Обучение профессии няня ведется в соответствии с рабочей программой, предназначенной для профессионального обучения учащихся по профессии «Няня», утвержденной ГБУ ДПО ЧИРПО в 2016 году. Требования к знаниям и умениям учащихся определены квалификационной характеристикой. Экзаменационный материал для слушателей по курсу «Няня».
Пояснительная записка к экзаменационному материалу
Определение обученности учащихся проводится по разработанным критериям.
Экзаменационные билеты включают в себя вопросы основной профессиональной образовательной программы.
Квалификационная характеристика по професии няня
Экзаменационный материал для слушателей по курсу «Няня». Подготовка и организация занятий для детей дошкольного возраста, сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель в дошкольных группах школ-интернатов, детских домах, яслях-садах, детских садах под руководством воспитателя. Обеспечение санитарного состояния помещений, оборудования, инвентаря. Просушивание одежды детей.
Выпускник должен знать
- Правила первой медицинской помощи;
- Технику безопасности, гигиену, санитарию;
- Психологию ребенка;
- Возрастные особенности детей;
- Методику ведения воспитательных, развивающих занятий.
Выпускник должен уметь
- Оказывать первую медицинскую помощь;
- Выполнять правила безопасности труда;
- Ухаживать за детьми;
- Общаться с детьми разного возраста;
- Организовать воспитательные занятия;
- Вести развивающие игры.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области ухода за детьми в качестве няни.
Квалификационный уровень по национальной рамке квалификаций: 3.
Квалификационный разряд: 1.
Методика отслеживания уровней обученности на квалификационных экзаменах
Квалификационная работа состоит из трёх этапов:
- Теоретические знания.
- Практические умения и навыки.
- Практическая квалификационная работа.
Экзаменационные билеты
Экзаменационный материал для слушателей по курсу «Няня».
ТЕМЫ | БИЛЕТЫ |
1.Теория. Обзор СанПинов 2.4.1.3049-13 «Санитарно Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (режим влажной уборки, требования к уходу за игрушками, режим проветривания) 2. Учебная практика. Основные принципы ухода за новорожденным ребенком | БИЛЕТ 1 |
1. Теория. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 2. Учебная практика. Требования к организации учебных и развивающих занятий с дошкольниками (по СанПин 2.4.1.3049-13 ) | БИЛЕТ 2 |
1. Теория. Нужно ли делать прививки ребенку 2. Учебная практика.Формы и методы работы с родителями в ДОУ | БИЛЕТ 3 |
1. Теория. Характеристика профессии Няня. Функциональные и должностные обязанности. 2. Учебная практика. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. | БИЛЕТ 4 |
1. Теория. Развитие физической активности дошкольников: утренняя гимнастика, физкультура, физминутки, подвижные игры. 2. Учебная практика. Утренний прием детей в ДОУ (из СанПинов 2.4.1.3049-13) | БИЛЕТ 5 |
1. Теория. Формирование готовности к обучению в школе. 2. Учебная практика.Оказание первой доврачебной помощи детям | БИЛЕТ 6 |
1. Теория. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника. 2. Учебная практика. Организация прогулки (из СанПинов 2.4.1.3049-13) | БИЛЕТ 7 |
1. Теория.Физиологические особенности новорожденного ребенка. 2. Учебная практика. Развитие ребенка с ЗПР | БИЛЕТ 8 |
1. Теория. Теории детского психоэмоционального развития Психоаналитическая теория развития Зигмунта Фрейда (1856 — 1939) Психическое развитие ребенка по Жану Пиаже (1896 — 1980) 2. Учебная практика. Подвижные игры для детей дошкольного возраста | БИЛЕТ 9 |
1. Теория. Теории детского психоэмоционального развития Концепция психического развития М.Монтессори (1870 – 1952) 2. Учебная практика. Пеленание классическое в 1 пеленку | БИЛЕТ 10 |
1. Теория. Детская психология как часть возрастной психологии Методологические основы детской психологии. Задачи детской психологии. 2. Учебная практика. Развитие восприятия у дошкольника способы, приемы) | БИЛЕТ 11 |
1. Теория. История детства (этапы и характеристика) 2. Учебная практика. Развитие ощущений у ребенка (способы, приемы) | БИЛЕТ 12 |
