История детства: лекция

В разные времена истории к детям относились по разному. Созданы целые теории.

История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд деМос

Американский психолог – исследователь по имени Ллойд деМос который родился в 1931 году создал психокультурную теорию «Психоистория».

Ллойд деМо́c (варианты написания фамилии — Демосде Мозде Мос и др. (Википедия)

Психокультурная теория Ллойда деМоса

В своих работах по истории детства деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие:

Википедия:

Инфатицидная (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении
Бросающая/отстранённая (IV — XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам
Амбивалентная (XIV — XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний
Навязчивая/принудительная (XVIII век) — характеризуется началом понимания потребностей ребёнка
Социализирующая (XIX — первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования
Помогающая (с середины XX века) — характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми

Лекция: «Развитие детей до года по месяцам«

Детство как культурологический феномен: лекция

Конспект по педагогической психологии лекция № 1 « Детство, как культурологический феномен». Автор лекции Наталья Барложецкая.

Это психогенная история заключалась в том, как менялось отношение к ребенку в обществе в процессе эволюционного развития. Всю предшествующую теорию Ллойд деМос разделил на шесть этапов.

Читайте статью: «Чем кормить ребенка«

Инфантицизм (детоубийство)

Первый этап. Инфантицизм (Детоубийство) – ценность ребенка была не очень высокой. Великие философы того периода говорили: « Смерть ребенка нужно переносить спокойно», «Разумно добить слабых и уродливых младенцев», «Ребенок это собственность без души и без прав».

Никола Пуссен "Избиение младенцев"
Никола Пуссен «Избиение младенцев»

Пример: в раскопках были найдены записи судебных разбирательств, в которых родители одной девочки занимающейся проституцией, погибшла от рук клиента-насильника. Родители этого ребенка требовали компенсацию о лишении средства дохода. Другим способом насильника — убийцу наказать было невозможно.

Нравственность и жалость по отношению к детям отсутствовала совсем. Регуляция деторождения отсутствовала, населенность была большая и то, что погибали и умирали дети, никто не жалел.

Лекция: » Физическое развитие детей раннего возраста «

Оставляющий стиль

Начиная с 4 века н.э произошел переход в другой этап — оставляющий стиль. Детей оставляли, но не убивали как ранее в первом периоде «Детоубийства».

В период воспитания ребенок не оставался в семье, его оставляли третьим лицам ( в монастырь, кормилицам). Вскармливание было посторонними женщинами. Многие поколения были воспитаны и выращены без материнского тепла и заботы. Этот период длился достаточно долго. Воспитание заключалось в безропотном подчинении.

Образование передавалось от одного человека к другому напрямую, во время труда. Предпочтительней было, если ребенка отдавали в другой дом ремесленникам. Медицина была на низком уровне, смертность не регулировалась совсем. Вспыхивали эпидемии чумы, холеры и т.д. Рождалось очень большое количество детей с большими физическими недостатками, но их, по крайней мере, оставляли жить.

В 442 году н.э на визунском (предположительно) сборе произошло обсуждение: «Какую позицию играет ребенок в истории». Был издан Указ об оставленных детях на улице. Их передавали на взращивание в церкви, монастыри.

Лекция: » Уход за новорожденным ребенком «

Амбивалентный стиль воспитания

Ценность ребенка в третьем периоде резко возрастает. Так как от эпидемий умерло большое количество людей, здоровых детей становится все меньше и меньше.

Пример воспитания ребенка в данном периоде можно представить так: глыба мрамора это ребенок. Тот, кто воспитывает этого ребенка, может убрать все плохое из маленького ребенка, «обработать» глыбу, вычленить все самое хорошее, что есть в ребенке. Поэтому воспитывать розгами и ремнем было типично для этого периода.

наказание детей

В странах западной Европы умирало примерно одна треть новорожденных детей, поэтому ценность детей, которые оставались жить, была действительно высока. К 20 годам жизни доживало только 50 % людей. Средняя продолжительность жизни была около 45 лет. Ценность ребенка начала заметно расти. В этот период признают, что в ребенке есть душа.

