Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Представляем вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе». За последнее время в школе произошли серьезные преобразования, дошкольникам предъявляют всё более высокие требования. Большие трудности у детей 6-7 лет могут возникнуть, когда они столкнуться с систематическими занятиями, снижением двигательной активности и другими, не привычными для них, аспектами школьного обучения. Вследствие этого у ребёнка могут возникнуть: отрицательное отношение к учёбе, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Цель работы

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Целью работы мы  обозначили изучение формирования готовности ребёнка к обучению в школе.

1. Изучить литературу по теме работы.

2. Подобрать инструментарий по формированию готовности ребёнка к школьному обучению.

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Объект и предмет

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Объектом исследования непосредственно стали дети дошкольного возраста.

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Предметом исследования – способы формирования определенного уровня  готовности к школе.

Задачи

Задачи мы решали через наблюдение, анализ литературы, интернет – источников.

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Основные понятия

Теоретической проработкой проблемы готовности к школьному обучению занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. В отечественной психологии теоретическая проработка данной проблемы основана на трудах Льва Семёновича Выготского.

Выготский, Божович

Ею занимались классики детской психологии Лидия Ильинична Божович, Даниил Борисович Эльконин, Леонида Абрамовича Венгера и продолжают заниматься известные современные специалисты, такие как: Нина Иосифовна  Гуткина (кандидат психологических наук) и др.

Эльконин Венгер

Критерии готовности к школьному обучению

В этой работе мы рассмотрим критерии необходимые для оптимального уровня усвоения школьной программы, а также методы формирования школьной готовности, это и определило актуальность проблемы.

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Работая над выполнением первой задачи, мы выяснили, что под психологической готовностью понимают структурные компоненты разви­тия детей 6-7 лет:

  1. Морфофункциональная готовность. Основными критериями здесь являются: состояние здоровья,развитие анализаторов, свойства нервной системы, развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость.
  2. Интеллектуальная готовность. Необходим относительно высокий уровень сформированности действий  восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и уровень саморегуляции.
  3. Личностная готовность. Главными показателями являются: степень сформированности мотивов, отношение к сверстникам и взрослым, отношение к самому себе.
  4. Специальная готовность.Компоненты: возрастные показатели физической подготовленности, возрастные показатели подготовленности в образовательных областях.

Читайте новую статью: «Что приготовить ребенку»

Методики изучения готовности ребенка к школе

Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, определить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

2 задача:  подобрать инструментарий по формированию определенного уровня готовности к школе.

Для выявления общего интелектуального уровня детей 6-7 лет чаще всего используют ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Этот тест состоит из трёх заданий:

1) рисование мужской фигуры по памяти;

тест школьной зрелости Керна-Йирасека

2) срисовывание письменных букв( или метод скопировать обоазеця);

тест школьной зрелости Керна-Йирасека

3) срисовывание группы точек.

тест школьной зрелости Керна-Йирасека

 Цель теста:  определение функциональной готовности к школьному обучению: развитие  умений, необходимых для овладения письмом, умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием; определение в общих чертах интеллектуального развития ребёнка.

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Методика Н.И. Гуткиной «Домик»

Методика Н.И. Гуткиной «Домик» позволяет: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

 Методика НИ Гуткиной

Материал: перечень вопросов, протокол. Процедура проведения, протоколы опроса есть в работе (Приложении 3).

Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежнова.

 Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова. Цель: выявить личностную (мотивационную) готовность к школе, которая подразумевает отношение ребёнка к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

 Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова.

Мотивационная готовность

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. В формировании мотивационной готовности не последнюю роль играет похвала. Внешняя положительная оценка укрепляет уровень мотивации, двигает развитие. Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
  • Ситуация занимательности.
  • Опыты – эксперименты (формирование понятий).
  • Познавательные игры (головоломки).
  • Соревнование (интеллектуальная эстафета).

Социальная готовность

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Социальная готовность к школе стимулируется личным примером. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет» и так далее. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

Формирование интеллектуальной готовности

Формирование интеллектуальной готовности: развивающие игры. Систематическое проведение игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал и т.д. 

Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика, которая способствует формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Загадки для детей

Наиболее популярны у детей задания в форме загадки, требующие активизации всех элементов интеллекта (мышлении, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения, сообразительности) и обогащение словарного запаса. 

Ребусы

Другой вид заданий для активизации мышления – это ребусы, решая ребусы, ребенок проводит звукобуквенный анализ в умственном плане, определяя количество, место, порядок нужной буквы в слове.

Игра «Что лишнее»

«Что лишнее?» — дети учатся находить закономерности, находить лишнее в цепочке и объяснять почему.

Задача родителей ребенка дошкольника

Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.

Организация предшкольной подготовки — задача взрослых. Важно, чтобы в этот период родители направили  свои силы на воспитание будущего первоклассника. Мы считаем, что поставленные в работе цель и задачи выполнены. Нами была проделана работа в изучении литературы по теме «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе». Основываясь на содержании научной литературы, мы подобрали педагогический инструментарий. Данные упражнения апробированы специалистами, а потому отлично подходят для реализации их на практике.

курсовая работа

Скачать работу

Скачать выпускную квалификационную работу «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе» вы можете ЗДЕСЬ!

Скачать презентацию

Скачать презентацию к выпускной квалификационной работе «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе» вы можете ЗДЕСЬ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.