Формирование личности у детей раннего возраста

Формирование личности закладывается в раннем детстве.В этот возрастной период у детей формируются нравственные формы, нормы поведения, а также понимание себя как личности. Данные сведения ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками.

Ребенок копирует поведение своих родителей, а также педагогов, так как больше всего времени ребенок проводит с данными людьми.

Формирование личности у детей

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Введение

Актуальность: Формирование личности у детей, тема, которая является очень актуальной в современном мире. Профессиональная няня должна знать, какие формы и методы воспитания могут помочь дошкольникам в формировании их личностных качеств.

Проблема: многие специалисты, работающие с детьми, даже не предполагают или не осознают, что формирование личности начинается у ребенка с самого рождения. И профессиональной няне нужно знать — как избегать травмирующих ситуаций и способствовать становлению личностных качеств ребенка.

Объект исследования: дети раннего возраста.

Предмет исследования: способы и формы воспитательного развития детей, способствующих формированию положительных личностных качеств.

Цель: изучить способы и формы развития детей раннего возраста как предпосылки формирования личности.

Задачи:

1) Изучить и описать теорию развития детей раннего возраста и формирования личности.

2) Рассмотреть методы формирования личности и сформировать методическую копилку работника по уходу и воспитанию ребенка по заданной теме.

Методы исследования: методы эмпирического уровня; экспериментально-теоретического уровня; теоретического уровня.

Научная новизна исследования: в разных источниках уже существуют и накоплены принципы развития детей раннего возраста и формирования в них положительных личностных качеств. В нашей работе мы постараемся их обобщить, классифицировать и выделить главные постулаты для самостоятельного использования на практике.

Характеристика основных источников информации: в ходе своей работы в большей мере были использованы источники Интернета, так как там содержится больше нужной и доступной информации. Специфике развития детей раннего детства посвящены научные труды Льва Семеновича Выготского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича  Сухомлинского и многих других (Оверчук Т.И., 2003).

Формирование личности у детей исследователи

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Формирование личности у детей понятия

Психология развития детей раннего возраста

Формирование личности у детей. Особенностями развития детей раннего возраста начали заниматься ещё в древние времена. Но только в начале 20-го века педагогика раннего возраста стала самостоятельной областью знаний. Возникновение данной отрасли тесно согласовано с процессом изучения теоретических и практических аспектов семейного и социального развития детей. В Российской Федерации большую роль играло мнение общественности, на государственный устрой. Социум осознавал нравственные ценности, основываясь на достижении определенных целей и задач. Поэтому педагогика раннего детства как отдельное звено в России взяла начало только в 20-м веке (Аксарина Н.М., 2007).

Оказавшись в центре внимания, в педагогике раннего возраста обосновался целый ряд психологов, учёных, общественных деятелей, философов, которые вложили огромную ценность в её процветание. Специфике изменений детей раннего детства посвящены научные труды Л.С. Выгодского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.М. Бехтерева, А.С. Симонович и многих других (Оверчук Т.И., 2003).

Главную роль в решении проблемы развития и воспитания ребенка в раннем возрасте играет психофизиологическая составляющая. Психика детей в данном периоде жизни неустойчива и подвергается влиянию со стороны окружения.

После первого года жизни наступает период стабильного раннего детства, который начинается с возраста 1 года и заканчивается кризисом 3-х лет. В данный период у ребёнка выявляется ряд особенностей. Психическое развитие взаимосвязано с физическим, проявляется высокая эмоциональность и чувствительность, каждое «чадо» выражает свою индивидуальную скорость в развитие, а также способность к обучению (Штерн В., 2005).

По завершению первого года жизни социальная обстановка в развитие ребенка изменяется. В его жизни появляется взрослый. На данный момент ребенок приобретает самостоятельность и независимость, но в ограниченных пределах. Речь детей многозначна, обращена к собеседнику и не имеет обычного значения. Чтобы решить несоответствие в недопонимании ребенка, главным достижением в данном возрасте является развитие речи, как способ общения в системе родители-ребенок-социум, понимания и управления собой (Аксарина Н.М., 2007). 

Аксарина Н.М. личностное развитие детей

Формирование личности у детей. В научном труде Н.В. Аксариной (2007) указано, что в действиях младенца, которые совершаются с разными предметами, как будто находится взрослый человек. Операции осуществляются с помощью проектирования предметов, с которыми ребенок взаимодействует. Это событие, как правило, проявляется в конце младенческого этапа. Самостоятельно управляя объектами и понимая материальные свойства, ребенок не способен обнаружить их предназначение (Аксарина Н.В., 2007).

Чтобы решить данное противоречие, а именно совместную деятельность с взрослыми людьми, заключающаяся в усвоении способов применения (осознания назначения) объектов, которые обнаружил ребенок впервые, необходимо построить совершенно новое общественное положение (ситуацию) развития детей. Данное положение развития в раннем детстве складывается как система «ребенок-предмет-взрослый».

Применение социальной ситуации необходимо для того, чтобы у детей манипуляции с предметами стали их достоянием. Для этого взрослый должен стать образцом взаимодействия с предметами, а ребенку позволить выполнять манипуляции с этим же объектом индивидуально. Таким образом, социальная ситуация перерастает в новый тип деятельности – предметный, который направлен на активное усвоение социально разработанных способов действия с объектами, являющееся основным новообразованием раннего возраста. В этом типе деятельности у ребенка формируется речь, самостоятельная ходьба, наглядно-действенное мышление, обозначение предметов (вещей) происходит со смыслом, восприятие мира категориально предназначение (Аксарина Н.В., 2007).

