- Цель работы
- Объект и предмет
- Задачи
- Основные понятия
- Критерии готовности к школьному обучению
- Методики изучения готовности ребенка к школе
- Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
- Методика Н.И. Гуткиной «Домик»
- Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежнова.
- Мотивационная готовность
- Социальная готовность
- Формирование интеллектуальной готовности
- Пальчиковая гимнастика
- Загадки для детей
- Ребусы
- Игра «Что лишнее»
- Задача родителей ребенка дошкольника
- Скачать работу
- Скачать презентацию
Представляем вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе». За последнее время в школе произошли серьезные преобразования, дошкольникам предъявляют всё более высокие требования. Большие трудности у детей 6-7 лет могут возникнуть, когда они столкнуться с систематическими занятиями, снижением двигательной активности и другими, не привычными для них, аспектами школьного обучения. Вследствие этого у ребёнка могут возникнуть: отрицательное отношение к учёбе, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ
Цель работы
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Целью работы мы обозначили изучение формирования готовности ребёнка к обучению в школе.
1. Изучить литературу по теме работы.
2. Подобрать инструментарий по формированию готовности ребёнка к школьному обучению.
Объект и предмет
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Объектом исследования непосредственно стали дети дошкольного возраста.
Предметом исследования – способы формирования определенного уровня готовности к школе.
- Как научить ребенка читать. Игра на развитие речи
- Как самостоятельно подготовить ребенка к школе
- Что должен знать ребенок перед школой
Задачи
Задачи мы решали через наблюдение, анализ литературы, интернет – источников.
Основные понятия
Теоретической проработкой проблемы готовности к школьному обучению занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. В отечественной психологии теоретическая проработка данной проблемы основана на трудах Льва Семёновича Выготского.
Ею занимались классики детской психологии Лидия Ильинична Божович, Даниил Борисович Эльконин, Леонида Абрамовича Венгера и продолжают заниматься известные современные специалисты, такие как: Нина Иосифовна Гуткина (кандидат психологических наук) и др.
Критерии готовности к школьному обучению
В этой работе мы рассмотрим критерии необходимые для оптимального уровня усвоения школьной программы, а также методы формирования школьной готовности, это и определило актуальность проблемы.
Работая над выполнением первой задачи, мы выяснили, что под психологической готовностью понимают структурные компоненты развития детей 6-7 лет:
- Морфофункциональная готовность. Основными критериями здесь являются: состояние здоровья,развитие анализаторов, свойства нервной системы, развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость.
- Интеллектуальная готовность. Необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и уровень саморегуляции.
- Личностная готовность. Главными показателями являются: степень сформированности мотивов, отношение к сверстникам и взрослым, отношение к самому себе.
- Специальная готовность.Компоненты: возрастные показатели физической подготовленности, возрастные показатели подготовленности в образовательных областях.
Читайте новую статью: «Что приготовить ребенку»
Методики изучения готовности ребенка к школе
Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, определить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
2 задача: подобрать инструментарий по формированию определенного уровня готовности к школе.
Для выявления общего интелектуального уровня детей 6-7 лет чаще всего используют ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Этот тест состоит из трёх заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание письменных букв( или метод скопировать обоазеця);
3) срисовывание группы точек.
Цель теста: определение функциональной готовности к школьному обучению: развитие умений, необходимых для овладения письмом, умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием; определение в общих чертах интеллектуального развития ребёнка.
Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!
Методика Н.И. Гуткиной «Домик»
Методика Н.И. Гуткиной «Домик» позволяет: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.
Материал: перечень вопросов, протокол. Процедура проведения, протоколы опроса есть в работе (Приложении 3).
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежнова.
Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова. Цель: выявить личностную (мотивационную) готовность к школе, которая подразумевает отношение ребёнка к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.
Мотивационная готовность
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. В формировании мотивационной готовности не последнюю роль играет похвала. Внешняя положительная оценка укрепляет уровень мотивации, двигает развитие. Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:
- Ситуация занимательности.
- Опыты – эксперименты (формирование понятий).
- Познавательные игры (головоломки).
- Соревнование (интеллектуальная эстафета).
Социальная готовность
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Социальная готовность к школе стимулируется личным примером. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет» и так далее. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
Формирование интеллектуальной готовности
Формирование интеллектуальной готовности: развивающие игры. Систематическое проведение игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал и т.д.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика, которая способствует формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Загадки для детей
Наиболее популярны у детей задания в форме загадки, требующие активизации всех элементов интеллекта (мышлении, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения, сообразительности) и обогащение словарного запаса.
Ребусы
Другой вид заданий для активизации мышления – это ребусы, решая ребусы, ребенок проводит звукобуквенный анализ в умственном плане, определяя количество, место, порядок нужной буквы в слове.
Игра «Что лишнее»
«Что лишнее?» — дети учатся находить закономерности, находить лишнее в цепочке и объяснять почему.
Задача родителей ребенка дошкольника
Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.
Организация предшкольной подготовки — задача взрослых. Важно, чтобы в этот период родители направили свои силы на воспитание будущего первоклассника. Мы считаем, что поставленные в работе цель и задачи выполнены. Нами была проделана работа в изучении литературы по теме «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе». Основываясь на содержании научной литературы, мы подобрали педагогический инструментарий. Данные упражнения апробированы специалистами, а потому отлично подходят для реализации их на практике.
Скачать работу
По этой ссылке вы можете скачать выпускную квалификационную работу «Формирование готовности ребёнка к обучению в школе»