пальцем на песке, манке. Самое главное, на чем настаивает автор, не должно быть принуждения к обучению. Только игра, только искреннее желание поможет освоить такое трудное дело – чтение.  

Книги по скорочтению для детей

Скорочтение считается уникальной методикой. Она доступна для подготовки дошкольника в возрасте от трех до семи лет к первому классу. Есть программы, которыми способны овладеть только дети постарше – с 10 лет, есть разработки для взрослых.

Если говорить о будущих первоклассниках, то для них подойдут следующие две книги:

«Скорочтение для детей», Шамиль Ахмадуллин

«Скорочтение для детей», Шамиль Ахмадуллин

Книга детского психолога, разработавшего собственные методики для развития умения быстро читать с пониманием прочитанного и развития памяти у детей. Данная литература рассчитана на детей 6-10 лет и их родителей. В книге есть часть, предназначенная для мам и пап, в которой объясняется, как научить детей быстро читать и понимать прочитанное, правильно распоряжаться своей памятью и вниманием.

Далее предложен тренинг с красочными иллюстрациями и пояснениями к каждому заданию. Занятия нужно проводить ежедневно, по полчаса. Здесь много интересных и полезных упражнений, игровых лабиринтов и других занимательных игр-задач. После преодоления всех заданий предлагается тест. По словам родителей, использовавших методику Шамиля Ахмадуллина, такие занятия дают хороший эффект.

«Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше», Гюзель Абдулова

Скорочтение для детей. Абдулова

Автор – руководитель центра интеллектуальных технологий – доступно объясняет родителям, почему их дети плохо читают и как решить эту проблему. Можно узнать: что такое эффективное чтение, какие секреты таит память, что нужно знать о мышлении. Также рассказывается о правильной мотивации, о психологических барьерах, которые нужно преодолеть, а также приводится индивидуальная программа для занятий с детьми и упражнения – более 60 заданий, направленных на формирование навыков скорочтения, его совершенствования. Заниматься с ребенком нужно каждый день от 15 до 30 минут. Задания есть также с игровым уклоном – лабиринты, картинки на внимательность, упражнения на развитие пространственной ориентации и внимания и многие другие. Данная методика также достаточно эффективна, как утверждают опробовавшие ее.

Важные правила обучения чтению

Педагоги настаивают: без выполнения этих требований невозможно достичь положительного результата.

О чем должны помнить родители:
  1. Выбор конкретной методики и следование ей. Если метаться от разработок одного автора к другому, толку не будет.
  2. Сначала учат гласные – А, О, У, Ы, Э. Потом – согласные звонкие – М и Л. Потом учат Ж, Ш, Т, Д и другие глухие и шипящие звуки.
  3. Каждое новое занятие начинается с повторения пройденного материала.
  4. Учить читать слоги, тянув звуки.
  5. Запоминать простые слоги зрительно.
  6. Только после того, как ясен механизм составления слогов, идет изучение слогов, начинающихся с гласной.
  7. После того как все слоги усвоены, можно читать по слогам.
  8. Лучше пусть поет слоги, чем говорит скороговоркой. Только тогда начнется понимание прочитанного.
  9. Даже при чтении сохраняется игра, поэтому нельзя резко исправлять ошибки, торопить.

Какие ошибки допускают родители при обучении ребенка чтению

Нередко родители жалуются, что, несмотря на все старания, ребенок никак не может освоить азбуку и складывать буквы в слова. Однако скорее причина не в ребенке, а в папах и мамах – неумелых педагогах.

Часто на занятиях допускаются следующие ошибки:
  1. Вместо звука произносят букву. Это вызывает сложность понимания.
  2. Неправильное складывание слогов из букв. Если говорят: «Вот буквы – дэ и о и эм. Как вместе? Дом». Это несмышленышу совсем непонятно: как это «дэоэм» превратилось в «дом».
  3. Концентрации малыша хватает от силы на пять-семь минут, если он занят таким серьезным делом как изучение букв и звуков. Если проводить урок дольше, малыш устанет, его мозг будет отказываться воспринимать любую информацию.
  4. Быстрое произношение, не дающее возможности понять некоторые звуки;
  5. Настаивать и требовать – значит отбить желание читать. Но некоторые родители предпочитают такие агрессивные методы.
  6. Торопят прочитать слог. Малыш тянет первый, соображая, какая буква следующая, а мама или папа недовольны, им кажется, что все происходит слишком медленно.

Если исключить эти ошибки из практики, обучение пойдет быстрее и качественнее.

Игры, обучающие чтению дошкольников

Педагоги предлагают для лучшего освоения материала игры, в которых дети легко освоят предложенную программу и научится читать.

Поймать звук

В этой игре предлагается поймать убежавший из сказки звук. Звук самый простой, который есть в знакомых словах. К примеру, звук «м». Мама рассказывает присказку: «Жил-был звук «м». Однажды ему стало скучно, и он убежал из Азбуки. Надо его вернуть! Ведь без звука «м» не будет ни мороженого, ни мячика, ни машинки. А мама? И она исчезнет, ведь в этом слове тоже есть звук «м»!» Потом мама произносит слова, а ребенок, если слышит слово со звуком «м», хлопает в ладоши, словно ловит. Играть в такую игру весело и познавательно.

Как научить ребенка читать игры

Бусы

Нужно нанизать на воображаемую ниточку слова, которые начинаются на конкретную букву. Можно брать слова по темам: цветы, животные, еда, игрушки и прочее. Это упражнение позволит запомнить букву и расширить словарный запас малыша.