Изучая общие психологические характеристики раннего возраста, Л.С. Выготский отметил ряд особенностей. Во-первых, детей раннего возраста не привлекает ничего за пределами сложившейся ситуации. Это поведение складывается под воздействием следующих факторов: близкой связью сенсорных и эмоциональных отношений, возникновением цельности сенсорных и моторных функций. В результате складывается такая система сознания, когда восприятие предмета тесно связано с действием, что и определяет поведение ребенка. На данном этапе развития внимание, мышление, память работают воедино. Во-вторых, главной психической функцией является восприятие. Память работает как активное восприятие – узнавание, мышление проявляется как наглядно-действенное, эмоции обнаруживаются в момент восприятия предметов, к которым ребенок их направляет воедино (Выготский Л.С., 2006).

развитие личности ребенка по Выготскому

Формирование личности у детей. Основным новообразованием возраста является возникновение сознания у ребенка собственного «Я». Оно возникает к 3-м годам. Ребенок начинает самостоятельно выполнять действия (например, сам кушает). Самостоятельное передвижение расширяет доступ к познанию мира (изучение новых объектов, вещей, мест), возможности манипулировать с объектами (Алямовская В.Г., 1999).

Как мы уже выяснили, в раннем детстве манипулятивная деятельность сменяется предметной деятельностью.  Развитие деятельности с объектами проходит поэтапно. И лишь на 2-м году жизни дети начинают осваивать действия с предметами осознавая их назначение (Аксарина Н.В., 2007).

Чтобы смысл вещей открылся ребенку, как правило, необходимо обучение со стороны взрослых. В этом главную роль играет речь. Теперь слова взрослого не просто привлекают внимание детей, но и наводят на действия. Таким образом, через слова взрослого передается опыт действий (определенное значение предметов). Например, собирает песок совочком в ведро, вытирает руки полотенцем и другое (Герасимова А.С., 2004).

В научном труде Д.Б. Эльконин (1961) выделил три фазы развития предметного действия. Первая фаза –  с объектами совершаются любые действия, известные ребенку. Вторая фаза –  предмет употребляется по своему назначению. Третья фаза – происходит «возврат» к предмету (свободное употребление объекта) (Эльконин Д.Б., 1961).

Благодаря приобретению навыков, в раннем детстве происходит формирование интеллектуальной деятельности, овладение правилами поведения в социуме. Таким образом, умственный процесс у детей раннего возраста состоит из понимания (как правило, предметное) и интеллектуальных операций. Ребенок начинает усваивать свойства окружающих вещей, улавливать взаимодействие между предметами.  Все эти операции создают предпосылку для будущего интеллектуального развития (В.Г. Алямовская, 1999). 

Дети 2-х летнего возраста ещё не могут точно определять особенности знакомых вещей (форму, цвет, величину), а сами предметы узнают лишь по совокупности признаков, встречающихся раньше. Таким образом, дети овладевают зрительными операциями, которые помогают определять особенности вещей. К возрасту 2,5-3 лет становится под силу зрительный выбор того или иного предмета по модели (сначала по форме, затем по величине, позже по цвету). Уже к 3-м годам дети более старательно изучают новый объект (И.Ю. Кулагина, 2005).

Наравне со зрительным восприятием, развивается слуховое (восприятие речи). От принятия нерасчлененных фраз постепенно переходит осознание их звукового состава (Н.М. Аксарина, 2007). 

В работе И.Ю. Кулагиной (2005) указано, что в процессе игры у ребенка развивается воображение. Например, по рассказу взрослого, по картине, дети могут представлять действия, предметы. Воображение возникает непроизвольно, под воздействием интереса к среде обитания. В играх дети отображают знакомые ситуации. В раннем детстве «дошколята» лучше осваивают, те действия, которые совершают самостоятельно (И.Ю. Кулагина, 2005).

Формирование личности у детей раннего возраста

Формирование личности у детей. Основным видом мышления в раннем детстве оказывается наглядно-действенное. В развитие мышления, главную роль играет переход от существующих связей (показанных взрослыми) к их установлению.  Одним из значительных достижений ребенка раннего возраста является знаково-символическая работа осознания. Ребенок впервые понимает, что одни и те же действия, объекты можно применять для обозначения других. Это овладение берет начало в раннем детстве и заканчивается во взрослости. Знаковая функция во многом определяет интеллектуально-социальное развитие детей (учиться, общаться) (Г.Г. Григорьева, 2003).

Также в раннем возрасте появляются задатки игры, в которой ребенок принимает на себя роль взрослого. Осознание роли образуется в два года, когда ребенок сознательно может назвать себя собственным именем, а потом применить имя другого человека (М.О. Браткова, 2010).

В работе В.С. Брехнева (2000) установлено, что к концу 2-го года дети начинают усваивать изобразительную функцию рисования, т.е. в собственных «каракулях» находят сходные черты с реальными предметами. К 3-м годам появляются собственные персонажи (В.С. Брехнева, 2000).

Дети в раннем возрасте проявляют активное познание собственной персоны. Уже в год ребенок может указать, где какие части тела находятся, но узнать себя в зеркале ещё не может. Только к 3-м годам дети начинают воспринимать себя в зеркале, появляются первые переодевания, гримасы. Только в три года ребенок начинает всеми способами подтверждать собственное «Я» (В.Г. Алямовская, 1999).

С 3-х летним возрастом связан очень важный элемент самопознания. Именно на данном этапе ребенок воспринимает себя как отдельный субъект, который проявляет свои желания, чувства, возможности. Главный тезис этого возраста «Я сам». Общение ребенка с взрослым формируется как внеситуативно-познавательное. Общение протекает на фоне практического взаимодействия, т.е. удовлетворяются познавательные, личностные, деловые мотивы (М.И. Лисина, 1986).

М.И. Лисина развитие межличностных отношений

Формирование личности у детей. Уже в период от 1,5-3 лет, дети осознают, что одежда, игрушки должны быть чистыми, целыми, сам ребенок умытым, причесанным, поддерживать порядок в том месте, где находится. Также дети усваивают элементарные нормы поведения в сложившейся ситуации. Т.о. у детей складывается понимание о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя (Л.Д. Павлова, 2000).