1. Теория. Режим дня как первое социальное средство организации жизни ребенка. 2 . Учебная практика. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения. | БИЛЕТ 13 |
1. Теория. Шкала Апгар для новорожденных. 2. Учебная практика. Развитие внимания у ребенка (способы, приемы) | БИЛЕТ 14 |
1. Теория. Формы и методы воспитание здорового образа жизни у дошкольников. 2. Учебная практика. Развитие памяти у ребенка (способы, приемы) | БИЛЕТ 15 |
1. Теория. «Основы медицинских знаний и санитарии» Иммунитет ребенка. Профилактика, процедуры, повышающие иммунитет. 2. Учебная практика. Развитие мышления у ребенка (способы, приемы) | БИЛЕТ 16 |
1. Теория. Обзор СанПинов 2.4.1.3049-13 «Санитарно Эпидемиологические требования» к санитарному содержанию помещений дошкольных организаций.» Раздел: Личная гигиена персонала. 2. Учебная практика. Развитие воображения у ребенка (способы, приемы) | БИЛЕТ 17 |
1. Теория. Обзор СанПинов 2.4.1.3049-13 «Санитарно Эпидемиологические требования к организации питания в ДОО» 2. Учебная практика. Пеленание: «за» и «против», виды пеленания. | БИЛЕТ 18 |
1. Теория. «Основы психологии» Темперамент ребенка. Особенности организации воспитательных и развивающих мероприятий с учетом особенностей темперамента ребенка 2 . Учебная практика. Подбор игр для детей дошкольного возраста, развивающих речь ребенка | БИЛЕТ 19 |
1. Теория. «Охрана труда» Опасные и вредные производственные факторы. Общие понятия. Факторы, влияющие на продуктивность труда. 2 . Учебная практика. Подбор игр для детей дошкольного возраста, развивающих воображение и мышление ребенка | БИЛЕТ 20 |
1. Теория. Физическое развитие дошкольников. Задачи физического воспитания в соответствии с ФГОС. Средства Физического воспитания 2 . Учебная практика. Формирование благоприятного психологического климата в группе детей. | БИЛЕТ 21 |
1. Теория. Акселерация. Причины акселерации. 2 . Учебная практика. Пеленание «Классическое в 2 пеленки» | БИЛЕТ 22 |
1. Теория. Развитие новорожденного. От чего зависят параметры физического развития новорожденных 2. Учебная практика Гигиена новорожденного. Обработка пупочной ранки. | БИЛЕТ 23 |
1. Теория. ФГОС дошкольного образования. 2. Учебная практика «Кризис первого года» Как реагировать на поведенческие проявления ребенка. Причины появления нежелательных качеств характера у ребенка | БИЛЕТ 24 |
1. Теория. Психология семьи. Основные понятия. Структура семьи. Функции семьи. Типы взаимоотношений родителей и детей. 2 . Учебная практика. Методы воспитания «медлительного» ребенка | БИЛЕТ 25 |
1. Теория. «Основы психологии» Типы восприятия. Выбор обучающего материала в зависимости от типа восприятия ребенка. Упражнения, развивающие основные каналы восприятия. 2. Учебная практика Методы приучения ребенка к горшку | БИЛЕТ 26 |
1. Теория. Эмоциональное развитие ребенка 2. Учебная практика. Здоровое питание. Блюда детского питания | БИЛЕТ 27 |
1. Теория. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 2 . Учебная практика. Методики изучения ПДД для детей дошкольного возраста. | БИЛЕТ 28 |
1. Теория. Развитие моторики дошкольников (лепка, рисование,конструирование, пальчиковая гимнастика) 2 . Учебная практика. Игровые технологии речевого развития. | БИЛЕТ 29 |
1. Теория. Методика проведения прогулки на свежем воздухе (весной, летов, осенью, зимой) 2 . Учебная практика. Способы физического развития ребенка дошкольного возраста. | БИЛЕТ 30 |
1. Теория. Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ 2 . Учебная практика. Конфликты в детском коллективы: причины, формы работы | БИЛЕТ 31 |
1. Теория. Развитие детей до года по месяцам 2 . Учебная практика. Работа с ребенком при наличии СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) | БИЛЕТ 32 |
Критерии оценивания теоретических знаний
Оценка «5» — полный ответ на вопрос.
Оценка «4» — неполный ответ на вопрос, ответ на дополнительный вопрос.
Оценка «3» — неполный ответ на вопрос, нет ответа на дополнительный вопрос.
Оценка «2» — нет ответа.
Ни пуха, ни пера на экзамене!
Наталья Белокопытова.