В амбивалентный период возникает еще одна интересная вещь: в 778 году в Милане был открыт приют для брошенных детей.

приют для брошенных детей

Дети не могли жаловаться на своих родителей, тем более покушаться на их жизнь. Если такое происходило, детей убивали. В то время это было обычно. Петр первый изменил это обстоятельство, он вводит наказание за убийство ребенка.

Лекция: » Физиологические особенности новорожденного ребенка «

Навязчивый стиль воспитания

Четвертый период характеризуется как «Белый лист бумаги» — навязчивый стиль. В этот период живет представитель сентиментализма Жан Жак Руссо. Он относится к тому типу людей, которые совершенно по другому смотрят на мир.

Ребенок, наконец, то остается в семье, его ценность растет. Огромное количество людей начинает заниматься воспитанием ребенка. Ребенок признается в самом начале практически ангелом, но оказывается, он проявляет свои чувства, свои собственные черты характера, не понятно, откуда взявшиеся.

Лекция: » Шкала Апгар для новорожденных «

Люди того периода отчаивались, опускали руки, поэтому возникало еще одно течение, когда люди отказывались иметь детей вообще. В этот период регулировалось не только поведение, но и абсолютно все. Родитель был погружен полностью в мир своего ребенка и пытался в нем что- либо сделать по-своему. Он считал, что все, что заложено в ребенке, это «Плод его стараний».

В дореволюционное время мальчики и девочки воспитывались по отдельности. Роль женщины была абсолютно понятной. Она не должна была читать «тяжелые» книги, от этого можно было заболеть, это не поощрялось. Ее дело было хорошо изучать этикет, домоводство, музицировать, учиться танцевать, учиться вести непринужденную беседу.

воспитание девочек

Мужчинам отводилась иная роль, более интеллектуального развития. Мальчики должны были уметь знать политику и влиять на развитие государства.

Лекция: Профессиональный стандарт «Няня»

Социализирующий стиль

Пятый этап (19 век – начало 20 века) — это социализирующий стиль. Основная цель человека: успешная социализация в обществе. Воспитание и развитие на данном этапе построено так, чтобы ребенок ощущал себя успешным в этом обществе. И необходимо старшему поколению передать подрастающему весь запас знаний, умений и навыков, накопленных человечеством.

советская школа

Таким образом, родители решали вопрос социализации. Детей как можно раньше отдавали в учебные заведения. Социализирующий стиль поставил цель: достижение жизненного успеха у ребенка. Воспитание становится процессом зубрежки и тренировки навыков ребенка.

Лекция: » СанПиН для детских садов «

Помогающий стиль

Шестой этап (20 век и далее) — помогающий стиль. Ллойд деМос говорил об этом стиле, что невероятный темп развития приводит к тому, что родители начинают учиться у своих детей. На данном периоде родители могут дать детям только то, что знают сами, свой собственный опыт. В этом этапе сравнение ребенка происходит не с другими, а с самими собой. Динамика развития происходит только внутри самого себя. Последний этап направлен на личностно — ориентированный подход.

Личностно-ориентированное обучение

Каким образом будут относиться к детям? Какой этап развития отношения к детям будет далее? Данные этапы выделенные деМосом помогают студентам в изучении истории отношений к ребенку на протяжении всей истории детства, помогают разобраться в этом.

Лекция: «Развитие ребенка по Никитиным «

Задание для слушателей

Изучите лекцию и заполните таблицу:

Название этаповВремяОписание
….

В нашем обществе можно наблюдать все стили отношения к ребенку. Стиль «Детоубийства» мы видим в криминальных хрониках, где детей находят в мусорных баках и т.д Оставляющий стиль — детей отдают и подбрасывают в детдома. Навязчивый стиль наблюдается в семьях, в которых ребенку уже заранее расписана его роль, будущая профессия родителями. Социализирующий стиль — это стиль в котором есть мы сейчас, наше общество. И помогающий стиль — то к чему мы стремимся.

Наталья Белокопытова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.