Смотрите также работы:

Кризис 3-х лет как главный этап в развитие ребёнка

Границей между ранним и дошкольным возрастом, является кризис 3-х лет. Кризис 3-х лет Д.Б. Эльконин (1989) выделял, как «большой кризис» – кризис эмансипации — один из самых сложных этапов в жизни каждого ребёнка (Эльконин Д.Б., 1989). В данный период прослеживается разрушение сложившейся системы общественных отношений, становление потребности в установке собственного «Я». У детей начинает формироваться характер, потребности, эмоциональная сфера (обида, гордость и т.п.), фундамент самопознания (пол, имя). Дети выражают самостоятельность и заявляют, «Я сам» (Эльконин Д.Б., 1989, Тухужева Л.А. с соавт., 2018).

кризис личности у детей 3 лет

Формирование личности у детей. Основной причиной возникновения кризиса считается формирование разногласий между желаниями и потребностями ребенка. Дети хотят выполнять все действия самостоятельно, без посторонней помощи. Таким образом, начинают закладываться предпосылки для формирования личности. Поэтому кризис 3-х лет именуют, как период логического явления личностного развития (Эльконин Д.Б., 1989).

Данный период принято относить к переломному возрасту, так как считается, что на протяжение всего нескольких месяцев в значительной степени меняется поведение ребенка и его отношение к окружающим людям. По мнению американского психолога Э. Эриксона, именно этот возраст охватывает формирование воли, независимости и самостоятельности (Тухужева Л.А. с соавт., 2018).

Первичными симптомами кризиса считаются: особый интерес к своему изображению в зеркале, дети начинают интересоваться своей внешностью, заботиться о продуктивности выполнения своих дел, резко реагировать на неудачи в действиях. Первостепенно в проявлении кризиса 3-х лет, многие ученые изучали негативистские реакции в поведении детей. Позже Л.С. Выготский (1984) установил «семизвездье» изученных реакций. К ним относится: негативизм, упрямство, своеволие и своенравие, строптивость, стремление к деспотизму (ревность), протест–бунт, обесценивание. Также к ним добавил невротические реакции (Выготский Л.С., 1984).

Позже психолог Л.И. Божович (2009) акцентировала свое внимание на изучение конструктивной составляющей кризиса. В основе рассматривалось новообразование в речи местоимения «Я», как запуск развития самосознания (Божович Л.И., 2009), собственное действие и осмысление «Я сам» (Э. Эриксон, 2000). Автор Т.В. Гуськова (1988) рассматривала позицию «гордость за достижение», К.Н. Поливанова (2000) «Я действующий». Наиболее системным образованием считается «гордость за достижение», т.к. основывается на 3-х позициях в изменении отношений. В первую очередь к миру объектов. Ребенок хочет достигнуть существенного результата в своей деятельности, проявляя мотивацию на достижение. Для детей становится важным показать свои успехи взрослым. Отношение к себе и взрослым. Ребенок становится ранимым и обидчивым, т.к. начинает осмыслять собственное достоинство в этом мире. Из этого следует, что возникновение кризиса находит существенное преобразование личности детей (Уланова Ю.Ю. с соавт., 2016).

На основе данных научных публикаций, в настоящее время выявлено, что особо остро переживают кризис в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет 2 месяцев (Василенко В.Е. с соавт., 2014). Автор Ю.Ю. Иванова с соавт., (2015) установила, что кризис более ярко выражен у девочек (Иванова Ю.Ю. с соавт., 2015).

Психолог Е.О. Смирнова с соавт., (2002) установили, что основным психологическим показателем развития детей на 3-м году жизни, являются развитие пассивной и активной речи. В данный период речь является средством общения с окружающими его людей (Смирнова Е.О. с соавт., 2002).

Как мы уже выяснили, на этапе кризиса дети становятся неконтролирующими, трудными в воспитании. Это и является залогом в личностном образовании ребенка. Особая значимость в протекании данного периода отводится влиянию факторов семьи, в которых ребенок находится. Данный аспект получил признание во многих зарубежных и отечественных теориях развития детей. Все больше в настоящее время возрастает интерес к изучению направления влияния семьи на психическое развитие детей (Головей Л.А с соавт., 2014, Шавырина А.А., 2012).

В кризисный период, когда психика ребенка еще неустойчива, наиболее уязвима и чувствительна к внешним воздействиям, семья принимает главную роль. Так устанавливается взаимосвязь родительских отношений с ребенком (Головей Л.А. с соавт., 2014).

В настоящее время складывается ситуация, когда большинство семей не получают поддержку системы общественного воспитания ребенка. Таким образом, результативность развития детей во многом зависит от их отношения к самой проблеме воспитания в целом, а также от присутствия в данном процессе обоих родителей. Несомненно, воспитательный процесс будет более результативным лишь в том случае, когда взгляды родителей совпадают и они способны между собой договориться. А также от уровня педагогических знаний, овладения навыками и умениями, общей культуры и активной жизненной позиции всех членов семьи, участвующих в воспитании ребенка (Черкасова О.В., 2014).

Следует отметить, что именно с наступлением кризисных этапов членов семьи, усугубляются и обостряются взаимоотношения между ними. Таким образом, подготовка родителей на период кризиса у ребенка, приобретает особое значение в его воспитании. Родителям необходимо знать все особенности развития ребенка в данный период, начиная от физиологической составляющей и заканчивая психологическим аспектом (Егорова. У.Г., 2016).

При правильном подходе, трудность в воспитании значительно сократится, если своевременно учитывать возможности в образовавшихся формах деятельности и взаимодействии со взрослым. Взрослому, как более осознанному человеку, необходимо идти навстречу своему ребенку и стараться выполнять следующие действия: предоставлять возможность детям самостоятельно выполнять дела, поощрять мотивацию и самостоятельность, просить ребенка о помощи, благодарить за помощь, брать вещи ребенка только с его разрешения, уважать ребенка и относится к нему на равных. Из вышесказанного следует, что кризис пройдет быстрее, если оба родителя будут принимать участие в воспитании ребенка и предоставлять право самостоятельно выполнять действия, с удачами или же с ошибками.

Данный период является трудным не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому необходимо проявлять огромное терпение и участие в психологическом и социальном развитие, детей. Именно родители в период кризиса 3-х лет являются самыми первыми и лучшими воспитателями в преодолении этого этапа в жизни ребенка (Шавырина А.А., 2012).

Формирование личности в раннем возрасте

Формирование личности у детей. Формирование личности закладывается в раннем возрасте. У человека формируются нравственные нормы и формы поведения, а также понимание себя как личности. Данную информацию ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками. Ребенок копирует поведение своих родителей, а также педагогов, так как больше всего времени он проводит с данными людьми.

Микляева Н.В развитие личности ребенка

Родители способствуют формированию личности ребенка на интуитивном уровне: своим поведением, словами, настроением и действиями по отношению к окружающим людям. Они направляют ребенка, разъясняют все его вопросы, анализируют действия и поступки, корректируют те или иные моменты поведения своего ребенка. Полученные сведения, ребенок пытается сопоставить с действиями своих сверстников и дает оценку их поведению. Ребенок начинает хорошо понимать настроение близких ему людей. В такие моменты ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо, оценивая свои и чужие поступки (Микляева Н.В., 2018).

Сознательно управлять своим поведением ребенку в раннем детстве еще очень трудно.  Особенно удержаться от возникшего желания удовлетворить свою потребность или выполнить действие по просьбе взрослого. В коллективе ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам (играет с одним и тем же товарищем и т.п.). Также дети начинают переживать чувства ревности и соперничества. К старшим относятся с благоговением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям добры, проявляют к ним заботу.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности (Коломинский Я.Л. с соавт., 2004).

В дошкольном образовательном учреждении педагоги формируют несколько аспектов в личности ребенка: эстетическое восприятие; оценки и моральные представления; личные мотивы (действия и противодействия); самодисциплину; уверенность в себе и лидерские качества (Микляева Н.В., 2018).

стили воспитания

Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности дошкольника

Формирование личности у детей. Семья выполняет значимые функции, необходимые для жизни каждого человека в социуме. К таким функциям относится: хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, воспитательная, репродуктивная, функция организации досуга. Огромную роль в становлении личности ребенка играет стиль семейного воспитания. Система взаимоотношений ребенка с родителями, в которой ведущую роль выполняют родители, называется семейным воспитанием. На данный момент, существует несколько классификаций стилей семейного воспитания (Кузьмишина Т.Л. с соавт., 2014).

Основной считается модель психолога из Америки Дианы Баумринд, в которой за основу взяты два критерия: степень эмоционального принятия ребенка родителями; степень контроля со стороны родителей. Благодаря данным критериям, выделено четыре стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, индифферентный, либеральный. Рассмотрим каждый из них (см. приложение 1) (Спирева Е.Н. с соавт., 2001).

Нельзя однозначно говорить, что только стиль семейного воспитания оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Формирование личности у детей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Что приготовить ребенку на день рождения

Вывод к 1 главе

Формирование личности у детей. Раннее детство – энергичный период развития детей. Ведущий вид деятельности раннего детства – предметный. Ребенок учится взаимодействовать с предметами. Взрослый играет важную роль в развитии раннего возраста, становясь помощником, примером для своего ребенка. Главным новообразованием возраста считается развитие речи, которая используется как средство общения с окружающими.

На этапе кризиса 3-х лет происходит становление собственного «Я». У детей формируется характер, потребности, эмоциональная сфера, фундамент самопознания, дети выражают самостоятельность. Причиной возникновения кризиса считается формирование разногласий между желаниями и потребностями ребенка. Кризис является основой в формировании ребенка как личности.

Формирование личности закладывается в раннем возрасте. У человека формируются нравственные нормы и формы поведения, а также понимание себя как личности. Данную информацию ребенок получает от семьи, образовательных учреждений, а также в процессе живого общения со своими сверстниками. Ребенок копирует поведение своих родителей, а также педагогов, так как больше всего времени он проводит с данными людьми.

Существует четыре стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, индифферентный, либеральный.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Формирование личности у детей занятия

Методы формирования социально-личностного развития ребенка раннего возраста

Формирование личности у детей. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Ребёнку дошкольного возраста необходима квалифицированная помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Комплексный процесс, в котором ребенок усваивает традиции, ценности, культуру социума, в котором ему предстоит находиться, называется социально-личностным развитием. Такое развитие оказывает положительное взаимодействия ребенка с самим собой, окружающими людьми и миром. Компоненты личности в основном закладываются в первые годы жизни, поэтому семья и дошкольные учреждения играют огромную роль по воспитанию таких качеств. Таким образом, проблема коммуникативно-социального развития является актуальной в современном мире (Мухина В.С., 2006).

         На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения являются открытой развивающейся системой, в состав которой входят разные социальные институты. Чем разнообразней окружающий мир ребенка, тем лучше формируется его самосознание. В процессе взаимодействия с обществом ребенок осваивает нормы, ценности, формирует культуру поведения. И поэтому детским садам важно привлекать дополнительные образовательные ресурсы для воспитания.

Одним из таких ресурсов могут стать библиотеки. В современном обществе у детей заметно снизился интерес к чтению. Поэтому сотрудничество ДОУ с библиотекой является необходимым для развития. Планировать мероприятия на базе библиотеки необходимо в начале года, чтобы учесть важные и интересные темы и памятные даты. Например, можно провести мероприятие по ПДД, познакомить детей с тем или иным писателем.

Вторым ресурсом может быть школа искусств. Обучающиеся этой школы могут в детских садах устраивать концерты, знакомить дошкольников с игрой на музыкальных инструментах, проводить различные конкурсы (например, посвященные Дню матери, Дню защитника Отечества), а также исполнять музыкальные номера.

Также детским садам необходимо сотрудничать со школами, в которых для детсадовцев педагоги могут приготовить экскурсию по школе, занятия, проверяющие готовность к обучению, спортивные мероприятия.

Еще одним ресурсом становится музей. Педагоги могут посещать семинары по работе с детьми. Сотрудники могут проводить занятия на базе ДОУ, подбирая тематику для каждой возрастной группы. Например, «профессия художник», «животные ледникового периода». Знакомят детей с историей родного города, страны. Также можно в конце каждого занятия дать детям задание для закрепления материала.

Неизменным помощников в социально-личностном развитие детей является семья. Именно во взаимодействие с близкими людьми можно достичь высоких результатов в воспитании. Поэтому необходима работа ДОУ с родителями. В работе по социально-личностному развитию детей можно проводить как традиционные, так и нетрадиционные методы воспитания. В первую же очередь к ним относятся досуговые мероприятия, в которых участвуют и дети, и родители. Благодаря мероприятиям, развивается навык в установления контакта со взрослыми. Например, одним из таких форм является военно-патриотическая игра «Зарница». Данная игра направлена на: развитие коммуникативных навыков у детей, культурного общения, творческого потенциала детей и родителей, формирование социального развития у детей, сплочение семьи. Вместе с родителями можно провести ярмарку с песнями, частушками, играми, мероприятие, посвященное ко дню здоровья, в котором основным номером будет флешмоб.

Неотъемлемой формой по личностному развитию дошкольников является проведение «Дня открытых дверей», в которой родители должны быть активными участниками. Перед родителями стоит задача, в проведение утренней зарядке, образовательного процесса. Благодаря такой работе, сближаются родители, дети и воспитателей. У большинства родителей открываются таланты, о которых они не знали. В такой доброжелательной атмосфере родители проявляют интерес к жизни группы, к результатам деятельности детей.

Все вышеперечисленные методы в той или иной мере влияют на социально-личностное развитие детей. Поэтому сотрудникам ДОУ необходимо включать их в образовательный процесс. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности детей, места посещения и их интересы (Мухина В.С., 2006).

Формирование нравственных качеств личности дошкольника

упражнение давайте познакомимся

Формирование личности у детей. Проблема нравственного развития дошкольников является актуальной в современном обществе. Отчуждение человека от культуры приводит к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения, что в свою очередь ведет общество к моральной деградации. Сложившаяся ситуация не дает гарантий, что у родившегося ребенка будут сформированы те или иные нравственные качества.

Вырабатывание нравственных качеств, происходят под воздействием условий жизни, воспитания, обучения, освоения культуры и будет эффективно реализовываться как педагогический процесс, который соответствует нормам морали, как организация всей жизни ребенка, учитывая их физиологические и психологические особенности.

Одна из основных задач воспитания детей в ДОУ – это нравственное. Именно нравственное воспитание является важной для всех программ дошкольного образования, несмотря на это, воспитатели выделяют повышенную агрессивность, жестокость, эмоциональность со стороны детей. Поэтому проблема нравственного развития становится все более актуальной.

По этой причине, необходимо отбирать и рационально использовать методы воспитания нравственных качеств личности. Вопросы по нравственному воспитанию обсуждались во все времена. Многие педагоги, такие как Л.И. Бажович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие считают, что периодом формирования этических норм, нравственности, морали является дошкольный возраст. Накопления знаний о нормах приобретает важное значение. Поэтому возникает необходимость включение в образовательный процесс ДОУ программ по нравственному воспитанию детей. Равным образом, требуется специальная работа воспитателей над пояснением смысла нравственных норм, нравственного отношения к социуму, труду, окружающим людям и самому себе. Следовательно, в воспитании нравственных качеств используются различные методы и средства воспитания (Уледов А.К., 2009).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками

нравственное воспитание дошкольников

Формирование личности у детей. В настоящее время доминирующими направлениями, определяющие содержание нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности (добро, справедливость, гуманизм) во взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Значимо, чтобы нравственное развитие ребенка основывалось не только на усвоение знаний и представлений о правилах поведения, нравственных нормах, привычке придерживаться этих правил, но и постоянном обновлении нравственного опыта во всех отраслях его деятельности.

Одним из главных мотивов межличностного взаимодействия для детей заключается в желание получить похвалу, одобрение со стороны взрослых и сохранить доброжелательные отношения. Другой важный мотив самоутвердиться. Например, сюжетно-ролевых играх, оно осуществляется в руководстве над другими, одержать победу в соревнованиях.

Для осуществления нравственного воспитания дошкольников, необходимо использовать следующие формы организации деятельности детей: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная работа взрослых и детей, а также дополнительное образование детей.

Обучение детей может включать: экскурсии по городу, в музеи, выставки детского творчества, театральные и музыкальные выступления, ситуативные разговоры, игры, викторины, сценки и многое другое.

Формирование духовно-нравственных качеств личности воспитанников ДОУ должно проходить, включая все образовательные области: социализация (развитие патриотических чувств, формирование модели поведения, семейной и гражданской принадлежности), познание (знакомство с историей родного края, праздниками, традициями, приобщения детей к народной культуре), чтение художественной литературы (сказки, басни), физическая культура (народные игры), музыка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Утренняя гимнастик для детей

Многим семьям неизвестно, что именно в раннем детстве происходит полное усвоение образцов поведения социальных норм, моральных ценностей, поэтому семья на данный момент является слабым звеном в формирование нравственного воспитания. Очевидно, что родителям необходима помощь в осознание того, что именно семья должна придерживаться традиций, обычаев и приобщать к ним детей.

Именно семья является важным институтом в воспитании детей, так как большую часть своей жизни ребенок находится в ее окружение и формируется как личность. Все то, что ребенок приобретает в семье, он проявляет в течение всей своей жизни. Ни один институт воспитания не сравнится с институтом семьи (Каирова И.А. с соавт., 2009).

упражнение давайте познакомимься

Методическая копилка работника

Формирование личности у детей. Дошкольники проявляют наглядно-образное мышление и словесно-логическое. У детей неустойчивое внимание, общение со сверстниками товарищеское, самооценка завышенная, игровое побуждение, преобладает самоутверждение. В основе развития дошкольников, важное значение имеет игра. Рассмотрим специфику игры в дошкольном возрасте.

Как правило, игровые моменты имеют групповой характер. Группа может формироваться как на длительный период, так и на короткий. Составление игры происходит по плану, который совместно принимается группой. Продолжительность, сюжет и число игровых действий изменяется в зависимости от возраста детей. По содержанию игра у старших дошкольников направлена на поло-ролевые отношения, которые проявляются в обществе. Неожиданный игровой момент управляется лидером группы. В данном виде могут возникнуть конфликтные ситуации, после которых игра прекращается.

От личностных особенностей каждого ребенка зависит успех игровой деятельности, а именно от ступени развития коммуникативных навыков. Степень социально-психического развития детей зависит от содержания и сюжета игры, ролей, длительности игры, без вмешательства взрослого. Особенность игрового метода определяет среда. Игры бывают с предметами и без, комнатные, уличные, настольные, компьютерные. По виду деятельности игры бывают: умственные (интеллектуальные), физические, социально-психологические и трудовые.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте игровая. В условиях игры дети выполняют действия взрослых, взаимодействуя друг с другом, эмоционально насыщаясь, проживая в момент реальной жизни. В этот период развития у ребенка формируется самопознание (открытие себя) — одно из важных событий на этапе формирования ребенка как личности. Но вокруг есть окружающие тебя люди и надо научиться их слушать, понимать, принимать, слышать их.

Из вышесказанного следует, что развитие коммуникативных навыков общения у детей строится на основе игровых действий. Таким образом, рассмотрим несколько вариантов занятий из программы, направленной на развитие коммуникативных качеств у детей. Основная цель программы заключается в сотрудничестве детей в коллективе (дети, взрослые), направленное на развитие навыков общения, понимание своего эмоционального состояния, распознание чувств социума, а также на поддержание эмоционального фона.

Каждое занятие проходит в три этапа: разминка, основная и заключительная часть. Разминка направленна на: формирование положительного настроя в коллективе, поддержания на протяжение всего занятия доброжелательных отношений между детьми, развития внимательности, положительной самооценки. В разминку входят упражнения на контакт и приветствия. Основная часть выполняет главную роль в ходе занятия. Включает игры, направленные на развитие коммуникативных качеств личности дошкольника. Заключительная часть направлена на закрепление положительных эмоций от проведенного занятия у каждого участника.

Программа разработана для детей 3-4 лет (среднего дошкольного возраста). Включает в себя 8 занятий, по 10-15 минут каждое. Каждое занятие включает новый вид приветствия, а заканчивается одним и тем же прощанием.

упражнение Встаньте те кто

Тренинговые занятия на развитие коммуникативных качеств личности старших дошкольников

Формирование личности у детей.

Занятие №1 «Все мы разные» направленно на развитие внимания к окружающим людям. Цель можно достичь с помощью следующих упражнений. Упражнение 1 «Давайте познакомимся» позволяет детям познакомиться друг с другом, адаптироваться в новой для них среде. Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (рассказывает о себе). Упражнение «Давайте поздороваемся» продолжает знакомство, создаёт психологически простую атмосферу. В начале упражнения рассказывается о разных способах приветствия. Детям предлагается выбрать любой способ. Упражнение «Встаньте все те, кто…» направленно на формирование внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий предлагает встать всем, кто: любит бегать, растения, у кого есть сестра (братья), любит шоколад и т.д. При собственной инициативе, дети могут выполнять роль ведущего. В конце упражнения педагог задает вопросы на внимательность: кто у нас в группе любит цветы; у кого есть младший брат?

Занятие №2 «Пойми меня» развивает умение слушать товарища, внимание к чувствам окружающих. Упражнение «Давайте поздороваемся» создаетпсихологически комфортную атмосферу. Упражнение «Как ты себя чувствуешь?» развивает внимательность, умение чувствовать настроение другого. Каждый ребенок по кругу внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается (не соглашается) со сказанным, дополняет. Упражнение «Портрет самого лучшего друга» направлено на развитие самоанализа. Дети рисуют портрет друга. Затем педагог задает вопросы: кого ты считаешь своим самым лучшим другом; какими качествами обладает этот человек; хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом; что для этого надо делать, как себе вести? Педагог записывает на доске, предложенные детьми действия. В конце проводится анализ занятия: что понравилось на занятие; какое упражнение было самое интересное? Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.

Занятие №3 «Мы одно целое» развивает бережное отношение к людям, умение учитывать интересы окружающих. Упражнение «Давайте поздороваемся» продолжает знакомство. Детям предлагается придумать свой собственный необыкновенный способ приветствия. Упражнение «Художник слова» развивает способность описывать наблюдаемое вокруг, умение выделять важные детали, расширение словарного запаса. Каждый ребенок по очереди задумывает кого–то из группы и начинает рисовать его словесный портрет (внешние и внутренние особенности). Упражнение «Вежливые слова» развивает уважение в общение, навыки пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы. Упражнение «Клеевой дождик» развивает чувства коллектива, снимает эмоциональное и физическое напряжение. Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком», (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д. Анализ занятия: что понравилось на занятии; какое упражнение было самое интересное; какие трудности возникли во время занятия? Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.

упражнение клеевой дождик

Развитие самодисциплины у ребенка раннего возраста

Формирование личности у детей. Многие ученые выделяют самостоятельность как ведущее качество личности. Оно выражается в умение ставить цель, добиваться её любыми способами и ответственно относится к своей деятельности, действовать сознательно и проявлять инициативу.

Данной проблемой занимались такие ученые, как В.Д. Иванова, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Островская и отмечали, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Самостоятельность проявляется как потребность растущего организма детей, которую нужно развивать и поддерживать (Абузярова Л.К., 2004).

Детская самостоятельная развивается в три ступени. На первой ступени ребенок выполняет деятельность в обычных для него условиях без помощи взрослых и напоминаний (сам моет руки, когда его зовут обедать; убирает игрушки по местам). Вторая ступень включает в себя самостоятельность ребенка, использовать привычные способы действий в новых ситуациях (например, Маша, без подсказки взрослых, сама помыла посуду у бабушки). На третьей ступени ребенок самостоятельно определяет действия своим желаниям в тех или иных условиях.

Проявляя самостоятельность дети, руководствуются требованиями взрослых. Ведь старшие передают знания, умения и навыки. Насколько рационально взрослый будет развивать самостоятельность в ребенке, зависит его развитие личности. Если же взрослый лишает активного взаимодействия с окружающим миром, то у ребенка проявляется торможение умственного развития, а также утрачивает желание узнавать что-то новое.

Одним из главных задач в работе с детьми дошкольного возраста сформировать у них навык самообслуживания. Для этого педагог должен организовать самообслуживание так, чтобы все дети принимали участие, постепенно усложняя трудовые задачи. При этом необходимо последовательно учить детей всему, учитывая их действительные способности и упражнять до тех пор, пока сам ребенок не сможет обслужить себя.

Чтобы организовать самообслуживание в жизни ребенка, необходимо четко установить режим. Распорядок дня – это одна из главных привычек, которую нужно формировать с раннего детства (Аксарина Н.М., 2007).

В ДОУ навык самообслуживания у дошкольников формируется различными способами. Метод показа включает в себя подробное объяснение и показ выполнения трудовых действий с участием детей, что развит в них исполнительность и навык самообслуживания. Метод практического действия основывается на постоянном повторение этих действий. Чтобы ребенок смог сам умываться и убирать за собой, сначала нужно научить и показать, как это следует делать. Метод общего напоминания работает, когда уже закреплены навыки выполнения какой-либо из задач самообслуживания. Для этого воспитателю необходимо тщательно контролировать деятельность детей и изменения в ней. Важным является не только показывать упражнение, но и следить за правильностью её выполнения.  Игровой метод повышает заинтересованность детей к самостоятельному использованию игрушек, организации игр с их участием. Метод с использованием художественной литературы вызывает большее желание выполнять тот или иной вид деятельности.

Абузярова Л.К. формирование навыков самостоятельности

Таким образом, огромное значение в формирование навыков самостоятельности играет вся система образовательной деятельности с детьми. Взрослым необходимо доброжелательно относиться к детям, поддерживать и развивать в них эту важную черту личности (Абузярова Л.К., 2004).

Методы развития уверенности в себе и лидерских качеств

Формирование личности у детей. Характер человека формируется всю жизнь. Для формирования уверенного человека, необходимо помнить о таких важных задачах, как любить ребенка просто так, позволить заниматься ему любимым делом, общаться с малышом на интересные темы, поддерживать и уважать детей. И еще одна из главных задач – помочь ребенку приобрести собственные принципы, ценности и научить ставить приоритеты.

Психологи дают советы, чего родителям лучше избегать в воспитании детей. Во-первых, не стоит проявлять излишнюю требовательность. Во-вторых, не нужно постоянно контролировать. В-третьих, не надо давить на ребенка, требуя от него выполнения взрослых задач.

Необходимо научить ребенка видеть позитивные стороны даже в плохой ситуации, то есть учить его оптимизму. Также нужно объяснять, что победы могут сменять поражения и это является нормой. Ведь опыт, который он приобретет в течение жизни, поможет достичь всех поставленных целей.  А также лучше на собственном примере показать, как действительно хорошо быть оптимистом, даже в нелегкой ситуации (Ноговицына С.С., 2009).

Главное качество успешных людей – ценить время. Необходимо научить своего ребенка быть всегда чем-то занятым, даже если он не знает, что ему поделать, вы можете подсказать и найти интересную работу для него. И в скором времени быть занятым станет для ребенка привычкой.

Родители, которые задавались вопросом, как воспитать успешного ребенка, обязательно задумывались над тем, что дети впитывают все, как «губка». Поэтому необходимо начинать воспитание сначала с себя. Также в воспитание нужно вкладывать много сил и проявлять терпение, зато результат будет этого стоить. Дошкольный возраст – это ответственный и главный период в становление и развитие личности ребенка. Важные черты личности детей, их умение работать с информацией и общаться со сверстниками, как раз и закладываются в период дошкольного возраста.

Лидерские качества можно разделить на классификации. Личные качества лидера – это знание своих эмоций, чувств; вера в себя; быть надежным и уметь мотивировать себя. Управленческие и организационные лидерские качества – способность организовать коллектив; суметь создать команду; быть готовым поддержать в трудной ситуации. Психологические и социальные лидерские качества – быть справедливым, коммуникативным; уметь отстаивать интересы коллектива. Таким образом, существует множество точек зрения того, какими качествами должен обладать лидер. Ведь лидер может столкнуться с различными проблемами и поэтому для их решения нужно иметь огромный спектр лидерских качеств, который поможет получить желаемый результат.

Формирование лидерских качеств является сложным и трудным процессом организации лидерских качеств ребенка, ведь она требует огромных усилий субъектов этого процесса, а также необходимо определить роль и место каждого из них. Рассмотрим основные условия воспитания лидерских качеств у дошкольников в ДОУ, которые при реализации данного процесса, будут происходить эффективнее.

Первое – формирование у дошкольников качеств, присущих лидеру: организаторских, управленческих, выработка умения сплотить группу, поставить цели, задачи. Лидеру группы необходимо тесно взаимодействовать с окружением. Для этого требуется умение владеть ситуацией, принимать решения, брать ответственность, быть авторитетом, прислушиваться к интересам группы. В итоге, лидер должен не только вести за собой людей, но и владеть качествами, присущими ему.

Второе – учет и анализ окружения. Окружение отбирается по профессиональным признакам. Важное качество окружения – преданность, а также взаимопонимание, интерес к деятельности, доверие, уверенность, устойчивость и другие. Группа должна обладать творческими, аналитическими способностями, иметь представление об общих делах, своей роли в коллективе. Поэтому лидеру необходимо тщательно подбирать людей в группу. Важный критерий новой лидерской организации – отношения между лидером и коллективом. Как лидер, так и его окружение должны обладать целеустремленностью, ответственностью, пониманием задач, принципиальностью. Эти качества помогают сплотить коллектив.      

Третье – учет реалий современности. Лидеру необходимо шагать в ногу с современностью, чтобы окружение его понимало. Такие лидеры способны эффективно решать проблемы, управлять учебно-воспитательным процессом. Они инициативны, компетентны, целеустремлены. Поэтому воспитателю следует создавать ситуации, способствующие проявлению лидерства.

Лидерский опыт – это опыт социально ответственного поведения, признания, проживания высокой самооценки, значимости в коллективе. Чтобы развить лидерские качества, необходимо каждому ребенку предоставлять возможность осознавать свои права, обязанности, многообразие деятельности, которая направлена на познание, развитие, самореализацию личности, приобретению опыта.

Из вышесказанного следует, что результативное формирование качеств лидера у детей дошкольного возраста осуществляется системным путем передачи психолого-педагогических знаний, а также включением их в лидерскую деятельность. Таким образом, воспитателю необходимо обращать особое внимание к ребенку, создавать условия для формирования активного проявления лидерства в коллективе.

формирования у детей активного проявления лидерства в коллективе

Вывод ко 2 главе

Формирование личности у детей. Социально-личностное развитие оказывает положительное взаимодействие ребенка с самим собой, окружающими людьми и миром. В процессе взаимодействия с обществом ребенок осваивает нормы, ценности, формирует культуру поведения. И поэтому детским садам важно привлекать дополнительные образовательные ресурсы для воспитания, такие как библиотеки, музеи, театры и другие.

Нравственное воспитание является важным в дошкольном образовании. Развитие нравственных качеств, происходят под воздействием условий жизни, воспитания, обучения, освоения культуры. Таким образом, в обучение детей необходимо включать экскурсии по городу, выставки детского творчества, театральные и музыкальные выступления, ситуативные разговоры, игры, викторины.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте игровой. В условиях игры дети выполняют действия взрослых, взаимодействуя друг с другом, эмоционально насыщаясь, проживая в момент реальной жизни. Но вокруг есть окружающие люди и детям надо научиться их слушать, понимать, принимать и слышать. Таким образом, принимая участие в игре, дошкольники получат развитие коммуникативных навыков общения.

Самостоятельность у детей формируется на протяжение всей образовательной деятельности. Взрослым необходимо давать возможность осуществлять инициативу в действиях, доброжелательно относиться к детям, поддерживать и развивать в них эту важную черту личности.

Формирование лидерских качеств у детей дошкольного возраста осуществляется системным путем передачи психолого-педагогических знаний, а также включением их в лидерскую деятельность. Воспитателю необходимо создать условия для формирования активного проявления лидерства.

Заключение

Формирование личности у детей. Цель работы заключалась в том, что нужно было изучить способы и формы развития детей раннего возраста как предпосылки формирования личности.

цели и задачи работы

В ходе работы были поставленные такие задачи:

1) Изучить и описать теорию развития детей раннего возраста и формирования личности.

2) Рассмотреть методы формирования личности и сформировать методическую копилку работника по уходу и воспитанию ребенка по заданной теме.

В теоретической части мы выяснили, что дошкольный возраст – это возраст интенсивного всестороннего личностного развития ребенка. Именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми деятельности. Развиваются черты личности (самостоятельность, организованность, целеустремленность, предприимчивость и пр.), формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Многие ученые утверждают, что личность сама должна активно выполнять действия, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, навыками, развить в полном объеме свои способности и личностные свойства и качества, в том числе и лидерские.

А в практической главе мы рассмотрели методы формирования личности, было выявлено: в процессе взаимодействия с обществом, условий жизни, воспитания, обучения, освоения культуры, у детей формируются ценности, нормы, культура поведения. Таким образом, необходимо включать в образовательную деятельность дошкольников дополнительные образовательные ресурсы: музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, дворцы спорта. Разнообразить обучение детей играми, тематическими мероприятиями, викторинами, выставками детского творчества, театральными и музыкальными выступлениями и другими методами. Педагогам ДОУ разработать и внедрить в программу воспитания работу с родителями, как отдельно, так и совместно с детьми. Проводить беседы, игры, тренинги и т.п. Внедрять методы в обучение детей, учитывая их направленность на разностороннее развитие личности каждого ребенка.

Скачать работу

По этой ссылке вы можете скачать выпускную квалификационную работу «Коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания»

Скачать презентацию

Скачать презентацию к выпускной квалификационной работе «Коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания» вы можете ЗДЕСЬ!

Автор статьи: Бугай Кристина Сергеевна, выпускник курса «Профессиональная няня»

Оцените статью
Поделиться с друзьями!
Добавить комментарий