Игра в слоги

Как научить ребенка читать игры

Сколько слогов в слове? Это можно поняв, протянув гласные и хлопнув при этом в ладоши. Так можно научиться определять, сколько слогов в слове.

Большой и маленький

Эта игра поможет понять, какие звуки твердые, а какие мягкие. Мама рассказывает историю: «Летели два шарика, большой и маленький. И вдруг лопнули. Из большого шарика струйка воздуха – С-С-С, из маленького – С-С-Сь». Предложить повторить звуки.

Паровозик

Эта игра поможет сообразить, как из букв собираются слова. Нужно изготовить картонный яркий паровозик, который идет от одной станции-буквы к другой станции-букве. Когда паровозик приходит к станции, буква «прыгает» в его вагон. Получается слог. Маленький ученик будет охотно читать получившиеся слоги. Когда научится складывать слоги, можно переходить к чтению слов. 

Читайте также: Детские стихи для развития речи

Сопутствующие упражнения для развития умения читать

Интересные упражнения помогут детям получить удовольствие от чтения. Вот некоторые, которые используют педагоги:

  1. Путаница. Слово нужно написать так, чтобы все буквы перепутались. Нужно переставить буквы правильно.
  2. Прятки с буквами. Знает ли малыш, что в слове может быть спрятано другое слово? Конечно, слова нужно подбирать небольшие.
  3. Какая буква нужна. В этом упражнении предлагается вставить букву в слово под картинкой. К примеру, на картинке нарисован кот, внизу есть буквы «К» и «»Т», а между ними промежуток, куда нужно поставить нужную букву. Буквы могут быть вырезаны из бумаги, а также можно просто вписать нужную букву-потеряшку. Это упражнение позволяет понять прочитанное.
  4. Найти конец слова. Предлагаются карточки, на которых написаны начало слова и конец слова: «само», «лет», «моло», «ко», «пету», «шок» и другие. Маленький умник должен отыскать конец слова и соединить его с началом. Можно использовать слова конкретно по теме: «транспорт», «еда», «одежда» и прочее.
  5. Чтение с конца. Предлагают прочитать слово не с начала, а с конца. Речь идет о длинных словах. К примеру, слово «мастерит» делят на слоги: мас-те-рит. Сначала маленькому исследователю дают карточку с последним слогом, потом с последним и предпоследним слогом, а уже потом все слоги по порядку. Подобное упражнение помогает научиться читать сложные слова, не проглатывать окончание и не домысливать слово по первым слогам.

Есть немало других интересных упражнений, которые родители могут взять на вооружение.

Как развивать интерес ребенка к чтению

Что делают умные родители:
  1. В свободное время берут в руки томик, а не смотрят сериал;
  2. Устраивают чтения вслух и обсуждают прочитанное;
  3. Начинают обучение с самого простого;
  4. Играют с ребенком «в вывески»: гуляя по городу, читают вместе названия на вывесках магазинов, афиши и прочую наружную рекламу;
  5. Вместе с ребенком раскладывают кубики с буквами, составляя слова;
  6. В любой подходящий момент – в очереди, в ожидании приема к доктору, в транспорте – достают книгу, желательно с красочными иллюстрациями, и предлагают интересно провести время ожидания;
  7. Используют уже знакомые литературные персонажи для поддержания интереса к чтению;
  8. Глупо заставлять учиться через силу, все равно знаний не будет – считают умные родители. Важно заинтересовать, а не принуждать.

Такой подход гораздо благоразумнее и дает хорошие результаты. Обучение идет с охотой.

Читайте также: Развитие речи у детей раннего возраста

Должен ли ребенок читать, придя в школу: мнение психологов и учителей

С одной стороны, дети идут в школу затем, чтобы учиться, однако современная программа выстроена так, что если первоклассник «плавает» в буквах и слогах, не может соединить их между собой, то учение ему будет даваться значительно тяжелее, чем знающим азбуку сверстникам. Поэтому уже в детском саду на развивающих занятиях уделяется внимание изучению звукам и буквам, свои первые книжки малыши начинают осваивать в детском саду.

По мнению психологов, первоклассник будет успешнее, если у него сформирован неплохой словарный запас и есть самые простые навыки чтения:

  • умеет читать короткий текст;
  • знает, как пишутся буквы;
  • сам может написать буквы;
  • не имеет логопедических проблем;
  • находит в слове звуки;
  • может сказать, сколько звуков в коротком слове;
  • может назвать, какой по счету конкретный звук в слове;
  • знает, что такое единственное и множественное число;
  • знает, что такое женский и мужской род;
  • разбирается, что такое живое и неживое;
  • понимает, чем отличаются согласные от гласных,
  • умеет по картинке рассказывать историю;
  • обобщает предметы;
  • составляет из нескольких слов предложение,
  • отгадывает загадки,
  • запоминает и рассказывает стихи. 
Наталья
Наталья
Автор
Задать вопрос
Сложно это или легко – научить ребенка чтению? Если следовать советам психологов и опытных педагогов, научить читать можно без лишнего труда и нервов. И тогда сам процесс превратится в увлекательное занятие. Зато потом, когда малыш освоит чтение, стоит поощрять его желание почитать: покупкой новых красивых интересных книг, семейными беседами о любимых литературных героях, домашними викторинами и играми с подарками и призами для знатоков. Можно придумать различные формы поддержания интереса к чтению, и родители убедятся, что читающий ученик намного успешнее одноклассников, которые читать не любят.

Читайте также статью: Как подготовить ребенка к школе

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий